Влияние русской эмиграции начала ХХ в. на китайскую художественную культуру: историографический аспект

  • Синь Чэнь Дальневосточный федеральный университет Email: cultjournal@asu.ru
  • Степанская Тамара Михайловна Алтайский государственный университет Email: cultjournal@asu.ru
Ключевые слова: Русская эмиграция, russian emigration, художественная выставка, art exhibition, учитель, teacher, русская живопись, russian painting, китайская живопись, chinese painting, монография, monograph, личный стиль, personal style

Аннотация

Исследуется становление творчества китайских художников северо-востока Китая, прежде всего - Харбина, при участии русских худож-ников-педагогов в первой половине XX в., влияние русской эмиграции начала XX в. на китайскую культуру. Эта тема продолжает оставаться актуальной как для российских, так и для китайских исследователей. Авторы глубоко изучили историографию заявленной темы.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Синь Чэнь, Дальневосточный федеральный университет

Дальневосточный федеральный университет

Степанская Тамара Михайловна, Алтайский государственный университет

доктор искусствоведения, профессор, зав. Кафедрой истории отечественного и зарубежного искусства факультета искусств и дизайна Алтайского государственного университета

Литература

1. Ван Пин. Русская художественная эмиграция в Китае в первой половине XX века: дис.. канд. искусствоведения. М., 2007.
Контекст: ...Пин в 2003 г., «помимо, собственно, истории эмиграции, внимание исследователей двух стран направлено на изучение того культурного вклада, который внесла эмиграция в развитие как русской литературы и искусства, так и культуры тех стран, которые приняли русскую эмиграцию» [1]...
...Харбин: середина 20-х» (2003 г.), по словам Ван Пина, «раскрывают историю рождения и становления русского Харбина и позволяют лучше представить ту среду, складывавшуюся судьбу изгнанников после Октябрьской революции и Гражданской войны» [1]...
...В диссертации Ван Пина «Русская художественная эмиграция в Китае в первой половине XX века» [1] и диссертации Чэнь Вэньхуа «Выставки русской живописи в Китае: история и современность» [22], достаточно детально изучается история русской художественной эмиграции в Китае...
2. Аблова Н.Е. История КВЖД и российские колонии в Маньчжурии в конце XIX - начале XX в. (1896-1917 гг.) // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 1998. №3.
Контекст: ...Аурилене, Г.В. Мелихов, Е. Таскина, Н.П. Крадин, В.А. Жиганов, Е.Х. Нилус, А.А. Хисамутдинов, В.Ф. Печерица, Г.В. Ревякина, А.А. Забияко, Ли Сингэн, Ли Яньлин, Ван Чжичэн, Чжэн Юнван, Ли Шусяо, Хэ Инь и др. [2-18]...
...Большой интерес представляет диссертация Е.Е. Аурилене «Российская эмиграция в Китае: 1920-1925-е гг.» (2004 г.), статья Н.Е. Абловой «История КВЖД и российские колонии в Маньчжурии в конце XIX - начале XX вв. (1896-1917 гг.)» [2] и книга Е.Х. Нилуса «Исторический обзор Китайской Восточной железной дороги: 1896-1923 гг.» [8]...
3. Аурилене Е.Е. Русская диаспора в Китае: особенности адаптации эмигрантов в 1920-1950-е годы // Россия и АТР. № 3. Владивосток, 2004.
Контекст: ...Аурилене, Г.В. Мелихов, Е. Таскина, Н.П. Крадин, В.А. Жиганов, Е.Х. Нилус, А.А. Хисамутдинов, В.Ф. Печерица, Г.В. Ревякина, А.А. Забияко, Ли Сингэн, Ли Яньлин, Ван Чжичэн, Чжэн Юнван, Ли Шусяо, Хэ Инь и др. [2-18]...
4. Мелихов Г.В. Белый Харбин: середина 20-х. М., 2003.
Контекст: ...Аурилене, Г.В. Мелихов, Е. Таскина, Н.П. Крадин, В.А. Жиганов, Е.Х. Нилус, А.А. Хисамутдинов, В.Ф. Печерица, Г.В. Ревякина, А.А. Забияко, Ли Сингэн, Ли Яньлин, Ван Чжичэн, Чжэн Юнван, Ли Шусяо, Хэ Инь и др. [2-18]...
...Особое значение имеют работы таких авторов, как Г.В. Мелихов, Е. Таскина, В.Ф. Печерица [4, 5, 10]...
...Нет информации об их китайских учениках, кроме имени китайской художницы Ян Мэйлин [4]...
...Вместе с тем Мелихов пишет, что «история русско-китайских и русско-японских связей в области изобразительного искусства еще ждёт своего исследователя» [4, с. 269]...
