Развитие и особенности фрактального цифрового искусства

  • Турлюн Любовь Николаевна Алтайский государственный университет Email: barturagu@mail.ru

Abstract

Статья посвящена фрактальному цифровому искусству. Рассмотрена история формирования фрактальной геометрии, фрактальной графики и фрактального искусства. Показаны примеры применения фракталов в традиционном изобразительном искусстве и архитектуре. Акцентируется внимание на принципе бесконечности во фрактальном искусстве. Проведен сравнительный анализ законов построения классического орнамента с фрактальным узором.

Downloads

Download data is not yet available.

Author Biography

Турлюн Любовь Николаевна, Алтайский государственный университет

кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории отечественного и зарубежного искусства факультета искусств и дизайна Алтайского государственного университета

References

1. Мандельброт Б. Фрактальная геометрия природы. М., 2002.
Контекст: ...ценность - а именно, как, по меньшей мере, удивительно декоративная или возможно даже как произведение искусства?» Исчерпывающий ответ Мандельброта: «Если геометрическая форма - фрактал, то ответ - да» [1]...
...Это произведение стало даже прообразом графической фрактальной волны, которую сгенерировал на плоскости функции комплексного переменного Б. Мандельброт [1]...
...Б. Мандельброт первым написал о фрактальности архитектуры и привел в пример здание Парижской оперы (архитектор Ш. Гарнье) как пример фрактального произведения [1, с. 250]...
2. Mandelbrot B.B. Fractals and an Art for the Sake of Science//Leonardo. 1989. -Supplemental Issue. -Vol. 2: Computer Art in Context: SIGGRAPH '89 Art Show Catalog
Контекст: ...Ричардом Ф. Воссом (R.F. Voss) была создана композиция «Фрактальный восход планеты» («Fractal Planetrise», 1982), которую можно отнести к художественному произведению цифровой фрактальной живописи [2]...
3. Kocic L.M. Art Elements in Fractal Constructions//VISMATH. 2002. Vol. 4, №1.
Контекст: ...Многие из тех работ представляли собой цветные фрагменты множества Мандельброта и вошли в изданную спустя десятилетие книгу «Красота фракталов» [3]...
4. Википедия . URL: http://ru.wikipedia.org
Контекст: ...Поведение такой системы кажется случайным, даже если модель, описывающая систему, является детерминированной [4]...
5. Божогин С.В., Паршин Д.А. Фракталы и мультифракталы. М., 2001.
Контекст: ...К примеру, картина Робера Делоне напоминает образ Вселенной Фурнье, которая по существу является фрактальной [5, с. 100]...
6. Шлык В.А. Фракталы в абстрактном искусстве и дизайне//Известия Челябинского научного центра. 2004. Вып. 1(22).
Контекст: ...Одним из немногих, кто работал в стиле геометрического абстракционизма в России, был Михаил Чернышев [6, с. 6]...
7. Исаева В.В., Касьянов Н.В. Фрактальность природных и архитектурных форм//Вестник Дальневосточного отделения РАН. Серия: Культура. 2006. №5.
Контекст: ...Фрактальные черты церковного многоглавия - пример русского деревянного храмового зодчества [7, с. 4]...
8. Николаева Е.В. Исследования фракталов в изобразительном искусстве//Художественная культура. 2012. №2.
Контекст: ...Римской империи Фридриха II. Этот замок представляет в плане правильный восьмиугольник, к его вершинам пристроены восемь мощных башен, каждая из которых также имеет в плане форму правильного восьмиугольника [8, с. 87]...
...Концепции фрактальности обязаны своим возникновением такие новые формы живописи медийного искусства, как фрактальный экспрессионизм Дерека Нильсена [8]...
9. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. М., 2003.
Контекст: ...направлениях и пересекающихся спиралей воплощена главами храма Василия Блаженного. «Храм Василия Блаженного являет фрактал золотого сечения, определяемый по меньшей мере восемью членами ряда золотого сечения» [9, с. 49]...
...По его утверждению, бесконечность фрактальных алгоритмов существует в модальности возможного, становящееся, но не ставшее, делимое до бесконечности, «то, вне чего всегда есть что-нибудь» [9]...
...Также философ утверждал, что бесконечное существует таким образом, что всегда берется иное, а взятое всегда бывает конечным, но всегда разным. «Притом для величины это происходит с сохранением взятого, для времени и людей - вместе с их уничтожением, так, однако, чтобы не было перерыва» [9]...
10. Введение в философию: учебное пособие/под ред. И.Т. Фроловой. М., 2004.
Контекст: ...К осмыслению бесконечности обращался и математик Средневековья Григорий да Римини, он считал, что «всякое нечто, которое бесконечно, может быть равно какой-то части всей бесконечности» [10], по сути, также речь шла о фрактальных математических элементах...
11. Турлюн Л.Н. Математика у истоков компьютерного искусства//Мир науки, культуры, образования. 2011. № 4-2.
Контекст: ...Cпocoбнocть фpaктaльнoй rpaфики мoдeлиpoвaть oбpaзы живой пpиpoды вычиcлитeльным пyтeм чacтo иcпoльзyют для aвтоматической гeнepaции нeoбычныx иллюcтpaций [11]...
12. Лившиц В.М. Фракталы и монотипия//Химия и жизнь. 2004. №9.
Контекст: ...Открытие фракталов было открытием новой эстетики искусства, науки и математики [12, с. 97]...
13. Волошинов А.В. Об эстетике фракталов и фрактальности искусства//Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. М., 2002.
Контекст: ...Фрактальное искусство сегодня развивается, помимо фрактальной графики существует фрактальная живопись, фрактальная анимация и фрактальная музыка [13]...
14. Mandelbrot B. Fractal geometry of nature. Moscow, 2002.
15. Mandelbrot, B.B. Fractals and an Art for the Sake of Science//Leonardo. 1989. Supplemental Issue. Vol. 2: Computer Art in Context: SIGGRAPH №89 Art Show Catalog
16. Kocic L.M. Art Elements in Fractal Constructions//VISMATH. 2002. Vol. 4, №1.
17. Wikipedia free encelopedia . URL: http://en.wikipe-dia.org.
18. Bozhogin S.V., Parshin D.A. Fractals and multifractals. M., 2001.
19. Shlyk V.A. Fractals in Abstract Art and Design//Izvestiya Chelyabinsk Scientific Center. 2004. No. 1(22).
20. Isaeva V.V., N.V. Kasyanov N.V. Fraktalnost natural and architectural forms//Culture. Bulletin of the Far East Branch of the Russian Academy of Sciences, 2006№5 from 119
21. Nikolaeva E.V. Investigations of fractals in the visual arts//Khudozhest-vennaya kultura. 2012. № 2.
22. Gaidenko P.P. Scientific rationality and philosophical reason. Moscow, 2003.
23. Introduction to philosophy. Textbook for high schools edited by Frolova IT. M., 2004.
24. Turlyun L.N. Mathematics at the origins of computer art//World of Science, Culture, Education. 2011. № 4-2.
25. Livshits VM Fractals and monotype//Chemistry and Life. 2004. No. 9.
26. Voloshinov A.V. On the aesthetics of fractals and the fractality of art//Synergetic paradigm. Nonlinear thinking in science and art. Moscow, 2002.
Published
2020-11-05
How to Cite
Любовь Николаевна Т. Развитие и особенности фрактального цифрового искусства // Культурное наследие Сибири, 2020. Vol. 6, № 24. P. 67-75. URL: http://journal.asu.ru/knc/article/view/8802.
Section
Теоретические аспекты искусствознания и культурологии