Народное декоративно-прикладное искусство в контексте развивающего обучения

  • Лариса Владимировна Шокорова Алтайский государственный университет
Ключевые слова: Народное декоративно-прикладное искусство, national arts and crafts, развивающее обучение, теоретическое мышление, theoretical thinking developing training

Аннотация

Рассматривается проблема соотношения обучения и развития с позиций гуманизации и модернизации образования. Характеризуются особенности развития теоретического (научного) мышления в процессе обучения изобразительной деятельности. Выявляются основные аспекты применения принципов развивающего обучения в сфере народного декоративно-прикладного искусства.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Лариса Владимировна Шокорова, Алтайский государственный университет

кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории отечественного и зарубежного искусства

Литература

1. Ведич-Берендей В. Кедр - Концепция духовного развития: Украина и социогуманизм. Киев, 2011.
Контекст: ...Разрушение и дискредитация духовных ценностей приводит к кризису идентичности как отдельной личности, так и культур различных народов. «Основой любого общественного кризиса становиться потеря духовности как базисной основы человеческой личности, связывающей ее с тонкомерным миром окружающей среды» [1, с. 15]...
2. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н.; Педагогика / под ред. В.А. Сластенина. М., 2002.
Контекст: ...Согласно определению В.А. Сластенина «образование - это социальное явление, представляющее собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства» [2, с. 16]...
3. Колычева З.И. Ноосферная педагогика как новая образовательная парадигма. СПб., 2004.
Контекст: ...Под гуманизацией образования понимается система мер, направленная на развитие общекультурных компонентов в содержании образования, ориентированных на совершенствование личности, формирование ее гуманного мировоззрения и творческого потенциала [3, с. 27]...
4. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.,1935.
Контекст: ...Л.С. Выготский отмечал: «Процессы обучения и воспитания в каждом возрасте находятся в непосредственной зависимости не столько от уже наличных, организовавшихся и созревших особенностей ребенка, сколько от его особенностей, находящихся в зоне его ближайшего развития» [4, с. 9]...
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
Контекст: ...«Методы усвоения знаний основываются на сообщении готовых знаний, обучении по образцу, индуктивной логике от частного к общему, механической памяти, вербальном изложении, репродуктивном воспроизведении» [5, с. 76]...
6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.
Контекст: ...Но не всяких задач, а таких, решение которых требует от человека умения разводить внешнее и внутреннее, являющееся и существенное» [6, с. 39]...
7. Богуславская И.Я. Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Л., 1981.
Контекст: ...Традиции пронизывают все явления жизни, быта, производства, экономики, культуры, искусства, в каждой сфере обладая своей спецификой в содержании и проявлении» [7, с. 18]...
8. Михайлова Л.И. Народная культура в современных условиях // Предметно-материальный мир традиционной народной культуры прошлого в условиях современности. М., 2007.
Контекст: ...Она становится более подвижной, динамичной, но одновременно и более простой, облегчённой, основанной на быстрой узнаваемости, упрощении, необходимой для массового воспроизведения» [8, с. 64]...
9. Разина Т.М. О профессионализме народного искусства. М., 1985.
Контекст: ...а в силу искренних, непредвзятых побуждений: от прошлого, уже сделанного народом ранее, берётся лишь понятное, отвечающее сегодняшним мыслям и чувствам, вызывающее интерес и побуждающее к творчеству.» [9, с. 76]...
10. Щербаков В.С. Изобразительное искусство: обучение и творчество. М., 1969.
Контекст: ...В.С. Щербаков отмечал: «Специфика обучения изобразительному искусству слагается из рассматривания предмета, образования в сознании представления об этом предмете, придумывания изобразительной формы этого представления и, наконец, реализации этой изобразительной формы техническими средствами» [10, с. 28]...
11. Шокорова Л.В. Народное декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования России // Alma-mater. 2015. № 7.
Контекст: ...соответствии со спецификой обучения изобразительной деятельности: от восприятия внешнего предмета к созданию образа и мысленному эксперименту с ним с последующим опредмечиванием образа в понятийной форме [11, с. 112]...
12. Кабанова-Миллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. М., 1981.
Контекст: ...предметы учащийся «помещает» на какую-либо плоскость, причем они располагаются в определенных пространственных отношениях - в одной плоскости или же в разных, на переднем плане, на заднем, справа, слева» [12, с. 4]...
Опубликован
2019-12-06
Как цитировать
Шокорова, Л. В. (2019). Народное декоративно-прикладное искусство в контексте развивающего обучения. Культурное наследие Сибири, 1(19), 130-142. извлечено от http://journal.asu.ru/knc/article/view/6883
Раздел
Декоративно-прикладное искусство