Актуальная культура: поиск оснований и ивент-ракурс
Аннотация
В статье предпринимается попытка концептуализации понятия актуальной культуры. Авторы исходят из необходимости объективации актуальной культуры как ценностно-смысловой системы, развертывающейся в сопряженности ценностей и норм традиционализма и инновационизма. Поиск оснований актуальной культуры ведется через призму «центрации» ценностей, а также символизации бытия и символического обмена. В то же время подчеркивается роль событийности в развитии актуальной культуры. Предлагаемый ивент-ракурс позволяет оценить актуальную культуру с точки зрения схватывания событий, имеющих как выраженную социальную направленность, так и социокультурную. Установлено, что при этом кластер смыслов традиционного и инновационного становится ключевым основанием развития актуальной культуры.
Скачивания
Литература
Вебер М. Критические исследования в области логики наук о культуре // Культурология: ХХ в. М.: Юрист, 1995. С. 7-54.
Волков А. Д., Аверьянов А. О., Рослякова Н. А., Тишков С. В. Измерение социокультурных характеристик по шести показателям модели Хофстеде: апробация инструментария для расчета значений на индивидуальном уровне // Вестник Института социологии. 2024. Том 15. № 1. С. 43-69. DOI: 10.19181/vis.2024.15.1.4
Иглтон Т. Идея культуры. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 192 с.
Инглхарт Р. Культурная эволюция. Как изменяются человеческие мотивации и как изменяется мир. М.: Мысль, 2018. 347 с.
Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия: Последовательность человеческого развития М.: Новое издательство, 2011. 464 с.
Попов Е.А. Опыт интенционального и ивент-исследования в современной зарубежной социологии искусства // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2022. № 69. С. 126-141. DOI: 10.17223/1998863Х/69/14
Попов Е.А. Цивилизация и культура: «центрация» ценностей // Социодинамика. 2023. № 1. С. 41-51. DOI: 10.25136/2409-7144.2023.1.39568
Теняков А.В. Диалектика традиции и инновации в социокультурном пространстве современного российского общества: Автореф. дисс. канд. филос. наук: 5.7.7. Новочеркасск, 2023. 24 с.
Fischer R. Where is Culture in Cross-Cultural Research?: An Outline of a Multilevel Research Process for Measuring Culture as a Shared Meaning System // International Journal of Cross Cultural Management. 2009. № 9. Р. 25-48.
Hagen А. How to Engage in Practices of Critique? From a Universal Conception of the Good Life to the Contestation of Universals // Krisis. 2019. № 1. Р. 2-14.
Hofstede G. Dimensionalizing Cultures: The Hofstede Model in Context // Online Readings in Psychology and Culture. 2011. Vol. 2(1). Р. 1-8 [electronic resource]. URL: https://scholarworks.gvsu.edu/cgi/viewcontent.cgiarticle=1014&context=orpc (дата обращения 16.02.2024).
Hofstede G. Management Scientists Are Human // Management Science. 1994. № 40. P. 4-13. DOI: 10.1287/MNSC.40.1.4.
Hofstede G., Bond M.H. The Confucius connection: From cultural roots to economic growth // Organizational Dynamics. 1988. Vol. 16. № 4. P. 5-21. DOI: 10.1016/0090-2616(88)90009-5.
Hofstede G., Hofstede G.J., Minkov M. Cultures and organizations: Software of the mind. Revised and expanded. N. Y.: McGraw-Hill, 2010. 561 p.
House R.J., Hanges P.J. et al. Culture, leadership and organizations: The GLOBE study of 62 societies. Thousand Oaks, CA: Sage Publications, 2004. 848 p.
Marschallek B., Weiler S., Jorg M. Make It Special! Negative Correlations Between the Need for Uniqueness and Visual Aesthetic Sensitivity // Empirical Studies of The Arts. 2021. Vol. 39. Iss. 1. Р. 17-39. DOI:10.1177/0276237419880298
Smith P.B. Nations, Cultures and Individuals: New Perspectives on Old Dilemmas // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2004. № 35. Р. 6-12.
Takšić V., Arar L., Molander B. Measuring Emotional Intelligence: Perception of Affective Content in Art // Studia Psychologica. 2004. № 46(3). Р. 4-20.
Welzel C. Fluchtpunkt Humanentwicklung: Über die Grundlagen der Demokratie und die Ursachen ihrer Ausbreitung. Opladen:Westdeutscher Verlag, 2002. 120 р