Мифологические образы Алтая и их интерпретация в изобразительном искусстве

  • Наталья Владимировна Виницкая Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина
Ключевые слова: Художник, artist, традиция, tradition, изобразительное искусство, fine arts

Аннотация

Статья посвящена анализу религиозных и мифологических образов в традиционном алтайском мировоззрении, попытке их осмысления как в теоретическом аспекте (работы этнографов, историков), так и в художественном (изобразительное искусство). В рамках статьи анализируются работы Г. Чорос-Гуркина и Н. Чевалкова, Ю. Бралгина и В. Тебекова. Прослеживаются такие черты художественного творчества обозначенных авторов, как верность этнокультурным традициям своего народа, развитие национальной идеи и сохранение национальных культурных ценностей.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Наталья Владимировна Виницкая, Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина

кандидат искусствоведения, доцент Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета имени В.М. Шукшина

Литература

1. Шаповалов А.И. Культурология. М., 2003.
Контекст: ...зооморфные образы; 2 - космическая (с эпохи неолита), когда формируются космогонические мифы, появляются представления о культе созидания и астрально-космические образы о Вселенной как организованной модели [1, с. 31]...
2. Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза. М., 1985.
Контекст: ...М. Элиаде называет шаманизм Центральной Азии и Сибири «настоящим», классическим, а его родину - Центральную Азию и Сибирь - классической родиной [2]...
3. Эдоков А.В. Декоративно-прикладное искусство Алтая (с древнейших времен до наших дней). Горно-Алтайск, 2006.
Контекст: ...А. В. Эдоковым [3, с. 30] было выделено семь основных икон (образов-знаков), составляющих элементную основу звериного стиля...
...Фигуры каменных изваяний (кезер-таш) встречаются не только на Алтае, но по всему «Великому поясу» степей [3, с. 50]...
...А. Эдоковым даже предложена схема эволюции этого мотива от сложно изогнутого тела оленя скифского толка до абстрактно геометрического или орнаментального характера этого образа в тюркском искусстве [3, с. 54]...
4. Дубровский Д.В. Пространственные характеристики погребального обряда тюркоязычных кочевников Центральной Азии: автореф. дис.. канд. ист. наук. СПб., 2007.
Контекст: ...Эта линия, связывающая потомков с предками, проходит через настоящее [4]...
5. Муйтуева В.А. Традиционная религиозно-мифологическая картина мира алтайцев. Горно-Алтайск, 2004.
Контекст: ...По мнению В. Муй-туевой, «это обожествленный легендарный человек, предок, родовой покровитель нескольких сеоков...» [5]...
6. Shapovalov A. I. Cultural Studies. M., 2003.
7. Eliade M. Shamanism: archaic techniques of ecstasy. M., 1985.
8. Edokov A.V. Decorative arts of the Altai Republic (From ancient times to the present day. Gorno-Altaisk. 2006.
9. Dubrovsky D. V. Spatial characteristics of the burial rite of Turkic nomads in Central Asia: abstract. on competition of a scientific degree. step. Cand. ist. Sciences. St. Petersburg, 2007.
10. Mujtueva V. A. Traditional religious-mythological world view of the Altaic people. Gorno-Altaysk, 2004.
Опубликован
2020-05-12
Как цитировать
1. Виницкая Н. В. Мифологические образы Алтая и их интерпретация в изобразительном искусстве // Культурное наследие Сибири, 2020. Т. 6. № 24. С. 12-24. URL: http://journal.asu.ru/knc/article/view/7753.
Раздел
Теоретические аспекты искусствознания и культурологии