5. Таскина Е. П. Неизвестный Харбин. М., 1994.
Контекст: ...Аурилене, Г.В. Мелихов, Е. Таскина, Н.П. Крадин, В.А. Жиганов, Е.Х. Нилус, А.А. Хисамутдинов, В.Ф. Печерица, Г.В. Ревякина, А.А. Забияко, Ли Сингэн, Ли Яньлин, Ван Чжичэн, Чжэн Юнван, Ли Шусяо, Хэ Инь и др. [2-18]...
...Особое значение имеют работы таких авторов, как Г.В. Мелихов, Е. Таскина, В.Ф. Печерица [4, 5, 10]...
6. Крадин Н.П. Харбин - русская Атлантида: очерки. Хабаровск, 2010.
Контекст: ...Аурилене, Г.В. Мелихов, Е. Таскина, Н.П. Крадин, В.А. Жиганов, Е.Х. Нилус, А.А. Хисамутдинов, В.Ф. Печерица, Г.В. Ревякина, А.А. Забияко, Ли Сингэн, Ли Яньлин, Ван Чжичэн, Чжэн Юнван, Ли Шусяо, Хэ Инь и др. [2-18]...
...Следует назвать таких российских авторов, как Н.П. Крадин, В.А. Жиганов, А.А. Хисамутдинов, В.Ф. Печерица и др. [6-10]...
...Н. Крадин опубликовал книгу «Харбин - Русская Атлантида» [6]...
...Н.П. Крадин пишет о том, что Н.С. Задорожный работал несколько лет в Харбинском педагогическом институте, вынашивал идею создания в Шанхае в 1934 г. еще одного учебного заведения по искусству: Шанхайской Академии искусств [6]...
7. Русские в Шанхае: альбом / сост., ред., изд. В.Д. Жиганов. Шанхай, 1939.
Контекст: ...Аурилене, Г.В. Мелихов, Е. Таскина, Н.П. Крадин, В.А. Жиганов, Е.Х. Нилус, А.А. Хисамутдинов, В.Ф. Печерица, Г.В. Ревякина, А.А. Забияко, Ли Сингэн, Ли Яньлин, Ван Чжичэн, Чжэн Юнван, Ли Шусяо, Хэ Инь и др. [2-18]...
...Следует назвать таких российских авторов, как Н.П. Крадин, В.А. Жиганов, А.А. Хисамутдинов, В.Ф. Печерица и др. [6-10]...
8. Нилус Е.Х. Исторический обзор Китайской Восточной железной дороги: 1896-1923 гг. Харбин, 1923. Т. 1.
Контекст: ...Аурилене, Г.В. Мелихов, Е. Таскина, Н.П. Крадин, В.А. Жиганов, Е.Х. Нилус, А.А. Хисамутдинов, В.Ф. Печерица, Г.В. Ревякина, А.А. Забияко, Ли Сингэн, Ли Яньлин, Ван Чжичэн, Чжэн Юнван, Ли Шусяо, Хэ Инь и др. [2-18]...
...Н.Е. Абловой «История КВЖД и российские колонии в Маньчжурии в конце XIX - начале XX вв. (1896-1917 гг.)» [2] и книга Е.Х. Нилуса «Исторический обзор Китайской Восточной железной дороги: 1896-1923 гг.» [8]...
...Следует назвать таких российских авторов, как Н.П. Крадин, В.А. Жиганов, А.А. Хисамутдинов, В.Ф. Печерица и др. [6-10]...
9. Хисамутдинов А.А. Российская эмиграция в Китая: опыт энциклопедии. Владивосток, 2002.
Контекст: ...Аурилене, Г.В. Мелихов, Е. Таскина, Н.П. Крадин, В.А. Жиганов, Е.Х. Нилус, А.А. Хисамутдинов, В.Ф. Печерица, Г.В. Ревякина, А.А. Забияко, Ли Сингэн, Ли Яньлин, Ван Чжичэн, Чжэн Юнван, Ли Шусяо, Хэ Инь и др. [2-18]...
...Следует назвать таких российских авторов, как Н.П. Крадин, В.А. Жиганов, А.А. Хисамутдинов, В.Ф. Печерица и др. [6-10]...
...Однако автор не изучал их педагогический опыт в обучении китайских живописцев [9]...
10. Печерица В.Ф. Духовная культура русской эмиграции в Китае. Владивосток, 1999.
Контекст: ...Аурилене, Г.В. Мелихов, Е. Таскина, Н.П. Крадин, В.А. Жиганов, Е.Х. Нилус, А.А. Хисамутдинов, В.Ф. Печерица, Г.В. Ревякина, А.А. Забияко, Ли Сингэн, Ли Яньлин, Ван Чжичэн, Чжэн Юнван, Ли Шусяо, Хэ Инь и др. [2-18]...
