Отражение обрядовых традиций кумандинцев Алтайского края в современной праздничной культуре

  • Иван Иванович Назаров Алтайский государственный университет Email: nazarov@email.asu.ru
Ключевые слова: Алтайский край, Altai krai, кумандинцы, kumandins, традиционная культура, traditional culture, ритуальные практики, ritual practicians, современная праздничная культура, modern festive culture, возрождение традиций, revival of traditions

Аннотация

Рассматривается уникальный феномен - возрождение кумандинцами в рамках современной праздничной культуры элементов традиционной культуры. Акцент делается на возрожденном обряде «Кочо-кан», который имел в прошлом ярко выраженный эротический контекст. Традиционный обряд «Кочо-кан» включал в себя такие элементы, как: экзогамный круг его участников, ритуальные атрибуты (маска, шапка, посох, фаллос), песенное состязание, эротические игры, особую ритуальную пищу - конское мясо. Участие в современном обряде «Кочо-кан», который проводится осенью в Бийске, принимают все желающие, а не только члены одной родовой организации, при этом его эротическая составляющая сведена к нулю, а ассортимент ритуальных кушаний значительно расширен.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Иван Иванович Назаров, Алтайский государственный университет

кандидат исторических наук, доцент кафедры археологии, этнографии и музеологии

Литература

1. Вербицкий В. И. Алтайцы. Томск, 1870.
Контекст: ...В. И. Вербицкого, который, в частности, указывал на использование мужчинами во время ритуала разрисованной берестяной маски «кочо» [1, с. 98]...
2. Zelenin D. EinerotischerRitus in den Opferungen der altaischen-Turken // InternationalesArchiv fur Ethnographie. Leiden, 1928. Bd. XXIX. Hf. IV-VI.
Контекст: ...Исследователь довольно подробно описывал сам обряд принесения в жертву коня и подчеркнул эротическую сторону этого обряда, проводившегося исключительно только в кругу мужчин - представителей одного рода (сеок) [2]...
3. Потапов Л. П. Этнографический очерк развития земледелия у алтайцев // Труды Института этнографии. Новая серия. 1952. Т. 18.
Контекст: ...Однако и в этом случае, как сообщал Л. П. Потапов, праздник у кумандинцев мог сопровождаться жертвоприношением лошади с особым эротическим обрядом - «кочаган» [3]...
4. Каралькин П. И. «Кочо»: рукопись // Архив Института этнографии Венгерской академии наук. Фонд В. Диосеги.
Контекст: ...Сведения о рассматриваемом нами кумандинском обряде содержатся также и в полевых материалах П. И. Каралькина, который собирал материалы в 1950-х гг. [4]. (Рукопись П. И. Каралькина «Кочо» была опубликована Д. А. Функом [5])...
...Во время хождения Кочо пел песню, текст которой содержал эротические сюжеты [4]...
5. Функ Д. А. Миры шаманов и сказителей: комплексное исследование телеутских и шорских материалов: монография. М., 2005.
Контекст: ...Сведения о рассматриваемом нами кумандинском обряде содержатся также и в полевых материалах П. И. Каралькина, который собирал материалы в 1950-х гг. [4]. (Рукопись П. И. Каралькина «Кочо» была опубликована Д. А. Функом [5])...
6. Сатлаев Ф. А. Коча-кан - старинный обряд испрашивания плодородия у кумандинцев // МАЭ. Вып. 27. Л., 1971.
Контекст: ...Этой теме посвящена его специальная публикация «Коча-кан - старинный обряд испрашивания плодородия у кумандинцев», в которой ее автор подробно останавливается на рассмотрении личности самого мифологического персонажа - Кочо-кана [6]...
...Такими действиями, как полагал Ф. А. Сатлаев, всем попавшимся навстречу Кочо-кан передавал мужскую силу [6, с. 138]...
7. Сатлаев Ф. А. Кумандинцы: историко-этнографический очерк XIX - первой четверти XX в. Горно-Алтайск, 1974.
Контекст: ...Праздник сопровождался песенными соревнованиями тамыр-томыр и мог растягиваться на два-три дня [7, с. 161-162]...
8. Назаров И. И. Кумандинцы: традиционное хозяйство и материальная культура: монография / отв. ред. Н. А. Томилов. Барнаул, 2013.
9. Назаров И. И. «Новые маски»: возрождаемые явления традиционной культуры кумандинцев в системе управления и развития этнокультурного наследия региона // Малочисленные этносы в пространстве доминирующего общества: практика прикладных исследований и эффективные инструменты этнической политики. Кемерово, 2014.
10. Назаров И. И. Современный праздник и традиционная культура кумандинцев Алтайского края (по материалам этнографических исследований 2013 и 2014 гг.) // Полевые исследования в Прииртышье, Верхнем Приобъе и на Алтае. 2014 г.: археология, этнография, устная история. Вып. 10. Барнаул, 2015.
11. Планы этнокультурных мероприятий в Алтайском крае на 2012-2015 гг. // Официальный сайт администрации Алтайского края [Электронный ресурс]. URL http://www.altairegion22.ru/gov/ administration/isp/kompart/gosudarstvennaya-natsionalnaya-politika/ Plan-etnokulturnykh-meropriiatii-v-Altaiskom-krae/ (дата обращения: 01.03.2016).
Контекст: ...При этом с 2012 г. этот праздник по инициативе кумандинских общественных организаций включается в утверждаемые администрацией Алтайского края годовые планы этнокультурныхмеро-приятий [11]...
Опубликован
2019-12-10
Как цитировать
Назаров И. И. Отражение обрядовых традиций кумандинцев Алтайского края в современной праздничной культуре // Культурное наследие Сибири, 2019. Т. 2, № 20. С. 109-115. URL: http://journal.asu.ru/knc/article/view/6943.
Раздел
Религия и культура