Поиск первооснов бытия в пространстве произведения живописи
Ключевые слова:
Первооснова, картина, зритель, интерпретация, игра, восприятие, объективная реальность, автор, картина мира, субъективная реальность, отражаемое и отраженное, субъект-объектное, художественное познание, современное искусство Красноярска, fundamental principle, picture, viewer, interpretation, game, perception, objective reality, author, worldview, subjective reality, reflected, subject-object, artistic knowledge, contemporary art of Krasnoyarsk
Аннотация
Статья посвящена миропознавательной функции искусства, которая наиболее полно осуществляется в процессе сотворчества автора живописного произведения и воспринимающего его субъекта. Творчество в данном случае понимается как построение субъективной модели объективной реальности с целью познания мироустройства. Рассматривается возможность применения философского опыта в поиске структурных основ бытия в пространстве изобразительного искусства. В качестве исследовательского материала привлечены картины современных красноярских художников А.А. Осиповой, Н.И. Рыбакова, К.С. Войнова.
Скачивания
Данные скачивания пока недоступны.
Литература
1. Минеев В.В. В поисках оснований науки: проблема рациональности // Вестник Красноярского гос. пед. ун-та им. В.П. Астафьева, 2007. № 3.
Контекст: ...По утверждению доктора философских наук В.В. Минеева, «познание необходимо рассматривать не только как средство практического преобразования мира (средство управления, обогащения, самосохранения), но и, наоборот, как самоценность, способ и последнюю цель существования» [1, с. 55-61]...
2. Мусат Р.П. Художественная картина мира в духовном универсуме современной эпохи: автореф. дис. докт. философских наук. Красноярск, 2016.
Контекст: ...«художественный образ, сплавляющий объективное с субъективным, общее с уникальным, рационально-логическое с эмоциональным, незримый смысл с его материальным выражением, способен органично дополнить научную теорию» [2, с. 4]...
3. Столетов А.И. Онтология художественного творчества; автореф. дисс.. докт. философских наук. Уфа, 2009.
Контекст: ...А.И. Столетов в научной работе «Онтология художественного творчества» определяет художественное творчество «как саморазвертывание и самокоррекция мировоззренческой системы субъекта в процессе его взаимодействия с миром» [3,с. 16]...
4. Войнов К.С. Константин Войнов [Электронный ресурс]. URL: http: //www.voinov-k.ru.
Контекст: ...На странице своего сайта Константин Войнов пишет: «Живопись - замечательная возможность выразить языческий восторг перед непостижимостью мироздания» [4]...
...Сибири», посвященных теме сохранения уникальной культуры коренных народов Сибири, которые либо почти «исчезли с наступлением цивилизации или утратили своеобразие, растворившись в более крупных культурах» [4]...
5. Рыбаков Николай Иосифович [Электронный ресурс]. URL: http: // ай-гуЬакоу.га/галерея.^т!.
Контекст: ...Николай Рыбаков в одной из дневниковых записей указывает, что в творчестве он стремится воссоздать «песню первых людей земли», в которой «всплывает прошлое» [5]...
6. Осипова А.А. [Электронный ресурс]. URL: http: //rtgod.ru/artists/ osipova-a-a/.
Контекст: ...Еще больше всего меня вдохновляет история нашего народа » [6]...
7. Поль Гоген. «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?». MuseumofFineArts США: Бостон, Массачусетс [Электронный ресурс]. URL: https: // www.mfa.org/collections/europe.
Контекст: ...Каждый так или иначе, осознанно или нет, пытается ответить на вопрос, который Поль Гоген сделал названием одной из своих таитянских работ: «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?» [7]...
8. Статкевич И.А. Субъект-объектные отношения в контексте восприятия художественных произведений // Известия Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2009. Вып. № 108.
Контекст: ...в конечном итоге представлен на суд зрителя. «Художественное произведение нуждается в воспринимающем его субъекте, поскольку представляет собой не только материальный субстрат, но и духовный феномен» [8, с. 60]...
9. КГБУК «Дом Искусств». Рыбаков Николай Иосифович [Электронный ресурс]. URL: http: //domiskusstv24.ru/rybakov-nikolaj-iosifovich/.