...Следует назвать таких российских авторов, как Н.П. Крадин, В.А. Жиганов, А.А. Хисамутдинов, В.Ф. Печерица и др. [6-10]...
...Особое значение имеют работы таких авторов, как Г.В. Мелихов, Е. Таскина, В.Ф. Печерица [4, 5, 10]...
...Историческое значение русских Духовных миссий в Китае показывает В.Ф. Печерица в книге «Духовная культура русской эмиграции» [10], где рассматривается культурная жизнь русской диаспоры в Китае в 19201940-е гг. - период духовного подъёма эмиграции первой послереволюционной волны...
...Оценивается роль приезда в Китай Н.К. Рериха, который предложил создать в Харбине художественный музей [10]...
11. Ревякина Т.В. Проблемы адаптации и сохранения национальной идентичности российской эмиграции в Китае: начало 1920-х - середина 1940-х гг.: автореф. дис.. канд. ист. наук. М., 2004.
Контекст: ...Аурилене, Г.В. Мелихов, Е. Таскина, Н.П. Крадин, В.А. Жиганов, Е.Х. Нилус, А.А. Хисамутдинов, В.Ф. Печерица, Г.В. Ревякина, А.А. Забияко, Ли Сингэн, Ли Яньлин, Ван Чжичэн, Чжэн Юнван, Ли Шусяо, Хэ Инь и др. [2-18]...
12. Забияко А.А. Ментальность дальневосточного фронтира: культура и литература русского Харбина: монография. Новосиби рск, 2016.
Контекст: ...Аурилене, Г.В. Мелихов, Е. Таскина, Н.П. Крадин, В.А. Жиганов, Е.Х. Нилус, А.А. Хисамутдинов, В.Ф. Печерица, Г.В. Ревякина, А.А. Забияко, Ли Сингэн, Ли Яньлин, Ван Чжичэн, Чжэн Юнван, Ли Шусяо, Хэ Инь и др. [2-18]...
...В то же время в ее трудах нет возможности найти имена китайских художников - учеников русских мастеров живописи [12]...
13. 李兴庚. 风雨浮萍. - 俄国侨民在中国 / 李兴庚. - 北京 :中央编 译出版社, 1997. - 432 Ж. Ли Синган. Лотос, плывущий в буре. Русские эмигранты в Китае. Пекин, 1997.
Контекст: ...Аурилене, Г.В. Мелихов, Е. Таскина, Н.П. Крадин, В.А. Жиганов, Е.Х. Нилус, А.А. Хисамутдинов, В.Ф. Печерица, Г.В. Ревякина, А.А. Забияко, Ли Сингэн, Ли Яньлин, Ван Чжичэн, Чжэн Юнван, Ли Шусяо, Хэ Инь и др. [2-18]...
14. Ли Яньлин. Литература русских эмигрантов в Китае: в 10 т. Пекин, 2005. Т. 1.
Контекст: ...Аурилене, Г.В. Мелихов, Е. Таскина, Н.П. Крадин, В.А. Жиганов, Е.Х. Нилус, А.А. Хисамутдинов, В.Ф. Печерица, Г.В. Ревякина, А.А. Забияко, Ли Сингэн, Ли Яньлин, Ван Чжичэн, Чжэн Юнван, Ли Шусяо, Хэ Инь и др. [2-18]...
...Ли Яньлин опубликован книгу «Литература русских эмигрантов в Китае» [14]...
15. Ван Чжичэн. История русской эмиграции в Шанхае / пер. с кит. Чэньлонга Пань и др. М., 2008.
Контекст: ...Аурилене, Г.В. Мелихов, Е. Таскина, Н.П. Крадин, В.А. Жиганов, Е.Х. Нилус, А.А. Хисамутдинов, В.Ф. Печерица, Г.В. Ревякина, А.А. Забияко, Ли Сингэн, Ли Яньлин, Ван Чжичэн, Чжэн Юнван, Ли Шусяо, Хэ Инь и др. [2-18]...
...Известна его монография «История русской эмиграции в Шанхае» [15]...
...Ван Чжичэн пишет, что «в декабре 1928 года была организована первая совместная выставка русских художников, в которой приняли участие М.А. Кичигин, В.С. Подгурский, Н.А. Пикулевич и Л.Н. Пашков» [15]...
...Примечательно, что на выставке получили признание работы художника, профессора Ханчжоуского государственного института искусств Линь Фэньмяня» [15]...
...Ван Чжичэн указывает, что многие русские художники имели свои студии и обучали китайских учеников: «Людей, желающих учиться живописи и русских художников, было так много, что у мастеров не хватало времени на собственное творчество» [15]...
