Метафоры, которыми жили теории Эрика Берна (на материале книг Э. Берна «Games People Play» и «What Do You Say after You Say “Hello?”»)
Аннотация
В статье проводится лингвостилистический анализ текстов научных произведений американского психолога Эрика Берна «Games People Play» («Игры, в которые играют люди») и «What Do You Say after You Say “Hello?”» («Люди, которые играют в игры») в свете теории концептуальной метафоры Дж. Лакоффа и М. Джонсона, которые систематизировали метафоры, рассмотрели их как когнитивный инструмент и вывели их в прикладное русло – взаимодействие человека с окружающим миром. Ученые выделяют взаимодействие когнитивных структур двух концептуальных доменов в процессеметафоризации – сфер источника (source) и мишени (target). В концепции Берна чаще всего встречаются ориентационные метафоры, актуализирующие следующие отношения: родитель – взрослый – ребенок, мужчина – женщина, человек – социум, основывающиеся на модели стимул – реакция. Авторы также проводят обзор современных когнитивных исследований, проливающих свет на типы метафор и их прикладной характер; описывают типы метафор, которые встречаются в научных работах Э. Берна, определяют их основную функцию –«опредмечивание» абстрактных понятий.
Скачивания
Metrics
Литература
Алексеев К.И. Метафора в научном дискурсе // Психологические исследования дискурса. М., 2002.
Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. М., 1990.
Баранов Г.С. Научная метафора: модельно-семиотический подход. В 2-х чч. Ч 1. Современные лингвофилософские концепции и метафоры. Кемерово, 1992.
Баранов Г.С. Научная метафора: модельно-семиотический подход. В 2-х чч. Ч 2. Кемерово, 1993.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., СПб., 1996.
Лакофф Д., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем: пер. с англ. М., 2004.
Мишанкина Н.А. Метафора в науке: парадокс или норма? Томск, 2010. [Электронный ресурс]. URL: http://docplayer.ru/42804831-Metafora-v-nauke-paradoks-ili-norma.html.
Чудинов А.П. Когнитивно-дискурсивное исследование политической метафоры // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. № 1.
Berne E. Games People Play. 1962. URL: http://dl.lux.booksee.org/foreignfiction/899000.pdf
Berne E. What do you say after you say «hello»? The Psychology of Human Destiny. New York, 1973. URL: http://bookre.org/reader?file=1143844&pg=93.
Lakoff J., Johnson M. Metaphors We Live by. London, 2003.
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.