Контекст: ...Так как же происходит поиск первооснов бытия в процессе коммуникации автора и зрителя, становящегося во время восприятия произведения соавтором создателя картины? Обратимся непосредственно к творчеству Николая Иосифовича Рыбакова [9], которое можно отнести к этноархаике...
10. Якимович А. Космогонии Сибири. Искусство Николая Рыбакова. [Электронный ресурс]. URL: http: //art-rybakov.ru/cTaTbH.html.
Контекст: ...Искусство Николая Рыбакова» говорит о художнике как об ученом, который старается почувствовать Сибирь в ее историческом времени, понять ее пространственную глубину, показать значение данной территории как места встречи многих цивилизаций, пересекавших минусинскую котловину в дописьменную эпоху» [10, с. 13]...
11. «Космогонические странствия». Выставка произведений Николая Рыбакова [Электронный ресурс]. URL: https: //www.rah.ru/news/detail. php?ID=33546.
Контекст: ...Свет, проникающий сквозь темноту, олицетворят для художника, по-видимому, его страстное желание проникнуть в тайну ушедших цивилизаций, об этом он не раз говорил в своих интервью [11]...
...Одна из последних по времени выставок «Космогонические странствия» состоялась в начале 2018 г. в Галерее искусств Зураба Церетели, входящей в Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств [11]...
...Счастье, что творческий процесс является тайной для самого художника» [11]...
12. КГБУК «Дом Искусств». Войнов Константин Семенович [Электронный ресурс]. URL: http: //domiskusstv24.ru/vojnov-konstantin-semenovich/.
Контекст: ...Николай Рыбаков участвовал в нескольких археологических экспедициях, а также более 50 лет ведет краеведческие исследования на территории Забайкальского края и Хакасии, является внештатным сотрудником СО РАН. Творчество Константина Семеновича Войнова [12] хорошо известно в сибирском регионе1...
...может быть, идеализированный, но наполненный чистотой простых человеческих чувств и отношений мир, мир первозданной гармонии и природного целомудрия, мир, который мы, к сожалению, безвозвратно утрачиваем» [12]...
13. Тамошаускас В. Выставка этюдов Константина Войнова «Исповедь странника» [Электронный ресурс]. URL: http: //krasnoyarsk.rfn.ru/ mews.html?id=50886.
Контекст: ...А в Сибири, куда он залазил в природу, мало кто был, и это больше всего притягивает» [13]...
...Это некое соавторство со Всевышним, если образно говорить» [13]...
14. Малышева В. «Видеть волшебное в обычном». Художница Анна Осипова - о роли отца, творческом кризисе и планах [Электронный ресурс]. URL: http: //news.ykt.ru/mobile/article/76565.
Контекст: ...И для тех, кто понимает и ценит изобразительное искусство, выставка этюдов - это дорогой алмаз», - отметил академик РАХ, заслуженный художник РФ Сергей Ануфриев [14]...
...Сюжеты большинства работ посвящены жителям ее родной Якутии, а также природе этого сурового и величественного края [14]...
...Во время работы с этюдным материалом в мастерской, по словам Анны [14], начался «поиск связующих звеньев между прошлым и настоящим» народов, живущих на данной территории...
...Работая на пленэре, пыталась «почувствовать дух местности, пропустить его через себя» [14]...
15. Осипов Афанасий Николаевич [Электронный ресурс]. URL: http: // rahusdv.ru/osipov.
Контекст: ...Становление Анны Осиповой в качестве живописца произошло в большей мере благодаря ее отцу А.Н. Осипову (1928-2017), народному художнику Якутии, действительному члену РАХ [15]...
16. Анна Осипова. Альбом "Женщины реки Олонхо" [Электронный ресурс]. URL: https: //www.facebook.com/anyaosipova/media_set?set=a.830 585653626746&type=3.
Контекст: ...Большая серия портретов «Женщины реки Олонхо» посвящена не просто знакомым ей людям, а первым зрителям и самым верным почитателям [16]...
17. Выставка «Два берега одной реки: Ускользающая реальность» [Электронный ресурс]. URL: http: //sakhaday.ru/news/v-yakutske-otkrylas-vystavka-dva-berega-odnoj-reki-uskolzayushhaya-realnost/.
Контекст: ...В сентябре 2018 г. в Якутске открылась выставка «Два берега одной реки» [17], где помимо работ Анны Осиповой было представлено творчество ее матери Зинаиды Курчатовой3 (1948-1983)...
