Роль философии искусства в воспитании культурно-эстетической толерантности личности
Abstract
Статья посвящена рассмотрению роли философии искусства в процессе воспитания культурно-эстетической толерантности личности. Авторами обосновывается актуальность рассматриваемой проблемы: развитие культуры, изобразительного искусства XX-XXI вв. вызывает необходимость развития у современного реципиента особого качества - культурно-эстетической толерантности. Анализируются концепции исследователей, посвященные сущности понятия «культурно-эстетическая толерантность». Выявляется значение воспитания культурно-эстетической толерантности в контексте современной художественной культуры, характеризующейся тяготением к полистилизму и провокативности. Авторы приходят к выводу, что художественная оценка выступает проявлением художественно-эстетической толерантности реципиента. Обобщается практический опыт авторов, реализуемый ими в рамках чтения учебных курсов по философии искусства, формулируется один из методов воспитания культурно-эстетической толерантности в рамках учебного процесса в высшем учебном заведении.
Downloads
References
Контекст: ...Р.Р. Валитова определяет толерантность как качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т.п.) [1, с. 75]...
2. Печко Л.П. Культурно-эстетическая толерантность и ее становление в среде художественного образования // Интегративные процессы в современном образовании: материалы Международного интерактивного сетевого семинара. 2011 [Электронный ресурс]. URL: //http://www.art-education.ru/project/seminar-2011/seminar-2011.htm.
Контекст: ...Печко, культурно-эстетическая толерантность, которая относится к восприятию, поведению и его мотивации, эмоциям и их выражению, оценкам культурно-эстетического плана, вкусовым предпочтениям, уровню готовности к диалогу в сфере культуры, искусства [2, с. 254]...
3. Петракова Е.Н. Формирование культурно-эстетической толерантности как психолого-педагогическая проблема // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Вып. 156. 2013.
Контекст: ...Исследователи, обращающиеся к данной проблематике, относят понятие «культурно-эстетическая толерантность» к новому направлению, принадлежащему педагогике искусства [3, с. 118]...
...Е. Н. Петракова дает следующее определение данного понятия: одна из важнейших ценностно-смысловых ориентаций личности, которая обусловливает понимание, уважение и принятие ею (личностью) иной культуры, отличной от своей, или отсутствие отрицательного отношения к проявлениям иной культуры [3, с. 124]...
4. Лазарев М.А., Ласкин А.А. Культурно-эстетическая толерантность в среде художественного образования // Вестник Московского университета МВД России. Серия: Педагогические науки. 2015. № 11.
Контекст: ...Особенно очевидно это применительно к каждой новой открывающейся области реальности, общения, искусства, не являющихся привычными, традиционными для данного человека [4, с. 257-258]...
5. Бранский В. П. Искусство и философия. Роль философии в формировании и анализе художественного произведения на примере истории живописи. Калининград, 1999.
Контекст: ...Критерием справедливости или несправедливости художественной оценки выступает степень понимания оцениваемого произведения [5, с. 128]...