Поиск первооснов бытия в пространстве произведения живописи

  • Марина Валентиновна Москалюк Сибирский государственный институт искусств им. Дмитрия Хворостовского Email: cultjournal@asu.ru
  • Татьяна Юрьевна Серикова Сибирский федеральный университет Email: serikova_72@mail.ru
Ключевые слова: Первооснова, картина, зритель, интерпретация, игра, восприятие, объективная реальность, автор, картина мира, субъективная реальность, отражаемое и отраженное, субъект-объектное, художественное познание, современное искусство Красноярска, fundamental principle, picture, viewer, interpretation, game, perception, objective reality, author, worldview, subjective reality, reflected, subject-object, artistic knowledge, contemporary art of Krasnoyarsk

Аннотация

Статья посвящена миропознавательной функции искусства, которая наиболее полно осуществляется в процессе сотворчества автора живописного произведения и воспринимающего его субъекта. Творчество в данном случае понимается как построение субъективной модели объективной реальности с целью познания мироустройства. Рассматривается возможность применения философского опыта в поиске структурных основ бытия в пространстве изобразительного искусства. В качестве исследовательского материала привлечены картины современных красноярских художников А.А. Осиповой, Н.И. Рыбакова, К.С. Войнова.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Марина Валентиновна Москалюк, Сибирский государственный институт искусств им. Дмитрия Хворостовского

доктор искусствоведения, профессор, ректор Сибирского государственного института искусств им. Дмитрия Хворостовского, Красноярск

Татьяна Юрьевна Серикова, Сибирский федеральный университет

кандидат искусствоведения, доцент кафедры дизайна Сибирского федерального университета, Красноярск

