Жанр в живописи как проблема отечественного искусствознания
Ключевые слова:
Жанр, genre, жанровый анализ, genre analysis, жанрообразование, предмет изображения, the subject of the image, мотив изображения, the motif image, содержательно-формальная категория, content and formal category, пейзаж, landscape, gorobynova
Аннотация
Обращение к проблеме жанра как категории искусствознания, стремление рассмотреть ее значение в контексте интенсивно расширяющегося художественного опыта является закономерным. Новые темы, сюжеты, художественные решения актуализируют процесс взаимопроникновения и смешения жанров, а вместе с этим вызывают потребность в теоретико-методологической рефлексии.
Скачивания
Данные скачивания пока недоступны.
Литература
1. Nekhvyadovich L.I. Etnic art studies as an up-to-date metodology for the study of art ethnicity//Middle-East Journal of Scientific Research. 2014. 21 (2).
Контекст: ...искусства, ее возникновение, становление и эволюцию, видовое, родовое, жанровое и стилистическое многообразие на основе художественного анализа и оценки произведений, новых явлений и тенденций в искусстве [1]...
2. Яковлева Н. А. Жанры русской живописи: Основы теории и методики системно-исторического анализа. Л., 1986.
Контекст: ...А.А. Федоров-Давыдов, И.И. Цырлин, П.К. Суздалев, ГК. Вагнер, М.С. Каган, В.С. Манин, Л. В.Мочалов, В.А. Леняшин), интерес к проблеме не исчез в настоящее время (Н.А. Яковлева, Т.В. Ильина, В.Г Власов) [2]...
3. Нехвядович Л.И. Жанр как фундаментальная категория искусствоведения//Мир науки, культуры, образования. 2013. Вып. 4 (41).
Контекст: ...В первую очередь это относится к определению жанра, его соотношению с другими понятиями, проблеме классификации и специфике жанрообразования в современном искусстве [3]...
4. Новый словарь иностранных слов. 2009. By EdwART.
Контекст: ...устойчивая разновидность художественного произведения; например, в живописи это портрет, пейзаж; в музыке - симфония, кантата, песня; в литературе - роман, поэма, во-вторых, как живопись на бытовые сюжеты [4]...
5. Урванов И.Ф. Краткое руководство к познанию рисования и живописи исторического рода, основанное на умозрениях и опытах//Мастера искусства об искусстве. М., 1969.
Контекст: ...Для исторического рода предмет изображения определяется как «различные деяния человеческие, касающиеся до священной или светской истории, или до баснословия; к чему присовокупляются также предметы, служащие к объяснению деяний» [5]...
6. Галич А. И. Опыт науки изящного. СПб., 1825.
Контекст: ...Разрабатывается идея «бескорыстия» эстетического чувства и действия, утверждается мысль о том, что «изящное не может служить никаким сторонним видам» и «имеет свою цель само в себе» [6, c. 20]...
7. Цырлин И. И. Жанры изобразительного искусства. М., 1962.
Контекст: ...Важно подчеркнуть, что И.И. Цы-рлин связывает задачи жанров живописи с конечной целью искусства: «.всестороннее познание человека, его чувств и облика, его духовных интересов, его отношения к окружению действительностью» [7, с. 7]...
8. Соколов А. И. Теория стиля. М., 1968.
Контекст: ...Так, А.Н. Соколов в исследовании «Теория стиля» (1968), рассматривая стиль как художественную закономерность, отмечает, что значение жанра как стилеобразующего фактора обусловливается содержательностью самих жанровых форм [8, с. 118]...
9. Вагнер К. Проблема жанров в древнерусском искусстве. М., 1974.
Контекст: ...Разбирая структуру жанров древнерусской живописи, Г.К. Вагнер ставит вопрос о соотношении жанра и стиля, о стилеобразующей роли жанров, оперируя понятием «жанровый стиль» [9]...
10. Яковлева Н. А. Реализм в русской живописи: история жанровой системы. М. 2007.
Контекст: ...Опыт исторической жанровой типологии» (2007) [10]...
11. Ягодовская А. Т. Жанровая форма -объект или функция?//Творчество. 1978. № 9.
