М. В. Ломоносов и А. С. Пушкин о национальном самосознании

  • Тамара Михайловна Степанская Алтайский государственный университет
Ключевые слова: Отечество, fatherland, истоки патриотизма, patriotism sources, преемственность, succession, знание, knowledge, критика, criticism, памятник, monument

Аннотация

Затрагивается тема преемственности в науке, искусстве, культуре, высказываются взгляды на А. С. Пушкина как на восприемника идей и суждений в области науки и творчества М. В. Ломоносова. Кратко рассмотрены деятельность и личность М. В. Ломоносова и А. С. Пушкина в контексте универсальности; прослежены преемственные связи, принципы, взгляды на развитие русского языка и его значение в формировании художественно-эстетических и нравственно-патриотических социальных концептов.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Тамара Михайловна Степанская, Алтайский государственный университет

доктор искусствоведения, профессор, зав. кафедрой истории отечественного и зарубежного искусства

Литература

1. Ильина Т. В. История искусств, Отечественное искусство. М., 2000.
Контекст: ...Наиболее полное воплощение дух культуры середины XVII-XVIII вв. получил в торжественной оде, величайшим мастером которой был Ломоносов, и громко-звучные формы которой призваны были прославлять успехи России, победы русского оружия. приподнятость национального самосознания» [1, с. 126]...
2. Распутин В. Г. Заветное слово - Пушкин. Бийск, 1999. № 1.
Контекст: ...Все благородное, бескорыстное, все возвышающее душу человеческую подавлено неумолимым эгоизмом и страстью к довольству» (цит. по: [2, с. 6])...
...Нельзя не согласиться с писателем В. Распутиным, утверждающим: «Пушкин освободил русский литературный язык от косноязычия. соединил в один язык простонародный и литературный, подготовил к чтению всю Россию» [2, с. 6]...
3. Лебедев Н. Е. Ломоносов. М., 1990 (Жизнь замечательных людей).
Контекст: ...М. В. Ломоносов признавал необходимость учиться у европейских стран, но учиться, «полагаясь на свое разумение, на свои ресурсы, учитывая насущные потребности и внутреннюю логику своего развития» [3, с. 7]...
...Если же вы мне их имя дадите, то знайте, что вы холопи, а моя слава падает и с вашею» [3, с. 11]...
...Напротив того, в некоторых других государствах, например в Германии, баварской крестьянин мало разумеет мекленбургского или бранденбургской швабского, хотя все того ж немецкого народа» [3, с. 55]...
4. Карамзин Н. М. О любви к Отечеству и народной гордости // Избранные сочинения: в 2 т. М., 1989.
Контекст: ...Хорошо и должно учиться. но горе тому человеку и народу, который будет всегдашним учеником» [4, с. 132133]...
...Отечеству, а личное самолюбие - гордость народную, которая служит опорою патриотизма. не говорю, чтобы любовь к Отечеству долженствовала ослеплять и уверять, что мы лучше и во всем мире лучше, но русский должен по крайне мере знать цену свою.» [4, с. 139]...
5. Ломоносов М. В. Избранные произведения. М., 1986.
Контекст: ...Он сформулировал актуальное и сегодня положение о художественной критике: «. главным образом пусть журналист (критик) усвоит, что для него нет ничего более позорного, чем красть у кого-либо из собратьев высказанные последними мысли и суждения и присваивать их себе» [5, с. 225]...
Опубликован
2019-12-09
Как цитировать
1. Степанская Т. М. М. В. Ломоносов и А. С. Пушкин о национальном самосознании // Культурное наследие Сибири, 2019. Т. 2. № 20. С. 8-15. URL: http://journal.asu.ru/knc/article/view/6910.
Раздел
Искусство Сибири теоретические аспекты искусствознания и культурологии