Роль философии искусства в воспитании культурно-эстетической толерантности личности

  • Марина Вячеславовна Давыденко Алтайский государственный университет
  • Ольга Александровна Шелюгина Алтайский государственный университет
Ключевые слова: Толерантность, культурная и эстетическая толерантность, эстетический идеал, художественная оценка, tolerance, cultural and aesthetic tolerance, aesthetic ideal, artistic evaluation

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению роли философии искусства в процессе воспитания культурно-эстетической толерантности личности. Авторами обосновывается актуальность рассматриваемой проблемы: развитие культуры, изобразительного искусства XX-XXI вв. вызывает необходимость развития у современного реципиента особого качества - культурно-эстетической толерантности. Анализируются концепции исследователей, посвященные сущности понятия «культурно-эстетическая толерантность». Выявляется значение воспитания культурно-эстетической толерантности в контексте современной художественной культуры, характеризующейся тяготением к полистилизму и провокативности. Авторы приходят к выводу, что художественная оценка выступает проявлением художественно-эстетической толерантности реципиента. Обобщается практический опыт авторов, реализуемый ими в рамках чтения учебных курсов по философии искусства, формулируется один из методов воспитания культурно-эстетической толерантности в рамках учебного процесса в высшем учебном заведении.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Марина Вячеславовна Давыденко, Алтайский государственный университет

доцент, кандидат философских наук, Алтайский государственный университет

Ольга Александровна Шелюгина, Алтайский государственный университет

доцент, кандидат искусствоведения, Алтайский государственный университет

Литература

1. Новая философская энциклопедия. М., 2001.
Контекст: ...Р.Р. Валитова определяет толерантность как качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т.п.) [1, с. 75]...
2. Печко Л.П. Культурно-эстетическая толерантность и ее становление в среде художественного образования // Интегративные процессы в современном образовании: материалы Международного интерактивного сетевого семинара. 2011 [Электронный ресурс]. URL: //http://www.art-education.ru/project/seminar-2011/seminar-2011.htm.
Контекст: ...Печко, культурно-эстетическая толерантность, которая относится к восприятию, поведению и его мотивации, эмоциям и их выражению, оценкам культурно-эстетического плана, вкусовым предпочтениям, уровню готовности к диалогу в сфере культуры, искусства [2, с. 254]...
3. Петракова Е.Н. Формирование культурно-эстетической толерантности как психолого-педагогическая проблема // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Вып. 156. 2013.
Контекст: ...Исследователи, обращающиеся к данной проблематике, относят понятие «культурно-эстетическая толерантность» к новому направлению, принадлежащему педагогике искусства [3, с. 118]...
...Е. Н. Петракова дает следующее определение данного понятия: одна из важнейших ценностно-смысловых ориентаций личности, которая обусловливает понимание, уважение и принятие ею (личностью) иной культуры, отличной от своей, или отсутствие отрицательного отношения к проявлениям иной культуры [3, с. 124]...
4. Лазарев М.А., Ласкин А.А. Культурно-эстетическая толерантность в среде художественного образования // Вестник Московского университета МВД России. Серия: Педагогические науки. 2015. № 11.
Контекст: ...Особенно очевидно это применительно к каждой новой открывающейся области реальности, общения, искусства, не являющихся привычными, традиционными для данного человека [4, с. 257-258]...
5. Бранский В. П. Искусство и философия. Роль философии в формировании и анализе художественного произведения на примере истории живописи. Калининград, 1999.
Контекст: ...Критерием справедливости или несправедливости художественной оценки выступает степень понимания оцениваемого произведения [5, с. 128]...
Опубликован
2020-12-07
Как цитировать
1. Давыденко М. В., Шелюгина О. А. Роль философии искусства в воспитании культурно-эстетической толерантности личности // Культурное наследие Сибири, 2020. Т. 2. № 26. С. 46-51. URL: http://journal.asu.ru/knc/article/view/8921.
Раздел
Художественное образование