ЦИФРОВАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ И ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В РЕГИОНЕ

Основное содержание статьи

Татьяна Михайловна Дадаева Email: dadaeva13@mail.ru
Ольга Анатольевна Богатова Email: bogatovaoa@gmail.com

Аннотация

В статье ставится проблема о необходимости изучения влияния цифровизации на формирование исторической памяти молодежи. На основе данных анкетного онлайн-опроса (многоступенчатая комбинированная выборка, n = 700) представлены основные векторы конструирования цифровой исторической памяти и ее влияния на формирование гражданской идентичности студенческой молодежи ссузов и вузов на примере Республики Мордовия. Расчет индекса «цифровой исторической памяти» позволил определить направления влияния цифровой памяти на самоидентичность молодежи и на оценку основных факторов гражданской идентичности. Выявлена статистически значимая взаимосвязь между выбором «новых медиа» как источника формирования исторической памяти и такими показателями как возраст, уровень получаемого образования, Задачи исследования включали также изучение узлов памяти (выбор наиболее значимых событий из истории страны), цифровых практик (активности, связанные с историческими интернет-ресурсами и порталами). В статье предпринята попытка социологического осмысления производства цифровой исторической памяти в современных условиях, которая с одной стороны, гиперконнективна, т.е. доступна большому количеству пользователей и гипермедитизированная – формируется на основе разных и многих источников, а с другой стороны, существует большой риск производства фейковой истории и разных ее версий, далеких от научности и объективности. Авторы делают предположение, на основе полученных данных, что в новых геополитических условиях влияние индекса «цифровой памяти» на формирование российской идентичности молодежи можно обозначить как положительное, хотя этот вопрос нуждается в дальнейших исследованиях.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Дадаева, Т. М., & Богатова, О. А. (2024). ЦИФРОВАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ И ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В РЕГИОНЕ. Society and Security Insights, 7(1), 13-26. https://doi.org/10.14258/SSI(2024)1-01
Раздел
ГОСУДАРСТВО, ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И СТАБИЛЬНОСТЬ
Биографии авторов

Татьяна Михайловна Дадаева, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева

д-р социол. наук, доцент, профессор кафедры социологии и социальной работы Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва, г. Саранск, Россия.

Ольга Анатольевна Богатова, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева

д-р социол. наук, доцент, профессор кафедры социологии и социальной работы Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва, г. Саранск, Россия.

Литература

Артамонов Д.С. Медиапамять: теоретический аспект // Galactica Media: Journal of Media Studies. 2022. Vol. 4, no. 2. P. 65–83. https://doi.org/10.46539/gmd.v4i2.269
Артамонов Д.С., Тихонова С.В. «Гараж» истории: цифровой поворот «независимых исторических исследований» // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. Вып. 72. М.: Аквилон, 2020. С. 251-252.
Бернстайн С., Заплатина А. Цифровое пространство // Всё в прошлом: теория и практика публичной истории / Под ред. А. Завадского, В. Дубиной. М.: Новое издательство, 2021. С. 71-73.
Дадаева Т. М. Образование, историческая память и гражданская идентичность: векторы влияния (на примере студенческой молодежи вузов и ссузов Республики Мордовия) // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2020. Т. 20, № 1. С. 41–60. https://doi.org/10.15507/2078- 9823.049.020.202001.041-060
Грошева И. А., Грошев И. Л., Грошева Л. И. Коллективная память студенческой молодежи в эпоху постмодерна // Siberian Socium. 2020. Т. 4, № 3. С. 33–48. https://doi.org/10.21684/2587-8484-2020-4-3-33-48
Касамара В. А. Многогранный патриотизм: от концепции к исследованию молодежных представлений // Журнал социологии и социальной антропологии. 2023. Т. 26, № 3. С. 201–233. https://doi. org/10.31119/jssa.2023.26.3.8
Память в Сети: цифровой в memory studies: сборник статей / Под ред. А. Ф. Павловского и А. И. Миллера. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2023. 352 с.
События прошлого в исторической памяти молодежи национальных регионов Приволжского федерального округа / С. В. Полутин [и др.] // Регионология. 2021. Т. 29, № 1. С. 191–215. https://doi. org/10.15507/2413-1407.114.029.202101.191-215
Широкалова Г. С. Историческая память о Великой Отечественной войне: причины плюрализма // Вестник Института социологии. 2021. Т. 12, № 2. C. 19–35. https://doi.org/10.19181/vis.2021.12.2.709
Широкалова Г. С. Историческая память молодежи: село vs город // Социологические исследования. 2020. № 9. С. 28–37. https://doi.org/10.31857/S013216250010005-8
Шумкова Н. В. Конфликтующие нарративы в исторической памяти современной российской молодежи // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2019. № 4. С. 145–155. URL: http://niign.ru/nauchnie-jurnaly/vestnik-niign-4,2019.pdf (дата обращения: 20.07.2023).
Birkner T., Donk A. Collective memory and social media: Fostering a new historical consciousness in the digital age? // Memory studies. 2018. Vol. 13. Issue 4. P. 367–383.
Erll A., Rigney A. (eds.) Mediation, Remediation, and the Dynamics of Cultural Memory. Berlin, New York: Walter de Gruyter, 2009. P. 4.;
Rigney A. Articulations of Memory: Mediation and the Making of Mnemo-Regions // Regions of Memory: Transnational Formations ; ed. by S. Lewis [et al.]. Cham : Palgrave Macmillan Memory Studies, 2022. P. 163–184. https://doi.org/10.1007/978-3-030-93705-8_7
Hoskins A. Digital Memory Studies: Media Pasts in Transition. New York : Routledge, 2018. 326 p. https://doi.org/10.4324/9781315637235