Контекст: ...Новизна подхода заключается в определении жанра как инварианта, играющего в художественном произведении роль типа, нормы, культурной памяти, традиции, которая варьируется, переосмысляется [11, с. 13]...
12. Nekhvyadovich L.I., Stepanskaya T.M. Ethnocultural tradition as a basis of national originality of the art schools//Terra SebVs: Acta Musei Sabesiensis. Special Issue. 2014.
Контекст: ...Общее у названной группы жанров - изображение физической среды обитания человека, физического присутствия человека в мире, за которыми кроется обычно духовная, нравственная сфера отношений [12]...
13. Манин В. С. Опять про жанры//Творчество. 1980. №1-6.
Контекст: ...Основополагающие тезисы его концепции: 1) жанры не определяют стили и направления, течения и образные системы, так как именно они оказывают воздействие на жанры, видоизменяют их; 2) жанр есть функция предмета изображения и его специфика зависит от стиля и направления [13, с. 16]...
14. Nekhvyadovich L.I., Etnic art studies as an up-to-date metodology for the study of art ethnicity//Middle-East Journal of Scientific Research. 2014. 21 (2).
15. Jakovleva N.A. Genres of Russian painting: Bases of the theory and a procedure of the system-historical analysis. L., 1986.
16. Nekhvyadovich L.I. Genre as a fundamental category of art criticism//The world of a science, culture, formation. 2013. № 4 (41).
17. New dictionary of foreign words. 2009. By EdwART.
18. Urvanov I.PH., Quick guide to the knowledge of drawing and painting of the historic race based on умозрении and experiments//Masters of art about art. M., 1969.
19. Galich A. I. Experience of science of graceful. SPb., 1825.
20. Tsyrlin I.I. Genres of fine art. M., 1962.
21. Sokolov A.I., Theory of style. M., 1968.
22. Wagner K. The Problem of genre in Russian art. M., 1974.
23. Yakovleva N.A. Realism in Russian painting: history of genre system. М., 2007.
24. Yagodovskaya A.T. Genre form -an object or a function?//Creation. 1978. №9.
25. Nekhvyadovich L.I., Stepanskaya T.M. Ethnocultural tradition as a basis of national originality of the art schools//Terra SebVs: Acta Musei Sabe-siensis. Special Issue. 2014.
26. Manin V.S. 1980. Again about genres//Creativity. 1980. №-16 (5).
Контекст: ...искусства, ее возникновение, становление и эволюцию, видовое, родовое, жанровое и стилистическое многообразие на основе художественного анализа и оценки произведений, новых явлений и тенденций в искусстве [1]...
2. Яковлева Н. А. Жанры русской живописи: Основы теории и методики системно-исторического анализа. Л., 1986.
Контекст: ...А.А. Федоров-Давыдов, И.И. Цырлин, П.К. Суздалев, ГК. Вагнер, М.С. Каган, В.С. Манин, Л. В.Мочалов, В.А. Леняшин), интерес к проблеме не исчез в настоящее время (Н.А. Яковлева, Т.В. Ильина, В.Г Власов) [2]...
3. Нехвядович Л.И. Жанр как фундаментальная категория искусствоведения//Мир науки, культуры, образования. 2013. Вып. 4 (41).
Контекст: ...В первую очередь это относится к определению жанра, его соотношению с другими понятиями, проблеме классификации и специфике жанрообразования в современном искусстве [3]...
4. Новый словарь иностранных слов. 2009. By EdwART.
Контекст: ...устойчивая разновидность художественного произведения; например, в живописи это портрет, пейзаж; в музыке - симфония, кантата, песня; в литературе - роман, поэма, во-вторых, как живопись на бытовые сюжеты [4]...
5. Урванов И.Ф. Краткое руководство к познанию рисования и живописи исторического рода, основанное на умозрениях и опытах//Мастера искусства об искусстве. М., 1969.
Контекст: ...Для исторического рода предмет изображения определяется как «различные деяния человеческие, касающиеся до священной или светской истории, или до баснословия; к чему присовокупляются также предметы, служащие к объяснению деяний» [5]...
6. Галич А. И. Опыт науки изящного. СПб., 1825.