16. 郑永旺. 俄罗斯东正教与黑龙江文化 / 郑永旺. - 哈尔滨: 黑龙江大 学出版社, 2010. - 223 Ж. Чжэн Юнван. Русское православие и хэйлунцзянская культура. Харбин, 2010.
Контекст: ...Аурилене, Г.В. Мелихов, Е. Таскина, Н.П. Крадин, В.А. Жиганов, Е.Х. Нилус, А.А. Хисамутдинов, В.Ф. Печерица, Г.В. Ревякина, А.А. Забияко, Ли Сингэн, Ли Яньлин, Ван Чжичэн, Чжэн Юнван, Ли Шусяо, Хэ Инь и др. [2-18]...
...Изучению русской архитектуры в Китае и русских Духовных миссий посвящены работы таких русских исследователей, как С.С. Левошко, Н.П. Крадин, В.Ф. Печерица и Т.Ю. Троицкая, Д.С. Поздняев и китайского ученого Чжэн Юнвана [16] и др...
...Известна его монография «Русское православие и хэйлунцзянская культура» [16]...
...В книге дана информация: «В это время студия «Лотос» была не очень крупномасштабная, учителя и ученики в общей сложности составляли 40 человек, в том числе были китайские ученики, которых обучается в студии 15 человек» [16]...
17. 李述笑. 哈尔滨历史编年 / 李述笑. - 哈尔滨 :哈尔滨出版社,2000. - 423页. Ли Шусяо. Харбинская историческая летопись. Харбин, 2000.
Контекст: ...Аурилене, Г.В. Мелихов, Е. Таскина, Н.П. Крадин, В.А. Жиганов, Е.Х. Нилус, А.А. Хисамутдинов, В.Ф. Печерица, Г.В. Ревякина, А.А. Забияко, Ли Сингэн, Ли Яньлин, Ван Чжичэн, Чжэн Юнван, Ли Шусяо, Хэ Инь и др. [2-18]...
18. 贺颖. 他乡亦故乡: 俄罗斯人回忆哈尔滨. - 哈尔滨: 黑龙江人民出版社, 2010 - 303 页 Хэ Инь. Харбин - вторая Родина русских эмигрантов. Харбин, 2010.
Контекст: ...Аурилене, Г.В. Мелихов, Е. Таскина, Н.П. Крадин, В.А. Жиганов, Е.Х. Нилус, А.А. Хисамутдинов, В.Ф. Печерица, Г.В. Ревякина, А.А. Забияко, Ли Сингэн, Ли Яньлин, Ван Чжичэн, Чжэн Юнван, Ли Шусяо, Хэ Инь и др. [2-18]...
...Хэ Инь даёт информацию о русских художниках-эмигрантах: М.А. Кичигин, Вера Кузнецова, Н. Кошевский, А.А. Подгурский, Б.М. Лазарев, А.И. Зилоти и другие [18]...
...Кичигин всегда имел много учеников, которые следовали за ним, в том числе русских, европейских и китайских учеников, но и с тех бедных учеников Кичигин даже не взимал плату за обучение» [18]...
19. Чжан Аньчжи. История китайской живописи / пер. с англ. С. Дёмина. Ростов-н/Д.; Краснодар, 2008.
Контекст: ...Как пишет Чжан Аньчжи в книге «История китайской живописи», на этих выставках с 1933 по 1935 г. были представлены такие китайские художники, как Ци Байши, Гао Цзяньфу, Лю Фэнцзы, Ван Яцзу, Чжан Дацянь и Чжао Шаоан [19, с. 225]...
...Проблемами истории и теории китайского изобразительного искусства занимались как русские, так и китайские исследователи, например: О.Н. Глухарёва [23], Е.В. Завадская [24], Чжан Аньчжи [19], Цзоу Юэц-зинь [25], Ци Байши [26], Ляо Цзинвэнь [27], Чэнь Чжэнвей [28] и др...
...Чжан Аньчжи в книге «История китайской живописи» [19] исследует долгую историю китайской живописи, где живопись показана в своем развитии от рисунков людей эпохи неолита через сменявшие друг друга династии императоров до модерна и современности...
20. Крадин Н.П. Художники Дальнего Востока (XIX - середина XX вв.): библиографический иллюстрированный словарь. Хабаровск, 2009.
Контекст: ...Н.П. Крадин опубликовал книгу «Художники Дальнего Востока (XIX - середина XX вв.) : библиографический иллюстрированный словарь» [20]...
21. Лебедева Т.А. Русские художники в Китае: Михаил Кичигин. Вера Кузнецова. Ярославль, 2004.