18. Решетова Л.И. Слово - картина - диалог в творчестве художника Александра Майорова // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2014. № 2 (10).
Контекст: ...Майорова, говорит об этом явлении так: «Необходимо выделить два момента, важные для создания зрителем своего интерпретационного интертекста: название картины и предварительное знание, которое не ограничивается сведениями из истории живописи» [18, с. 78]...
Контекст: ...По утверждению доктора философских наук В.В. Минеева, «познание необходимо рассматривать не только как средство практического преобразования мира (средство управления, обогащения, самосохранения), но и, наоборот, как самоценность, способ и последнюю цель существования» [1, с. 55-61]...
2. Мусат Р.П. Художественная картина мира в духовном универсуме современной эпохи: автореф. дис. докт. философских наук. Красноярск, 2016.
Контекст: ...«художественный образ, сплавляющий объективное с субъективным, общее с уникальным, рационально-логическое с эмоциональным, незримый смысл с его материальным выражением, способен органично дополнить научную теорию» [2, с. 4]...
3. Столетов А.И. Онтология художественного творчества; автореф. дисс.. докт. философских наук. Уфа, 2009.
Контекст: ...А.И. Столетов в научной работе «Онтология художественного творчества» определяет художественное творчество «как саморазвертывание и самокоррекция мировоззренческой системы субъекта в процессе его взаимодействия с миром» [3,с. 16]...
4. Войнов К.С. Константин Войнов [Электронный ресурс]. URL: http: //www.voinov-k.ru.
Контекст: ...На странице своего сайта Константин Войнов пишет: «Живопись - замечательная возможность выразить языческий восторг перед непостижимостью мироздания» [4]...
...Сибири», посвященных теме сохранения уникальной культуры коренных народов Сибири, которые либо почти «исчезли с наступлением цивилизации или утратили своеобразие, растворившись в более крупных культурах» [4]...
5. Рыбаков Николай Иосифович [Электронный ресурс]. URL: http: // ай-гуЬакоу.га/галерея.^т!.
Контекст: ...Николай Рыбаков в одной из дневниковых записей указывает, что в творчестве он стремится воссоздать «песню первых людей земли», в которой «всплывает прошлое» [5]...
6. Осипова А.А. [Электронный ресурс]. URL: http: //rtgod.ru/artists/ osipova-a-a/.
Контекст: ...Еще больше всего меня вдохновляет история нашего народа » [6]...
7. Поль Гоген. «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?». MuseumofFineArts США: Бостон, Массачусетс [Электронный ресурс]. URL: https: // www.mfa.org/collections/europe.
Контекст: ...Каждый так или иначе, осознанно или нет, пытается ответить на вопрос, который Поль Гоген сделал названием одной из своих таитянских работ: «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?» [7]...
8. Статкевич И.А. Субъект-объектные отношения в контексте восприятия художественных произведений // Известия Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2009. Вып. № 108.
Контекст: ...в конечном итоге представлен на суд зрителя. «Художественное произведение нуждается в воспринимающем его субъекте, поскольку представляет собой не только материальный субстрат, но и духовный феномен» [8, с. 60]...
9. КГБУК «Дом Искусств». Рыбаков Николай Иосифович [Электронный ресурс]. URL: http: //domiskusstv24.ru/rybakov-nikolaj-iosifovich/.
Контекст: ...Так как же происходит поиск первооснов бытия в процессе коммуникации автора и зрителя, становящегося во время восприятия произведения соавтором создателя картины? Обратимся непосредственно к творчеству Николая Иосифовича Рыбакова [9], которое можно отнести к этноархаике...
10. Якимович А. Космогонии Сибири. Искусство Николая Рыбакова. [Электронный ресурс]. URL: http: //art-rybakov.ru/cTaTbH.html.
Контекст: ...Искусство Николая Рыбакова» говорит о художнике как об ученом, который старается почувствовать Сибирь в ее историческом времени, понять ее пространственную глубину, показать значение данной территории как места встречи многих цивилизаций, пересекавших минусинскую котловину в дописьменную эпоху» [10, с. 13]...
11. «Космогонические странствия». Выставка произведений Николая Рыбакова [Электронный ресурс]. URL: https: //www.rah.ru/news/detail. php?ID=33546.
