ВЛИЯНИЕ НАСТАВНИКОВ НА ЖИЗНЕННУЮ СРЕДУ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ: СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЕКТА «НАСТАВНИЧЕСТВО»
Основное содержание статьи
Аннотация
Дети, лишенные попечения родителей и находящиеся в детских домах, растут в условиях депривации из-за невозможности обеспечить там условия, полностью аналогичные тем, что в семьях. Несмотря на усилия и профессионализм педагогов дети в детских домах имеют однообразную жизненную среду, ограничены в личном выборе своего пространства (реального и метафизического), организации времени – устройстве и наполнении комнаты, занятий, общения, информации, еды и прочих привычных для семей выборов повседневной жизни. Дети из детских домов сталкиваются со сложностями в социализации и инкультурации, имея ряд психологических особенностей, мешающих коммуникации. Навыки выстраивания в их жизни стабильных и доверительных отношений со значимым взрослым другом – наставником вне дома-интерната и общеобразовательной школы, становятся важным ресурсом для ребенка в детском доме. В данной работе методами социологического опроса с помощью стандартизированного анкетирования и интервью экспертов дается оценка того, как обогащаются и предметно-пространственная, и социальная составляющие жизненной среды детей в детских домах благодаря общению с наставниками. На основе анализа опыта проекта «Наставничество» БФ «Наши дети» в Республике Башкортостан, показано, как именно происходит общение с наставниками и как его оценивают непосредственные участники проекта, в том числе выявляются особенности влияния проекта на детей с ОВЗ и инвалидностью. Выявлено, что общение с наставниками сильно влияет на всех детей, при этом, по оценкам наставников, это влияние, как и его значимость для выпускников, больше у детей с особенностями здоровья. Особенности здоровья детей влияют на выбор событий с наставниками, дружба с ними становится основной возможностью разнообразить жизненную среду.
Скачивания
Metrics
Детали статьи
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Authors retain the copyright of their manuscripts, and all Open Access articles are distributed under the terms of the Creative Commons Attribution License, which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided that the original work is properly cited.
Литература
Ковалев Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 13–24.
Кокоренко В. Л. Факторы лечебной среды в образовательном пространстве для детей с нарушениями психического развития // Медицинская психология в России. 2014. T. 6, № 1. C. 1–35. DOI: 10.24411/2219-8245-2014-00004
Кольтинова В. В. Психическая депривация детей в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Психическая депривация детей в трудной жизненной ситуации: образовательные технологии профилактики, реабилитации, сопровождения. М.: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2013. С. 158–163.
Митасова М. Выход из темноты: история одного эксперимента. М.: Эксмо, 2016. 256 с.
Нартова-Бочавер С. К., Бочавер А. А., Дмитриева Н. С., Резниченко С. И. Дом как жизненная среда человека: психологическое исследование. М.: Памятники исторической мысли, 2016.
Нартова-Бочавер С. К. Жизненная среда как источник стресса и ресурс его преодоления: возвращаясь к психологии повседневности // Психологический журнал. 2019. Т. 40, № 5. С. 15–26. DOI: 10.31857/S020595920006072-5
Панюкова Ю. Г. Психологическая репрезентация антропогенной пространственно-предметной среды повседневной жизни: теоретическая модель // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. №12. С. 140–146.
Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учеб. пособие для вузов. М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. 365 с.
Попов Е. А. Социальные функции наставников для выпускников детских домов (на примере Новосибирска) // Вестник РУДН. Сер.: Социология. 2023. № 3. С. 564–578. DOI: 10.22363/2313-2272-2023-23-3-564-578
Семья Г. В. Сравнительный анализ постинтернатной адаптации выпускников из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей: двадцать лет спустя // Психология и право. 2021. Т. 11, № 4. С. 25–41. DOI: 10.17759/psylaw.2021110403
Шаронин Ю. В., Ряхимова Е. Г., Гречникова И. П. Психология наставничества // Инновационные проекты и программы в образовании. 2023. № 3. С. 71–74.
Югфельд, Е. А. К вопросу о феномене наставничества: исторический аспект // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10, № 5. С. 1–11.
Sheridan M. A., Mukerji C. E., Wade M., Humphreys K. L., Garrisi K., Goel S., ... & McLaughlin K. A. Early deprivation alters structural brain development from middle childhood to adolescence // Science advances. 2022. Vol. 8, Issue 40. DOI: 10.1126/sciadv.abn4316.
