Метафоры, которыми жили теории Эрика Берна (на материале книг Э. Берна «Games People Play» и «What Do You Say after You Say “Hello?”»)

  • Татьяна Викторовна Федосова Горно-Алтайский государственный университет
  • Марина Илларионовна Абдыжапарова Югорский государственный университет (Ханты-Мансийск)
Ключевые слова: лингвостилистический анализ, транзакционный анализ, ориентационная метафора, концептуальная метафора, разряды метафорических моделей

Аннотация

В статье проводится лингвостилистический анализ текстов научных произведений американского психолога Эрика Берна «Games People Play» («Игры, в которые играют люди») и «What Do You Say after You Say “Hello?”» («Люди, которые играют в игры») в свете теории концептуальной метафоры Дж. Лакоффа и М. Джонсона, которые систематизировали метафоры, рассмотрели их как когнитивный инструмент и вывели их в прикладное русло – взаимодействие человека с окружающим миром. Ученые выделяют  взаимодействие когнитивных структур двух концептуальных доменов в процессеметафоризации – сфер источника (source) и мишени (target). В концепции Берна чаще всего встречаются ориентационные метафоры, актуализирующие следующие отношения: родитель – взрослый – ребенок, мужчина – женщина, человек – социум, основывающиеся на модели стимул – реакция. Авторы также проводят обзор современных когнитивных исследований, проливающих свет на типы метафор и их прикладной характер; описывают типы метафор, которые встречаются в научных работах Э. Берна, определяют их основную функцию –«опредмечивание» абстрактных понятий.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Биографии авторов

Татьяна Викторовна Федосова, Горно-Алтайский государственный университет

кандидат филолологических наук, доцент кафедры иностранных языков и методики преподавания

Марина Илларионовна Абдыжапарова, Югорский государственный университет (Ханты-Мансийск)

кандидат филолологических наук, доцент кафедры иностранных языков

Литература

Алексеев К.И. Метафора в научном дискурсе // Психологические исследования дискурса. М., 2002.

Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. М., 1990.

Баранов Г.С. Научная метафора: модельно-семиотический подход. В 2-х чч. Ч 1. Современные лингвофилософские концепции и метафоры. Кемерово, 1992.

Баранов Г.С. Научная метафора: модельно-семиотический подход. В 2-х чч. Ч 2. Кемерово, 1993.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., СПб., 1996.

Лакофф Д., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем: пер. с англ. М., 2004.

Мишанкина Н.А. Метафора в науке: парадокс или норма? Томск, 2010. [Электронный ресурс]. URL: http://docplayer.ru/42804831-Metafora-v-nauke-paradoks-ili-norma.html.

Чудинов А.П. Когнитивно-дискурсивное исследование политической метафоры // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. № 1.

Berne E. Games People Play. 1962. URL: http://dl.lux.booksee.org/foreignfiction/899000.pdf

Berne E. What do you say after you say «hello»? The Psychology of Human Destiny. New York, 1973. URL: http://bookre.org/reader?file=1143844&pg=93.

Lakoff J., Johnson M. Metaphors We Live by. London, 2003.

Опубликован
2019-03-13
Как цитировать
1. Федосова Т. В., Абдыжапарова М. И. Метафоры, которыми жили теории Эрика Берна (на материале книг Э. Берна «Games People Play» и «What Do You Say after You Say “Hello?”») // Филология и человек, 2019. № 1. С. 86-95. URL: http://journal.asu.ru/pm/article/view/5280.
Выпуск
Раздел
Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)