Контекст: ...Разрабатывается идея «бескорыстия» эстетического чувства и действия, утверждается мысль о том, что «изящное не может служить никаким сторонним видам» и «имеет свою цель само в себе» [6, c. 20]...
7. Цырлин И. И. Жанры изобразительного искусства. М., 1962.
Контекст: ...Важно подчеркнуть, что И.И. Цы-рлин связывает задачи жанров живописи с конечной целью искусства: «.всестороннее познание человека, его чувств и облика, его духовных интересов, его отношения к окружению действительностью» [7, с. 7]...
8. Соколов А. И. Теория стиля. М., 1968.
Контекст: ...Так, А.Н. Соколов в исследовании «Теория стиля» (1968), рассматривая стиль как художественную закономерность, отмечает, что значение жанра как стилеобразующего фактора обусловливается содержательностью самих жанровых форм [8, с. 118]...
9. Вагнер К. Проблема жанров в древнерусском искусстве. М., 1974.
Контекст: ...Разбирая структуру жанров древнерусской живописи, Г.К. Вагнер ставит вопрос о соотношении жанра и стиля, о стилеобразующей роли жанров, оперируя понятием «жанровый стиль» [9]...
10. Яковлева Н. А. Реализм в русской живописи: история жанровой системы. М. 2007.
Контекст: ...Опыт исторической жанровой типологии» (2007) [10]...
11. Ягодовская А. Т. Жанровая форма -объект или функция?//Творчество. 1978. № 9.
Контекст: ...Новизна подхода заключается в определении жанра как инварианта, играющего в художественном произведении роль типа, нормы, культурной памяти, традиции, которая варьируется, переосмысляется [11, с. 13]...
12. Nekhvyadovich L.I., Stepanskaya T.M. Ethnocultural tradition as a basis of national originality of the art schools//Terra SebVs: Acta Musei Sabesiensis. Special Issue. 2014.
Контекст: ...Общее у названной группы жанров - изображение физической среды обитания человека, физического присутствия человека в мире, за которыми кроется обычно духовная, нравственная сфера отношений [12]...
13. Манин В. С. Опять про жанры//Творчество. 1980. №1-6.
Контекст: ...Основополагающие тезисы его концепции: 1) жанры не определяют стили и направления, течения и образные системы, так как именно они оказывают воздействие на жанры, видоизменяют их; 2) жанр есть функция предмета изображения и его специфика зависит от стиля и направления [13, с. 16]...
14. Nekhvyadovich L.I., Etnic art studies as an up-to-date metodology for the study of art ethnicity//Middle-East Journal of Scientific Research. 2014. 21 (2).
15. Jakovleva N.A. Genres of Russian painting: Bases of the theory and a procedure of the system-historical analysis. L., 1986.
16. Nekhvyadovich L.I. Genre as a fundamental category of art criticism//The world of a science, culture, formation. 2013. № 4 (41).
17. New dictionary of foreign words. 2009. By EdwART.
18. Urvanov I.PH., Quick guide to the knowledge of drawing and painting of the historic race based on умозрении and experiments//Masters of art about art. M., 1969.
19. Galich A. I. Experience of science of graceful. SPb., 1825.
20. Tsyrlin I.I. Genres of fine art. M., 1962.
21. Sokolov A.I., Theory of style. M., 1968.
22. Wagner K. The Problem of genre in Russian art. M., 1974.
23. Yakovleva N.A. Realism in Russian painting: history of genre system. М., 2007.
24. Yagodovskaya A.T. Genre form -an object or a function?//Creation. 1978. №9.
25. Nekhvyadovich L.I., Stepanskaya T.M. Ethnocultural tradition as a basis of national originality of the art schools//Terra SebVs: Acta Musei Sabe-siensis. Special Issue. 2014.
26. Manin V.S. 1980. Again about genres//Creativity. 1980. №-16 (5).
Опубликован
2020-04-14
Как цитировать
Нехвядович Л. И. Жанр в живописи как проблема отечественного искусствознания // Культурное наследие Сибири, 2020. Т. 4, № 22. С. 124-136. URL: http://journal.asu.ru/knc/article/view/7664.
Раздел
Слово сибирского искусствоведа