УЙГУРСКИЙ ТАНЕЦ «САМА» КАК ФЕНОМЕН СИБИРСКОГО И ВОСТОЧНО-ТУРКЕСТАНСКОГО КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА

Основное содержание статьи

С.Н. Абдуллаев Email: sayfylla-ab@rambler.ru
Г.С Абдуллаева Email: sayfulla.abdullayev@list.ru

Аннотация

В статье авторы описывают структурные признаки и семантику древнего уйгурского танца. В процессе исследования и реконструкции танца обнаружились два аспекта. Первым аспектом являются инвариантные признаки кругового танца. Здесь просматриваются архаические представления о мире и типологические признаки тюркской и монгольской культур. Это показывает наличие связей между уйгурским этносом и этносами Сибири. Среди других тюркских народов Центральной Азии такой танец отсутствует. В качестве второго аспекта авторы рассматривают современные процессы контаминации доисламских и исламских представлений.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Детали статьи

Как цитировать
[1]
Абдуллаев, С. и Абдуллаева, Г. 2022. УЙГУРСКИЙ ТАНЕЦ «САМА» КАК ФЕНОМЕН СИБИРСКОГО И ВОСТОЧНО-ТУРКЕСТАНСКОГО КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА. Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. 2, 12 (июн. 2022), 6-10.
Раздел
Статьи

Литература

1. Абдуллаев С.Н. Фортификационный опыт раннесредневековых уйгуров // Музеефикация фортификационных сооружений: проблемы и пути их решения.-Смоленск: Свиток, 2021. С. 23-25.
2. Abdullayev S. Correlation of the Texts of Ancient with Modern Folklore: “Kutadgu Bilik” and “Nur dastani” // Ancient Texts and Languages of Ethnic Groups along the Silk Roud. Goettingen. 2021. P. 9-13.
3. Алмас Т. Уйғурлар.Үрүмчи, 1989. (на уйг. яз.)
4. Бакаева Э.П. О некоторых вопросах сопоставительного изучения ойратских и калмыцких танцев // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2014. № 2. С. 83-90.
5. Буксикова О.Б. Танец в истории культуры народов Сибири: автореф. дис. … д-ра искусствоведения.-СПб, 2009.
6. Гергесова Т.Е. Бурятские народные танцы. Улан-Удэ, 2002.
7. Дашиева Л.Д. Бурятский круговой танец ехор: историко-этнографический, ладовый, ритмический аспекты: дисс. … канд. искусств. Новосибирск. 2007. 268 с.
8. Ерзин М. Из глубин Евразии.-Алматы, 2015.
9. Исраилов М.В. Уйгурский танец на территории Средней Азии и Казахстана: автореф. дис. … канд. искусствоведения. Ташкент, 1991.
10. Лукина А.Г. Круговой танец осуохай: идеи, образы, символы // Вестник ЯГУ, 2006. Т. 3, № 4. С. 69-72.
11. Николаева Д.А. Семантика кругового танца ехор у западных бурят: автореф. дис. … канд. ист. наук. Улан-Удэ, 2000. 20 с.
12. Самжид Р. Хүн байгалийн шүтелцээ бай монгол бүжгийн гарал үүсэл, хөгжлийн ухаанд (Об истоках происхождения монгольского танца и его взаимосвязь с природой) // Танец как историко-культурное наследие монголоязычных народов: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летнему юбилею и 57-летию творческой деятельности П. Т. Надбитова / отв. ред. Н. Г. Очирова. Элиста: КИГИ РАН. 2014. С. 68-77. (На монг. яз.).
13. Санчай Ч.Х. Культурные предпосылки возникновения тувинского хороводного танца «Челер-ой» // GAUDEAMUS IGITUR. Современные гуманитарные исследования.2016. № 3. С. 52-56.
14. Санчай Х.Ч., Кухта М.С. Семантика структурных элементов тувинского танца // Новые исследования Тувы. 2019. № 1. С. 176-189.
15. Стручкова Н.А. Семантика основных движений якутского хороводного танца осуохай: дисс. … канд. ист. наук. Якутск? 2000. 188 с.
16. Султангареева Р.А. Танцевальный фольклор башкир. Уфа: Гилем, Башкирская энциклопедия, 2013. 128 с.
17. Шинжина А.И. Алтайский национальный театр танца «Алтам» как лаборатория практической реализации результатов научно-исследовательской работы по изучению традиционной культуры алтайцев // Культура и искусство. 2021. № 2. С. 65-79.