Литература

1. Минеев В.В. В поисках оснований науки: проблема рациональности // Вестник Красноярского гос. пед. ун-та им. В.П. Астафьева, 2007. № 3.
Контекст: ...По утверждению доктора философских наук В.В. Минеева, «познание необходимо рассматривать не только как средство практического преобразования мира (средство управления, обогащения, самосохранения), но и, наоборот, как самоценность, способ и последнюю цель существования» [1, с. 55-61]...
2. Мусат Р.П. Художественная картина мира в духовном универсуме современной эпохи: автореф. дис. докт. философских наук. Красноярск, 2016.
Контекст: ...«художественный образ, сплавляющий объективное с субъективным, общее с уникальным, рационально-логическое с эмоциональным, незримый смысл с его материальным выражением, способен органично дополнить научную теорию» [2, с. 4]...
3. Столетов А.И. Онтология художественного творчества; автореф. дисс.. докт. философских наук. Уфа, 2009.
Контекст: ...А.И. Столетов в научной работе «Онтология художественного творчества» определяет художественное творчество «как саморазвертывание и самокоррекция мировоззренческой системы субъекта в процессе его взаимодействия с миром» [3,с. 16]...
4. Войнов К.С. Константин Войнов [Электронный ресурс]. URL: http: //www.voinov-k.ru.
Контекст: ...На странице своего сайта Константин Войнов пишет: «Живопись - замечательная возможность выразить языческий восторг перед непостижимостью мироздания» [4]...
...Сибири», посвященных теме сохранения уникальной культуры коренных народов Сибири, которые либо почти «исчезли с наступлением цивилизации или утратили своеобразие, растворившись в более крупных культурах» [4]...
5. Рыбаков Николай Иосифович [Электронный ресурс]. URL: http: // ай-гуЬакоу.га/галерея.^т!.
Контекст: ...Николай Рыбаков в одной из дневниковых записей указывает, что в творчестве он стремится воссоздать «песню первых людей земли», в которой «всплывает прошлое» [5]...
6. Осипова А.А. [Электронный ресурс]. URL: http: //rtgod.ru/artists/ osipova-a-a/.
Контекст: ...Еще больше всего меня вдохновляет история нашего народа » [6]...
7. Поль Гоген. «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?». MuseumofFineArts США: Бостон, Массачусетс [Электронный ресурс]. URL: https: // www.mfa.org/collections/europe.
Контекст: ...Каждый так или иначе, осознанно или нет, пытается ответить на вопрос, который Поль Гоген сделал названием одной из своих таитянских работ: «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?» [7]...
8. Статкевич И.А. Субъект-объектные отношения в контексте восприятия художественных произведений // Известия Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2009. Вып. № 108.
Контекст: ...в конечном итоге представлен на суд зрителя. «Художественное произведение нуждается в воспринимающем его субъекте, поскольку представляет собой не только материальный субстрат, но и духовный феномен» [8, с. 60]...
9. КГБУК «Дом Искусств». Рыбаков Николай Иосифович [Электронный ресурс]. URL: http: //domiskusstv24.ru/rybakov-nikolaj-iosifovich/.
Контекст: ...Так как же происходит поиск первооснов бытия в процессе коммуникации автора и зрителя, становящегося во время восприятия произведения соавтором создателя картины? Обратимся непосредственно к творчеству Николая Иосифовича Рыбакова [9], которое можно отнести к этноархаике...
10. Якимович А. Космогонии Сибири. Искусство Николая Рыбакова. [Электронный ресурс]. URL: http: //art-rybakov.ru/cTaTbH.html.
Контекст: ...Искусство Николая Рыбакова» говорит о художнике как об ученом, который старается почувствовать Сибирь в ее историческом времени, понять ее пространственную глубину, показать значение данной территории как места встречи многих цивилизаций, пересекавших минусинскую котловину в дописьменную эпоху» [10, с. 13]...
11. «Космогонические странствия». Выставка произведений Николая Рыбакова [Электронный ресурс]. URL: https: //www.rah.ru/news/detail. php?ID=33546.
Контекст: ...Свет, проникающий сквозь темноту, олицетворят для художника, по-видимому, его страстное желание проникнуть в тайну ушедших цивилизаций, об этом он не раз говорил в своих интервью [11]...
...Одна из последних по времени выставок «Космогонические странствия» состоялась в начале 2018 г. в Галерее искусств Зураба Церетели, входящей в Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств [11]...
...Счастье, что творческий процесс является тайной для самого художника» [11]...
12. КГБУК «Дом Искусств». Войнов Константин Семенович [Электронный ресурс]. URL: http: //domiskusstv24.ru/vojnov-konstantin-semenovich/.
Контекст: ...Николай Рыбаков участвовал в нескольких археологических экспедициях, а также более 50 лет ведет краеведческие исследования на территории Забайкальского края и Хакасии, является внештатным сотрудником СО РАН. Творчество Константина Семеновича Войнова [12] хорошо известно в сибирском регионе1...
...может быть, идеализированный, но наполненный чистотой простых человеческих чувств и отношений мир, мир первозданной гармонии и природного целомудрия, мир, который мы, к сожалению, безвозвратно утрачиваем» [12]...
13. Тамошаускас В. Выставка этюдов Константина Войнова «Исповедь странника» [Электронный ресурс]. URL: http: //krasnoyarsk.rfn.ru/ mews.html?id=50886.
Контекст: ...А в Сибири, куда он залазил в природу, мало кто был, и это больше всего притягивает» [13]...
...Это некое соавторство со Всевышним, если образно говорить» [13]...
14. Малышева В. «Видеть волшебное в обычном». Художница Анна Осипова - о роли отца, творческом кризисе и планах [Электронный ресурс]. URL: http: //news.ykt.ru/mobile/article/76565.
Контекст: ...И для тех, кто понимает и ценит изобразительное искусство, выставка этюдов - это дорогой алмаз», - отметил академик РАХ, заслуженный художник РФ Сергей Ануфриев [14]...
...Сюжеты большинства работ посвящены жителям ее родной Якутии, а также природе этого сурового и величественного края [14]...
...Во время работы с этюдным материалом в мастерской, по словам Анны [14], начался «поиск связующих звеньев между прошлым и настоящим» народов, живущих на данной территории...
...Работая на пленэре, пыталась «почувствовать дух местности, пропустить его через себя» [14]...
15. Осипов Афанасий Николаевич [Электронный ресурс]. URL: http: // rahusdv.ru/osipov.
Контекст: ...Становление Анны Осиповой в качестве живописца произошло в большей мере благодаря ее отцу А.Н. Осипову (1928-2017), народному художнику Якутии, действительному члену РАХ [15]...
16. Анна Осипова. Альбом "Женщины реки Олонхо" [Электронный ресурс]. URL: https: //www.facebook.com/anyaosipova/media_set?set=a.830 585653626746&type=3.
Контекст: ...Большая серия портретов «Женщины реки Олонхо» посвящена не просто знакомым ей людям, а первым зрителям и самым верным почитателям [16]...
17. Выставка «Два берега одной реки: Ускользающая реальность» [Электронный ресурс]. URL: http: //sakhaday.ru/news/v-yakutske-otkrylas-vystavka-dva-berega-odnoj-reki-uskolzayushhaya-realnost/.
Контекст: ...В сентябре 2018 г. в Якутске открылась выставка «Два берега одной реки» [17], где помимо работ Анны Осиповой было представлено творчество ее матери Зинаиды Курчатовой3 (1948-1983)...
18. Решетова Л.И. Слово - картина - диалог в творчестве художника Александра Майорова // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2014. № 2 (10).
Контекст: ...Майорова, говорит об этом явлении так: «Необходимо выделить два момента, важные для создания зрителем своего интерпретационного интертекста: название картины и предварительное знание, которое не ограничивается сведениями из истории живописи» [18, с. 78]...
Опубликован
2021-06-01
Как цитировать
Москалюк М. В., Серикова Т. Ю. Поиск первооснов бытия в пространстве произведения живописи // Культурное наследие Сибири, 2021. Т. 1, № 27. С. 147-163. URL: http://journal.asu.ru/knc/article/view/9679.
Раздел
Слово сибирского искусствоведа