РАЗРАБОТКА ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ КОМПЕТЕНЦИЙ: ПРАКТИКА АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА JEL: J82, O15 УДК: 331.108.37

Основное содержание статьи

Варфоломеева Светлана Александровна Email: varfolomeeva_s@mail.asu.ru

Аннотация

В статье представлены результаты исследования практик разработки и применения моделейкомпетенций в вузах страны, а также теоретические аспекты возникновения компетентностного подхода в управлении человеческими ресурсами. По заданной тематике проведен обзор научных публикаций, статей-кейсов, выделены основные этапы создания моделей компетенций в вузах. Проанализированы существующие подходы к определению понятия «компетенция», представленные в зарубежной и российской науке и практике. Обозначена актуальность построения целевой модели компетенций для выделенных категорий работников вуза, помогающая командам преодолевать современные вызовы и успешно реализовывать проекты трансформации высшего образования.В статье также описан опыт практической разработки целевой корпоративной модели компетенций Ал-тайского государственного университета, включающий три этапа: кластеризация компетенций эксперт-ной группой, формирование целевой модели компетенций с учетом задач стратегического развития вуза, разработка плана реализации по формированию целевой модели компетенций. Описанная практика может стать частью политики управления человеческим капиталом в вузах страны, давая возможность специалистам, работающим в секторе управления персоналом, дополнить уже имеющуюся программу управления человеческими ресурсами или выбрать наиболее подходящую под задачи и стратегию организации из уже описанных ранее.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Детали статьи

Как цитировать
Светлана Александровна В. РАЗРАБОТКА ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ КОМПЕТЕНЦИЙ: ПРАКТИКА АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА // Управление современной организацией: опыт, проблемы и перспективы, 2024. Т. 21, № 3. С. 5-12. URL: https://journal.asu.ru/mmo/article/view/16789.
Раздел
Методы и инструменты стратегического управления организацией
Биография автора

Варфоломеева Светлана Александровна, Алтайский государственный университет

начальник отдела привлечения и развития персонала Алтайского государственногоуниверситета, Россия, Барнаул

Литература

Апенько С. Н., Ефимова Г. З., Семёнов М. Ю. Специфика реализации проектов трансформации в университетах и работа проектной команды // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 4. С. 42–64.
DOI: 10.31992/0869–3617–2023–32–4–42–64 [Apenko S. N., Efimova G. Z., Semenov M. Yu. Specifics of
the implementation of transformation projects at universities and the work of the project team. Vysshee
obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2023;32 (4):42–64. DOI: 10.31992/0869–3617–2023–
32–4–42–64 (In Russ.)].
Апенько С. Н., Ефимова Г. З., Семёнов М. Ю. Формирование и развитие команд стратегических проектов трансформации университетов: Методологические подходы // Образование и наука. 2023. Т. 25, № 4. С. 37–
69. DOI: 10.17853/1994–5639–2023–4–37–69 64 [Apenko S. N., Efimova G. Z., Semenov M. Yu. Formation
and development of teams of strategic university transformation projects: Methodological approaches.
Obrazovanie i nauka = Education and science. 2023;25 (4): 37–69. DOI: 10.17853/1994–5639–2023–4–
37–69 (In Russ.)].
Бояцис Р. Компетентный менеджер. М. : ГИППО, 2008. 352 с. [Boyatsis R. Competent manager. Moscow: GIPPO, 2008. 352 p. (In Russ.)].
Виджет С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям. М. : ГИППО, 2008. 228 с. [Widget S., Hollyford S.
Competence Guide. Moscow: GIPPO, 2008. 228 p. (In Russ.)].
Кальмай О. М., Юдина Е. С., Шерина О. А., Латышев А. С. Кадровый резерв как фактор повышения конку-
рентоспособности современного университета // Университетское управление: практика и анализ.
2016. № 101 (1). С. 98. [Kalmai O. M., Yudina E. S., Sherina O. A., Latyshev A. S. Personnel reserve as a
factor of increasing the competitiveness of a modern university. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz
= University management: practice and analysis. 2016;101 (1):98. (In Russ.)].
Спенсер С. М., Спенсер-мл. Л. М. Компетенции на работе. М. : HIPPO, 2005. 384 с. [Spencer S. M., Spencer Jr. L. M. Competencies at work. Moscow: GIPPO, 2005. 384 p. (In Russ.)].
Стрелкова С. В. Комплексный подход к обучению менеджмента ОАО «Сбербанк России» в рамках hr-ци-
кла организации с использованием модели управленческих компетенций и оценки индивидуально-
го уровня развития // Сборник статей Межрегиональной науч.‑практ. конф. Самара, 2014. С. 238–
243. [Strelkova S. V. An integrated approach to management training of Sberbank of Russia OJSC within the
framework of the HR cycle of an organization using a model of managerial competencies and assessment
of an individual level of development. In: Collection of articles of the Interregional Scientific and Practical
Conference. Samara, 2014. Pp. 238–243. (In Russ.)].
Тераз В. А. Разработка модели компетенций персонала университета: теория и практика // Вестник Уд-
муртского университета. Экономика и право. 2022. Т. 32, № 4. С. 669–675 [Teraz V. A. Development of
a model of university staff competencies: theory and practice. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Ekonomika
i pravo = Bulletin of Udmurt University. Economics and Law. 2022;32 (4):669–675 (In Russ.)].
Тераз В. А. Кадровый потенциал университета: общественные вызовы и направления совершенствования // Материалы всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Региональ-
ные вузы — драйверы пространственного развития России». Ижевск: Удмуртский университет, 2021.
С. 219–222. [Teraz V. A. Personnel potential of the University: public challenges and areas of improvement.
In: Materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation «Regional
universities — drivers of spatial development of Russia». Izhevsk: Udmurtskij universitet, 2021. Pp. 219–
222. (In Russ.)].
Чуланова О. Л. Компетентностный подход в работе с персоналом: теория, методология, практика. М. : ИН-
ФРА-М, 2021. 292 с. [Chulanova, O. L. Competence approach in working with personnel: theory, methodology,
practice. Moscow: INFRA-M, 2021. 292 p. (In Russ.)].
Шклярук М. С., Гаркуши Н. С. Модель компетенций команды цифровой трансформации в системе государ-
ственного управления: РАНХиГС, 2020. М. : Инфра-М, 2022. 94 с. [Shklyaruk M. S., Garkushi N. S. The
competence model of the digital transformation team in the public administration system: RANEPA, 2020.
Moscow: INFRA-M, 2022. 94 p. (In Russ.)].
Flanagan J. C. The critical incident technique. Psychological bulletin. 1954;51 (4):327.
McClelland D. C., Klemp G. O., Miron D. Competency requirements of senior and mid-level positions in the Department of State. McBer, 1977.
McClelland D. C. Human Motivation. Cambridge University Press. 1988 No 01. DOI: 10.1017/cbo9781139878289.
McClelland D. C. Testing for competence ratherthan for «intelligence». American Psychologist. 1973;28 (1):1–14.
DOI: 10.1037/ h0034092.