Контекст: ...Т.А. Лебедева впервые называет имя китайской ученицы Мэй Фонг [21]...
22. Чэнь Вэньхуа. Выставки русской живописи в Китае: история и современность: дис.. канд. искусствоведения. СПб., 2008.
Контекст: ...В диссертации Ван Пина «Русская художественная эмиграция в Китае в первой половине XX века» [1] и диссертации Чэнь Вэньхуа «Выставки русской живописи в Китае: история и современность» [22], достаточно детально изучается история русской художественной эмиграции в Китае...
23. Глухарева О.Н. Искусство народного Китая: живопись, графика, скульптура, прикладное искусство / под ред. Ю.А. Молок. М., 1958.
Контекст: ...Проблемами истории и теории китайского изобразительного искусства занимались как русские, так и китайские исследователи, например: О.Н. Глухарёва [23], Е.В. Завадская [24], Чжан Аньчжи [19], Цзоу Юэц-зинь [25], Ци Байши [26], Ляо Цзинвэнь [27], Чэнь Чжэнвей [28] и др...
...О.Н. Глухарёва в книге «Искусство народного Китая: живопись, графика, скульптура, прикладное искусство» [23] исследует историю искусства традиционной китайской живописи...
24. Завадская Е.В. Ци Ба-ши. М., 1982.
Контекст: ...Проблемами истории и теории китайского изобразительного искусства занимались как русские, так и китайские исследователи, например: О.Н. Глухарёва [23], Е.В. Завадская [24], Чжан Аньчжи [19], Цзоу Юэц-зинь [25], Ци Байши [26], Ляо Цзинвэнь [27], Чэнь Чжэнвей [28] и др...
25. 邹跃进. 新中国艺术史: 1949-2000. - 湖南: 湖南美术出版社, 2002. - 337 页. Цзоу Юэцзинь. История нового китайского искусства: 1949-2000. Хунань, 2003.
Контекст: ...Проблемами истории и теории китайского изобразительного искусства занимались как русские, так и китайские исследователи, например: О.Н. Глухарёва [23], Е.В. Завадская [24], Чжан Аньчжи [19], Цзоу Юэц-зинь [25], Ци Байши [26], Ляо Цзинвэнь [27], Чэнь Чжэнвей [28] и др...
26. 齐白石. 齐白石自传. - 江苏: 江苏文艺出版社, 2012. - 228 页. Ци Байши. Автобиография (Бай-ши лао жэнь). Пекин, 2012.
Контекст: ...Проблемами истории и теории китайского изобразительного искусства занимались как русские, так и китайские исследователи, например: О.Н. Глухарёва [23], Е.В. Завадская [24], Чжан Аньчжи [19], Цзоу Юэц-зинь [25], Ци Байши [26], Ляо Цзинвэнь [27], Чэнь Чжэнвей [28] и др...
27. 廖静文. 徐悲鸿一生-我的回忆. -北京: 中国青年出版社, 2007. Ляо Цзинвэнь. Жизнь и творчество Сюй Бэйхуна. Пекин, 2007.
Контекст: ...Проблемами истории и теории китайского изобразительного искусства занимались как русские, так и китайские исследователи, например: О.Н. Глухарёва [23], Е.В. Завадская [24], Чжан Аньчжи [19], Цзоу Юэц-зинь [25], Ци Байши [26], Ляо Цзинвэнь [27], Чэнь Чжэнвей [28] и др...
28. Чэнь Чжэнвэй. Китайская реалистическая живопись XX века: авто-реф. дис.. канд. искусствоведения. СПб., 2006.
Контекст: ...Проблемами истории и теории китайского изобразительного искусства занимались как русские, так и китайские исследователи, например: О.Н. Глухарёва [23], Е.В. Завадская [24], Чжан Аньчжи [19], Цзоу Юэц-зинь [25], Ци Байши [26], Ляо Цзинвэнь [27], Чэнь Чжэнвей [28] и др...
...Ханчжоу выделяет доминирующие тенденции в истории китайской живописи второй половины XX в.: «новый классический реализм», «деревенский реализм», указывая на влияние русской реалистической школы в лице ряда русских мастеров, например, П.П. Чистякова и П.М. Максимова [28]...
29. 平平凡. 谈受俄罗斯画风影响的黑龙江美术 /平平凡// 艺术教育 - 2014. - № 10. - С. 211页. Пин Пинфань. Анализ стиля Хэйлунцзянского изобразительного искусства под влиянием русского искусства // Искусство и образование. 2014. № 10.
Контекст: ...Историю взаимодействия русского изобразительного искусства и китайской живописи исследовали китайские искусствоведы: Пин Пинфан, Фэн Даньцин, Ван Ивэнь,Чи Хуэйсинь, Ян Цзин, Шэнь Юйбин, Сюй Шо, Гуань Сино, Нин Бо, Ли Япин и др. [29-38]...
