У истоков перехода от классицизма к эклектике: Ф. Шеллинг об архитектуре
Abstract
Рассматривается видение архитектуры эпохи перехода от классицизма к эклектике в первой половине XIX в. в контексте эстетических воззрений эпохи романтизма. Исследуются эстетические взгляды ведущего представителя немецкого романтизма и идеализма Ф. Шеллинга, изложенные им в работе «Философия искусства», в которой он представил свой взгляд на развитие архитектуры. Отмечается, что, разделяя в целом позицию о приоритете классицистического идеала, Ф. Шеллинг в своих рассуждениях об архитектуре начинает менять акценты, склоняясь к анализу разнообразия исторических архитектурных прообразов. Эти идеи нашли материализованное выражение в архитектуре ранней эклектики, которая все более следовала в направлении свободы выбора и переосмысления конкретных исторических архитектурных аналогов.
Downloads
References
Контекст: ...B едущее влияние на формирование отечественных эстетических воззрений, связанных с романтизмом в искусстве, оказала немецкая шеллингианско-идеалистическая философия [1, с. 35]...
2. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика: в 2 т. М., 1983. Т. 1.
Контекст: ...Ф. Шлегель утверждал, что «архитектура образует твердую почву и основу, является общим носителем всего изобразительного искусства и что обновление должно было бы исходить отсюда» [2, с. 35]...
3. Шеллинг Ф.В.Й. Философия искусства / вступ. ст. П.С. Попова и М.Ф. Овсянникова. М., 1966.
Контекст: ...Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг был «общепризнанным главой романтической школы, теоретиком и основоположником романтического искусства» [3, c. 5]...
...В духе классицистической эстетики готику Ф. Шеллинг относил к «самой низкой ступени самого грубого искусства» [3, c. 289]...
...Он утверждал, что в основе архитектуры «лежит схема растения, что особенно характерно для индийской архитектуры, и здесь трудно удержаться от мысли, что именно она положила начало так называемой готической архитектуре» [3, c. 123-124]...
...В «Философии искусства» приводится детальное описание формообразования готического собора в Страсбурге на основе аналогии с организмом - огромным деревом, «которое из сравнительно узкого ствола распускает громадной величины крону, распространяющую свои сучья и ветви во все стороны ввысь» [3, c. 289]...
...В «Философии искусства» он утверждал, что «абсолютное вообще прекрасно, лишь поскольку оно созерцается в ограничении, иначе говоря, в особенном» [3, c. 97]...
...Шеллинг также приводит следующую аналогию архитектурного произведения с организмом: «средняя часть представляет туловище, где внешне (курсив мой. - А.Ж.) должна царить величайшая симметрия и где, как и в теле животного, собственно начинаются настоящие недра, образующие новые самостоятельные целые.» [3, c. 294]...
...Здесь концентрическое построение наиболее совершенно, и, поскольку тут отдельные части взаимно друг друга несут и поддерживают, возникает совершеннейшая целокупность, подобие всеобщего, всё на себе несущего организма и небесного свода» [3, c. 295]...
...Также в данном архитектурном проекте «представление о диалектике единства и множественности» [4, c. 107] корреспондируется с воззрениями Ф. Шеллинга, который в «Философии искусства» утверждал, что для органичности характерно «облечение единства во множество» [3, c. 83] (рис. 2)...
4. Кириченко Е. И. Архитектурные теории XIX века в России. М., 1986.
Контекст: ...Густые сросшиеся ветви были образцом первой хижины и основанием архитектуры» [4, с. 15]...
...Е.И. Кириченко, давая характеристику проекту храма Христа Спасителя А.Л. Витберга, указывает, что «впервые в русской архитектуре зодчий сознательно ставит задачу, соответствующую романтическому понятию органичности» [4, c. 106]...
...Также в данном архитектурном проекте «представление о диалектике единства и множественности» [4, c. 107] корреспондируется с воззрениями Ф. Шеллинга, который в «Философии искусства» утверждал, что для органичности характерно «облечение единства во множество» [3, c. 83] (рис. 2)...
5. Альберти Л.-Б. Десять книг о зодчестве: в 2 т. М., 1935. Т. 1.
Контекст: ...Пусть они будут между собой так согласованы, чтобы казаться единым целым, а не растерзанными и раскиданными членами» [5, с. 29-30]...
6. The Russian aesthetic treatises of the first third of the XIX century: in 2 vol. / ed. board: M. F. Ovsyannikov and others.; comp., introduct. articles and notes. by Z.A. Kamensky. M., 1974. V. 2.
7. Schlegel F. Aesthetics. Philosophy. Criticism: in 2 vol. M., 1983. V. 1.
8. Schelling F.W. J. Philosophy of Art Introd / articles by P. S. Popov and M.F. Ovsyannikov. M., 1966.
9. Kirichenko E. I. Architectural theories of the XIX century in Russia. M., 1986.
10. Alberti L.-B. Ten Books on Architecture: in 2 vol. M., 1935. Vol. 1.