Различия в российском и американском высшем образовании: социокультурные факторы их обусловленности

  • Тамара Федоровна Кряклина Независимый исследователь Email: asusocio@yandex.ru

Аннотация

В статье анализируются различия в российском и американском высшем образовании, обусловленные такими социокультурными факторами, как традиционные и либеральные ценности. Российские традиционные ценности, формируясь естественноисторическим путем, оказывают влияние на структуру и гуманитарную направленность высшего образования, институты которого предстают как центры науки, культуры и развития индивидов в соответствии с установками социума, его идеологии. Влияние ценностей социума в нем присутствует изначально как необходимый и обязательный компонент развития социокультурной системы, ее жизнеспособности.

Либерализм пронизывает все структуры американского общества, в том числе и систему высшего образования. Либерализм – фундаментальная идеологема формирования и развития американского общества. Применительно к системе высшего образования либерализм означает свободу выбора как преподавателя, так и студента; признание истиной лишь то, что дает практически полезный результат; стремление получать из всего материальные выгоды. Все эти постулаты влияют на деятельность индивида, формируют его поведенческие установки безотносительно общественных идеалов социума. Кризисные явления в системе высшего образования, имеющие глобальный характер до настоящего времени, могут быть решены с учетом своеобразия национальных образовательных систем, о которых говорится в статье.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Тамара Федоровна Кряклина, Независимый исследователь

Доктор философских наук, профессор, чл.-корр. Петровской академии наук и искусств, независимый исследователь

Литература

Барнетт Р. Осмысление университета / Центр проблем развития образования Белорусского государственного университета [Электронный ресурс]. URL: https://charko.narod.ru/tekst/alm1/barnet.htm (дата обращения 16.01.2024).
Булгакова Н. Вопрос – в запросах. Почему образование в России не такое, как в Америке? // Поиск: официальный сайт издания. 25.09.2020 (2020a) [Электронный ресурс]. URL: https://poisknews.ru/materials/vopros-v-zap-rosah-pochemu-obrazova-nie-v-rossiine-takoe-kak-v-amerike/ (дата обращения 17.01.2024).
Булгакова Н. Требуется отсебятина. В чем специфика образования по-американски? // Поиск: официальный сайт издания. 19.09.2020 (2020b) [Электронный ресурс]. URL: https://poisknews.ru/magazine/trebuetsya-otse-byatina (дата обращения 16.01.2024).
Ридингс Б. Университет в руинах. 2-е изд. / пер с англ. Под науч. ред. В.В. Анашвили. М.: Изд. дом ВШЭ, 2010. 304 с.
Хантингтон С. Неуправляемость демократии? // Демократия 1990-х. Спец. выпуск журнала. Глобальные проблемы переходного периода. 1993. № 6. С. 20-22.
Чошанов М. Внимание, тревога! Корпоративная модель в высшем образовании вызывает вопросы // Поиск. Еженедельная газета научного сообщества. 2018. 18 мая. С. 14 [Электронный ресурс]. URL: https://poisk-news.ru/magazine/36048/ (дата обращения 16.01.2024).
Различия в российском и американском высшем образовании: социокультурные факторы их обусловленности
Опубликован
2024-07-01
Как цитировать
1. Кряклина Т. Ф. Различия в российском и американском высшем образовании: социокультурные факторы их обусловленности // АКТУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА, 2024. № 2. С. 1-17. URL: http://journal.asu.ru/cc/article/view/15444.
Раздел
Статьи