30. 冯丹青. 俄罗斯油画中的田野与森林 / 冯丹青// 美术教育研究. - 2015. - № 9. - С. 15 页. Фэн Даньцин. Поля и леса в русской художественной живописи // Образование и исследование изобразительного искусства. 2015. № 9.
Контекст: ...Историю взаимодействия русского изобразительного искусства и китайской живописи исследовали китайские искусствоведы: Пин Пинфан, Фэн Даньцин, Ван Ивэнь,Чи Хуэйсинь, Ян Цзин, Шэнь Юйбин, Сюй Шо, Гуань Сино, Нин Бо, Ли Япин и др. [29-38]...
31. 王艺雯. 俄罗斯绘画对中国东北地区油画艺术的影响 / 王艺雯 // 艺术教育. - 2015. - № 12 - С. 15页. Влияние русской живописи на формирование масляной живописи в районе северо-восточного Китая // Искусство и образование. 2015. № 12.
Контекст: ...Историю взаимодействия русского изобразительного искусства и китайской живописи исследовали китайские искусствоведы: Пин Пинфан, Фэн Даньцин, Ван Ивэнь,Чи Хуэйсинь, Ян Цзин, Шэнь Юйбин, Сюй Шо, Гуань Сино, Нин Бо, Ли Япин и др. [29-38]...
...Интересно, что Ван Ивэнь, изучая технику масляной живописи российских и китайских мастеров, утверждает, что «картина маслом Северо-Востока Китая рождается с особенностями русского реализма» [31]...
32. 迟慧鑫. 浅析中俄水彩风景画创作的异同. /迟慧鑫 // 黑河学刊 - 2015. №6. 页.- 2015. №6. Ж.Чи Хуэйсинь. Анализ акварельного пейзажа: сходство и различие между Россией и Китаем // Хэйхэ. 2015. № 6.
Контекст: ...Историю взаимодействия русского изобразительного искусства и китайской живописи исследовали китайские искусствоведы: Пин Пинфан, Фэн Даньцин, Ван Ивэнь,Чи Хуэйсинь, Ян Цзин, Шэнь Юйбин, Сюй Шо, Гуань Сино, Нин Бо, Ли Япин и др. [29-38]...
...Традиционная китайская живопись подчеркивает чувственность, эмоциональность, российские же картины подчеркивают важность реалистичного моделирования изображаемого, подчеркивая рациональность» [32]...
33. 杨佳. 早期留学苏联的哈尔滨画家的贡献分析. / 杨佳 // 大众文艺 - 2013. - № 21. - С. 59. Ян Цзя. Анализ ранних харбинских художников, учившихся в Советском Союзе. // Народное искусство. 2013. № 21.
Контекст: ...Историю взаимодействия русского изобразительного искусства и китайской живописи исследовали китайские искусствоведы: Пин Пинфан, Фэн Даньцин, Ван Ивэнь,Чи Хуэйсинь, Ян Цзин, Шэнь Юйбин, Сюй Шо, Гуань Сино, Нин Бо, Ли Япин и др. [29-38]...
34. 沈语冰. 灵性与乡愁之美: 论俄罗斯当代油画. / 沈语冰// 美术研究 - 2013. - № 03. - С. 123-128 Ж.Шэнь Юйбин. Относительно современной русской живописи // Исследования изобразительного искусства. 2013. № 03.
Контекст: ...Историю взаимодействия русского изобразительного искусства и китайской живописи исследовали китайские искусствоведы: Пин Пинфан, Фэн Даньцин, Ван Ивэнь,Чи Хуэйсинь, Ян Цзин, Шэнь Юйбин, Сюй Шо, Гуань Сино, Нин Бо, Ли Япин и др. [29-38]...
...Если кто-то не понимает русскую масляную живопись, маловероятно, что он может понять прошлое и настоящее китайской живописи» [34]...
35. 徐硕. 解析俄罗斯绘画艺术. / 徐硕 // 剑南文学. - 2013 - № 9 - 183页. Сюй Шо. Анализ русской живописи // Литература Цзяньнань. 2013. №9.
Контекст: ...Историю взаимодействия русского изобразительного искусства и китайской живописи исследовали китайские искусствоведы: Пин Пинфан, Фэн Даньцин, Ван Ивэнь,Чи Хуэйсинь, Ян Цзин, Шэнь Юйбин, Сюй Шо, Гуань Сино, Нин Бо, Ли Япин и др. [29-38]...
36. Гуань Сино. Современная монументальная живопись Китая: взаимопроникновение восточных и европейских традиций: автореф. дис.. канд. искусствоведения. Барнаул, 2009.