Контекст: ...Свет, проникающий сквозь темноту, олицетворят для художника, по-видимому, его страстное желание проникнуть в тайну ушедших цивилизаций, об этом он не раз говорил в своих интервью [11]...
...Одна из последних по времени выставок «Космогонические странствия» состоялась в начале 2018 г. в Галерее искусств Зураба Церетели, входящей в Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств [11]...
...Счастье, что творческий процесс является тайной для самого художника» [11]...
12. КГБУК «Дом Искусств». Войнов Константин Семенович [Электронный ресурс]. URL: http: //domiskusstv24.ru/vojnov-konstantin-semenovich/.
Контекст: ...Николай Рыбаков участвовал в нескольких археологических экспедициях, а также более 50 лет ведет краеведческие исследования на территории Забайкальского края и Хакасии, является внештатным сотрудником СО РАН. Творчество Константина Семеновича Войнова [12] хорошо известно в сибирском регионе1...
...может быть, идеализированный, но наполненный чистотой простых человеческих чувств и отношений мир, мир первозданной гармонии и природного целомудрия, мир, который мы, к сожалению, безвозвратно утрачиваем» [12]...
13. Тамошаускас В. Выставка этюдов Константина Войнова «Исповедь странника» [Электронный ресурс]. URL: http: //krasnoyarsk.rfn.ru/ mews.html?id=50886.
Контекст: ...А в Сибири, куда он залазил в природу, мало кто был, и это больше всего притягивает» [13]...
...Это некое соавторство со Всевышним, если образно говорить» [13]...
14. Малышева В. «Видеть волшебное в обычном». Художница Анна Осипова - о роли отца, творческом кризисе и планах [Электронный ресурс]. URL: http: //news.ykt.ru/mobile/article/76565.
Контекст: ...И для тех, кто понимает и ценит изобразительное искусство, выставка этюдов - это дорогой алмаз», - отметил академик РАХ, заслуженный художник РФ Сергей Ануфриев [14]...
...Сюжеты большинства работ посвящены жителям ее родной Якутии, а также природе этого сурового и величественного края [14]...
...Во время работы с этюдным материалом в мастерской, по словам Анны [14], начался «поиск связующих звеньев между прошлым и настоящим» народов, живущих на данной территории...
...Работая на пленэре, пыталась «почувствовать дух местности, пропустить его через себя» [14]...
15. Осипов Афанасий Николаевич [Электронный ресурс]. URL: http: // rahusdv.ru/osipov.
Контекст: ...Становление Анны Осиповой в качестве живописца произошло в большей мере благодаря ее отцу А.Н. Осипову (1928-2017), народному художнику Якутии, действительному члену РАХ [15]...
16. Анна Осипова. Альбом "Женщины реки Олонхо" [Электронный ресурс]. URL: https: //www.facebook.com/anyaosipova/media_set?set=a.830 585653626746&type=3.
Контекст: ...Большая серия портретов «Женщины реки Олонхо» посвящена не просто знакомым ей людям, а первым зрителям и самым верным почитателям [16]...
17. Выставка «Два берега одной реки: Ускользающая реальность» [Электронный ресурс]. URL: http: //sakhaday.ru/news/v-yakutske-otkrylas-vystavka-dva-berega-odnoj-reki-uskolzayushhaya-realnost/.
Контекст: ...В сентябре 2018 г. в Якутске открылась выставка «Два берега одной реки» [17], где помимо работ Анны Осиповой было представлено творчество ее матери Зинаиды Курчатовой3 (1948-1983)...
18. Решетова Л.И. Слово - картина - диалог в творчестве художника Александра Майорова // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2014. № 2 (10).
Контекст: ...Майорова, говорит об этом явлении так: «Необходимо выделить два момента, важные для создания зрителем своего интерпретационного интертекста: название картины и предварительное знание, которое не ограничивается сведениями из истории живописи» [18, с. 78]...
Опубликован
2021-06-01
Как цитировать
Москалюк М. В., Серикова Т. Ю. Поиск первооснов бытия в пространстве произведения живописи // Культурное наследие Сибири, 2021. Т. 1, № 27. С. 147-163. URL: http://journal.asu.ru/knc/article/view/9679.
Раздел
Слово сибирского искусствоведа