REFERENCES
Artamonov, D. (2022). Media Memory: Theoretical Aspect. Galactica Media: Journal of Media Studies, 4(2), 65–83. (In Russ.). https://doi.org/10.46539/gmd.v4i2.269
Grosheva, I.A., Groshev, I.L., Grosheva, L.I. (2020). Collective Memory of Student Youth in the Postmodern Era. Siberian Socium, 4(3), 33–48. (In Russ.). https://doi.org/10.21684/2587-8484-2020-4-3-33-48
Dadaeva T.M. (2020). Education, Historical Memory and Civic Identity: Vectors of Influence (on the Example of Students of Republic of Mordovia). Russian Journal of the Humanities, 20(1), 41–60. (In Russ.). https://doi.org/10.15507/2078-9823.049.020.202001.041-060
Kasamara, V.A. (2023). Multifaceted Patriotism: From Concept to Research on Youth Representations. The Journal of Sociology and Social Anthropology, 26(3), 201–233. (In Russ.). https://doi. org/10.31119/jssa.2023.26.3.8
Shirokalova G.S. Historical Memory of the Great Patriotic War: Reasons for Pluralism. Vestnik instituta sotziologii. 2021;12(2):19–35. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.19181/vis.2021.12.2.709
Shirokalova, G. (2020). Historical Memory of the Young People: Village vs City. Sotsiologicheskie issledovaniya, 9, 28–37. (In Russ.). https://doi.org/10.31857/S013216250010005-8
Polutin, S.V., Bulavin, A.V., Zubov, O.E., Nagaeva, T.V. (2021). Events of the Past in the Historical Memory of the Youth in the Ethnic Regions of the Volga Federal District. Russian Journal of Regional Studies, 29(1), 191–215. (In Russ.). https://doi.org/10.15507/2413-1407.114.029.202101.191-215
Shumkova, N.V. (2023). Conflicting Narratives in Historical Memory of Contemporary Russian Youth. Bulletin of the Research Institute of the Humanities by the Government of the Republic of Mordovia, 4, 145–155. (In Russ.) http://niign.ru/nauchnie-jurnaly/vestnik-niign-4,2019.pdf
Birkner, T., Donk, A. (2018). Collective memory and social media: Fostering a new historical consciousness in the digital age? Memory studies, 13(4), 367–383.
Liebermann, Y. (2020). Born digital: The Black lives matter movement and memory after the digital turn. Memory studies, 14(5), 1–18.
Erll, A., Rigney, A. (eds.) (2009). Mediation, Remediation, and the Dynamics of Cultural Memory. Berlin, New York: Walter de Gruyter.
Rigney, A. (2022). Articulations of Memory: Mediation and the Making of Mnemo-Regions. In: Lewis S., et al. Regions of Memory: Transnational Formations (pp. 163–184). Cham: Palgrave Macmillan Memory Studies https://doi.org/10.1007/978-3-030-93705-8_7
Hoskins, A. (2018). Digital Memory Studies: Media Pasts in Transition. New York: Routledge. https://doi. org/10.4324/9781315637235