Контекст: ...Историю взаимодействия русского изобразительного искусства и китайской живописи исследовали китайские искусствоведы: Пин Пинфан, Фэн Даньцин, Ван Ивэнь,Чи Хуэйсинь, Ян Цзин, Шэнь Юйбин, Сюй Шо, Гуань Сино, Нин Бо, Ли Япин и др. [29-38]...
...Китая: взаимопроникновение восточных и европейских традиций», где были предложены методологические подходы для сравнительных исследований в сфере монументального искусства, показано значение «обмена достижениями искусства между нациями и странами для развития искусства» [36]...
37. Нин Бо. Китайские выпускники института имени И.Е. Репина - носители и продолжатели традиций ленинградской академической художественной школы: дис.. канд. искусствоведения. СПб, 2010.
Контекст: ...Историю взаимодействия русского изобразительного искусства и китайской живописи исследовали китайские искусствоведы: Пин Пинфан, Фэн Даньцин, Ван Ивэнь,Чи Хуэйсинь, Ян Цзин, Шэнь Юйбин, Сюй Шо, Гуань Сино, Нин Бо, Ли Япин и др. [29-38]...
...Представлена история развития искусства в Китае, анализируется влияние русской художественной (ленинградской) школы на реалистическую масляную живопись, театрально-декорационное искусство и художественное образование Китайской Народной Республики второй половины XX - начала XXI в. [37]...
38. Ли Япин. Российско-китайские связи в системе высшего художественного образования и их роль в становлении реалистической живописи КНР: автореф. дис.. канд. искусствоведения. СПб., 2008.
Контекст: ...Историю взаимодействия русского изобразительного искусства и китайской живописи исследовали китайские искусствоведы: Пин Пинфан, Фэн Даньцин, Ван Ивэнь,Чи Хуэйсинь, Ян Цзин, Шэнь Юйбин, Сюй Шо, Гуань Сино, Нин Бо, Ли Япин и др. [29-38]...
...Он исследует влияние педагогической школы П.М. Максимова на становление художественного образования в Пекине и анализирует процесс становления творческого метода современных китайских художников направления «Синь сяныни чжуи» (Новая эпоха реализма) в конце XX - начале XXI в. [38]...
39. Степанская Т.М. и др. Иероглиф в мировоззрении китайцев: монография. Барнаул, 2014.
Контекст: ...Школа сравнительного исследования русского и китайского изобразительного искусства сформировалась в Барнауле, Алтайском государственном университете под руководством доктора искусствоведения, профессора Т.М. Степанской [39-41]...
...В коллективной монографии руководством Т.М. Степанской «Иероглиф в мировоззрении китайцев» (2014 г.) рассматриваются объекты культурного наследия Китая с точки зрения их иероглифики, что помогает осмысливать процессы взаимодействия культур [39]...
40. Степанский В.В. Выставка китайской художницы Гуань Сино «Восточная элегантность» - синтез русских и китайских художественных традиций // Культурное наследие Сибири: сборник научных трудов / под ред. Т.М. Степанской. Вып. 14. Барнаул, 2013.
Контекст: ...Школа сравнительного исследования русского и китайского изобразительного искусства сформировалась в Барнауле, Алтайском государственном университете под руководством доктора искусствоведения, профессора Т.М. Степанской [39-41]...
...Степанского «Выставка китайской художницы Гуань Сино «Восточная элегантность» - синтез русских и китайских художественных традиций», в которой изучаются вопросы интеграции культур в наши дни, через традиционные символы культур стран-соседей [40]...
41. Русская художественная школа в диалоге культур ХХ века: монография / под науч. ред. Т.М. Степанской. Барнаул, 2012.
Контекст: ...Школа сравнительного исследования русского и китайского изобразительного искусства сформировалась в Барнауле, Алтайском государственном университете под руководством доктора искусствоведения, профессора Т.М. Степанской [39-41]...
...Здесь предложен методологический подход к изучению интеграционных процессов в искусстве [41]...
42. 邵大箴. 质朴而灿烂 - 韩景生的油画艺术. / 邵大箴 // 小说林 - 2013. № 3. С. 96-97 页.- 2013. № 3. С. 96-97 Ж. Шао Дачжень. Искусство Хан Цзиншэна // Лес романа. 2013. № 3.
Контекст: ...Вопросами анализа творческой деятельности китайских художников занимались Шао Дачжэнь [42], Лю Силинь [43], Юй Ганьчао [44], Чжан Кайюй [45], Гао Лили [46], Дун Баожуй [47], Ван Цянь [48] и др...