Poon C.Y.S., Christensen K.M. & Rhodes J.E. A Meta-analysis of the Effects of Mentoring on Youth in Foster Care // Journal of Youth and Adolescence. 2021. Vol. 50. P. 1741–1756. DOI: 10.1007/s10964-021-01472-6
St. Petersburg-USA Orphanage Research Team. The effects of early social-emotional and relationship experience on the development of young orphanage children. The St. Petersburg- USA Orphanage Research Team. MonogrSoc Res Child Dev. 2008;73(3):vii-viii, 1–262, 294-5. DOI: 10.1111/j.1540-5834.2008.00483.x
Sumida M., Minami H. Kodomotachi no Ibasho to Taijin teki Sekai no Genzai [Children’s “Ibasho” and the Interpersonal World Today]. Fukuoka, Kyushu University Press, 2003.
References
Guselceva, M.S. (2021). «Living space» in the context of everyday psychology: on the 130th anniversary of Kurt Lewin. Vestnik SPbGU. Serija 16: Psihologija. Pedagogika. 1, 8-21 (in Russ.).
Kovalev, G.A. (1993). Mental development of the child and living environment. Voprosy psihologii, 1, 13-24 (in Russ.).
Kokorenko, V.L. (2014). Factors of the therapeutic environment in the educational environment for children with mental development disorders. Medicinskaja psihologija v Rossii, 6(1), 1-35. DOI: 10.24411/2219-8245-2014-00004 (in Russ.).
Koltinova, V.V. (2013). Mental deprivation of children in an institution for orphans and children left without parental care. Moskovskij gosudarstvennyj psihologo-pedagogicheskij universitet, 158-163. URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/childdeprivation/contents/69148. (in Russ.).
International Bank for Reconstruction and Development (2018). Report and world development. Training for development, development. URL: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/28340/9781464813795.pdf?sequence=74 (in Russ.).
Mitasova, M. (2016). Coming out of the darkness: the story of one experiment. Moscow: Eksmo. (In Russ.).
Nartova-Bochaver, S.K., Bochaver A.A., Dmitrieva, N.S., Reznichenko, S.I. (2016). Home as a human living environment: a psychological study. Moscow: Monuments of historical thought. (In Russ.).
Nartova-Bochaver, S.K. (2019). Living environment as a source of stress and a resource for overcoming it: returning to the psychology of everyday life. Psihologicheskij zhurnal, 40(5), 15-26. DOI: 10.31857/S020595920006072-5 (in Russ.).
Panjukova, Ju.G. (2020). Psychological representation of the anthropogenic spatial-objective environment of everyday life: a theoretical model. Obshhestvo: sociologija, psihologija, pedagogika, 12, 140-146 (in Russ.).
Podlasyj, I.P. (2004). Pedagogy: 100 questions – 100 answers: textbook. manual for universities / I. P. Podlasyj. – M.: VLADOS-press.
Popov, E.A. (2023). Social functions of mentors for graduates of orphanages (using the example of Novosibirsk). Vestnik RUDN. Serija: Sociologija, 3, 564-578. DOI: 10.22363/2313-2272-2023-23-3-564-578 (in Russ.).
Sem'ja, G.V. (2021). Comparative analysis of post-boarding adaptation of graduates from among orphans left without parental care: twenty years later. Psihologija i pravo, 11(4), 25–41. DOI: 10.17759/psylaw.2021110403 (in Russ.).
Sharonin, Ju.V., Rjahimova E.G., Grechnikova, I.P. (2023). Psychology of mentoring. Innovacionnye proekty i programmy v obrazovanii, 3(87), 71-74 (in Russ.).
Jugfeld, E. A. (2022). On the issue of the phenomenon of mentoring: historical aspect. Mir nauki. Pedagogika i psihologija, 10(5), 1-11. URL: https://mir-nauki.com/PDF/05PDMN522.pdf (in Russ.).
Sheridan, M. A., Mukerji, C. E., Wade, M., Humphreys, K. L., Garrisi, K., Goel, S., ... & McLaughlin, K. A. (2022). Early deprivation alters structural brain development from middle childhood to adolescence. Science advances, 8(40), DOI: 10.1126/sciadv.abn4316.
Poon, C.Y.S., Christensen, K.M. & Rhodes, J.E. A Meta-analysis of the Effects of Mentoring on Youth in Foster Care // Journal of Youth and Adolescence. 2021. Volume 50, P. 1741–1756. DOI: 10.1007/s10964-021-01472-6
St. Petersburg-USA Orphanage Research Team. The effects of early social-emotional and relationship experience on the development of young orphanage children. The St. Petersburg-USA Orphanage Research Team. MonogrSoc Res Child Dev. 2008;73(3):vii-viii, 1-262, 294-5. DOI: 10.1111/j.1540-5834.2008.00483.x