43. 刘曦林. 山河意象 色彩交响 - 孙云台艺术散论 / 孙云台油画集 - 2009. - С.10-14页. Лю Силинь. Относительно масляной живописи Сунь Юньтая // Коллекция масляной живописи Сунь Юньтай. 2009.
Контекст: ...Вопросами анализа творческой деятельности китайских художников занимались Шао Дачжэнь [42], Лю Силинь [43], Юй Ганьчао [44], Чжан Кайюй [45], Гао Лили [46], Дун Баожуй [47], Ван Цянь [48] и др...
44. 于冠超. 20世纪上半叶哈尔滨俄侨的西画传播与影响. / 于冠超 // 美术 2014. № 08 С.107-110 页. Юй Ганьчао. Распространение западного искусства и явления в первой половине ХХ века // Исследование искусства. 2014. №8.
Контекст: ...Вопросами анализа творческой деятельности китайских художников занимались Шао Дачжэнь [42], Лю Силинь [43], Юй Ганьчао [44], Чжан Кайюй [45], Гао Лили [46], Дун Баожуй [47], Ван Цянь [48] и др...
45. 张开宇. 论俄罗斯油画对中国油画的影响. / 张开宇// 中国艺术 - 2012 - № 4. С.132 页. Чжан Кайюй. Воздействие русской масляной живописи на китайские картины маслом // Китайское искусство. 2012. №4.
Контекст: ...Вопросами анализа творческой деятельности китайских художников занимались Шао Дачжэнь [42], Лю Силинь [43], Юй Ганьчао [44], Чжан Кайюй [45], Гао Лили [46], Дун Баожуй [47], Ван Цянь [48] и др...
46. 高丽丽. 东北地区油画艺术先驱者之韩景生. / 高丽丽 // 黑龙江科学 - 2014. - № 10. - С.252页. Гао Лили. Хан Цзиншэн - пионер масляной живописи в северо-восточном Китая // Хэйлунцзянские науки. 2014. № 10.
Контекст: ...Вопросами анализа творческой деятельности китайских художников занимались Шао Дачжэнь [42], Лю Силинь [43], Юй Ганьчао [44], Чжан Кайюй [45], Гао Лили [46], Дун Баожуй [47], Ван Цянь [48] и др...
47. 董宝瑞. 昌黎画家韩景生百年回眸. / 董宝瑞 // 当代人. - 2013. - № 9. - С. 42-44页.Дун Баожуй. Оглядываясь назад. Художник Хан Цзиншэн // Современный человек. 2013. № 9.
Контекст: ...Вопросами анализа творческой деятельности китайских художников занимались Шао Дачжэнь [42], Лю Силинь [43], Юй Ганьчао [44], Чжан Кайюй [45], Гао Лили [46], Дун Баожуй [47], Ван Цянь [48] и др...
48. 王倩. 平实的精神叙述 - 论韩景生的油画艺术 / 王倩 // 理论空间. - 2012. - № 9. - С. 83-86页. Ван Цянь. Относительно масляной живописи художника Хан Цзиншэна // Теории пространства. 2012. № 9.
Контекст: ...Вопросами анализа творческой деятельности китайских художников занимались Шао Дачжэнь [42], Лю Силинь [43], Юй Ганьчао [44], Чжан Кайюй [45], Гао Лили [46], Дун Баожуй [47], Ван Цянь [48] и др...
49. 张悦. 高莽画笔下的俄罗斯文学大师. / 张悦// 中国艺术报 - 2007. - № 6. Чжан Юэ. Русские литературные мастера - из-под кисти Гао Мана // Китайское искусство. 2007. № 6.
Контекст: ...На следующий год Чжан Юэ [49] в издательстве «Китайское искусство» опубликовала статью «Русские литературные мастера - из-под кисти Гао Мана»...
50. Ковальчук А.М., Ковальчук М.А. Реклама русского зарубежья в Китае (1917-1939) - фактор сохранения и развития русской культуры в дискурсе «Запад - Восток»: монография. Хабаровск, 2016.
Контекст: ...В монографии затрагивается деятельность уже упоминавшихся русских художников-эмигрантов, есть имена китайских мастеров рекламы, например Се Цигуана - китайского художника рекламы 1920-1930-х гг. [50], однако нет упоминания о том, какое образование получили эти китайские мастера - ведущие китайские карикатуристы и иллюстраторы...
Опубликован
2020-11-05
Как цитировать
Чэнь С., Тамара Михайловна С. Влияние русской эмиграции начала ХХ в. на китайскую художественную культуру: историографический аспект // Культурное наследие Сибири, 2020. Т. 6, № 24. С. 76-90. URL: http://journal.asu.ru/knc/article/view/8803.
Раздел
Теоретические аспекты искусствознания и культурологии