Аспекты декоративного оформления национального костюма народов Алтая
Abstract
Рассматривается костюмный комплекс народов Алтая. Исследование ориентировано в первую очередь на поиск мифоритуальной основы национальной одежды. Нельзя объяснить все детали и атрибуты традиционного костюма только бытовым укладом, различиями в хозяйствовании и образе жизни. Авторы считают, что миф и ритуал для человека архаичного племенного общества - живое объяснение основ всего его мира и комплекса традиционной одежды в частности.
Downloads
Download data is not yet available.
References
1. Элиаде М. Священное и мирское. М., 2013.
Контекст: ...Изучение костюмного этнического комплекса позволяет также выявить древнейшие формы художественной выразительности, т.е. «архетипические формы искусства, в том числе искусства архаического» [1, с. 40]...
...Мифологический тип мышления объясняет весь окружающий мир через миф и посредством мифа» [1, с. 78]...
2. Нехвядович Л.И. Этноискусствознание как метод изучения этнокультурных традиций в изобразительном искусстве // Мир науки, культуры, образования. №6 (43). Горно-Алтайск 2013.
Контекст: ...В нашем исследовании методологический подход не может быть обозначен однозначно, скорее это совокупность методов, позволяющих от частнонаучного изучения феноменов материальной культуры выйти к пониманию вышеозначенных феноменов в философском единстве парадигмы «форма - содержание» [2, с. 418]...
3. Яценко С.А. Костюм древней Евразии: ираноязычные народы. М., 2006.
Контекст: ...Можно считать универсальными для маркирования зон мироздания в традиционной мифологии народов Алтая (верхний, средний и нижний) принципы употребления и использования цветов: красного, белого и синего [3, с. 345]. «Обязательные» белый, красный, синий цвета присутствуют на характерных для населения Алтая жертвенных лентах «яла-ма», символизирующих, помимо прочего, жертвенную одежду [3, с. 345]...
...Алтая (верхний, средний и нижний) принципы употребления и использования цветов: красного, белого и синего [3, с. 345]. «Обязательные» белый, красный, синий цвета присутствуют на характерных для населения Алтая жертвенных лентах «яла-ма», символизирующих, помимо прочего, жертвенную одежду [3, с. 345]...
...На знаменитом ворсовом ковре из Пазырыка у знатных всадников в одежде видим те же цвета - белый (фон рубахи), синий (штаны) и красный (туфли) и вертикальные полосы на рубахе; их размещение на одежде также соответствует символике основных сословий [3, с. 346]...
4. Потапов Л.П. Этнический состав и происхождение алтайцев: историко-этнографический очерк. Л., 1969.
Контекст: ...Для алтайцев и киргизов характерно ношение опояски из ткани (кур), и т.д.» [4, с. 41]...
...Л.П. Потапов отмечал: «Распашная верхняя одежда кумандинцев (как и челканцев и шорцев) совершенно одинакова по покрою и по материалу (самодельный холст из волокна кендыря или крапивы) с соответствующей верхней одеждой сургутских хантов (среднее и нижнее течение Оби), а также нарымских селькупов» [4, с. 63]...
...Женщины, перейдя к ношению фабричных тканей, шили длинные рубахи-платья своеобразного своего покроя и часто носили легкий халат из холста своего изготовления, характерный для шорцев, кумандинцев и челканцев» [4, с. 252]...
5. Анохин А.В. Материалы по шаманству у алтайцев // СМАЭ. 1924. Т. 4, вып. 2.
Контекст: ...соблюдении обрядов и ритуалов. «Все предметы, связанные с отправлением ритуалов и культовых действий, орнаментовались и декорировались особенно тщательно и в соответствии с принятым в данной местности каноном» [5, с. 10-20]...
...Все разъясняется, если предположить, что размещение «вверх ногами» рассчитано именно на взгляд хозяина одежды (и светлых божеств Верхнего мира) [5, с. 34]...
...Третий вид - войлочная шапка, имевшая форму усеченного конуса, «снаружи ее обшивали шкурой утробного детеныша марала, а верх шапки - бумажной тканью, подклад состоял из лоскутов разных мехов... [5, с. 12]...
...Миф о «трехмирии» реальности [5, с. 11] диктовал условия и при изготовлении одежды и ее декорировании...
6. Львова Э.Л., Октябрьская И.В., Сагалаем А.М., Усманова М.С. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Новосибирск, 1988.
Контекст: ...Этот факт неоднократно подчеркивался многими исследователями [6]...
7. Корнеева Г.С. Декоративная функция костюма как индикатор формирования материальной и духовной культуры общества // Национальное наследие и диалог культур как исток духовности современного общества [Электронный ресурс]. URL: http://econf.rae.ru/article (дата обращения: 09.12.16).
Контекст: ...Они могли служить в качестве застежек, соединяющих верхнюю левую полу халата с нижней правой» [7, с. 6-7]...
8. Алексеева Т. П. Динамика конструкции и декора алтайского национального костюма как отражение этнокультурных связей // Электронный научный журнал. 2015. № 2 (2).
Контекст: ...Тот над ней сильно бил в бубен» [8]...
...Культурные связи росли и развивались в такой степени, что оседлый материальный быт русских крестьян широко вошел в жизнь данных племен» [8]...
9. Дьяконова В. П. Алтайцы (материалы по этнографии теленгитов Горного Алтая). Горно-Алтайск, 2001.
Контекст: ...В.И. Вербицкий писал: «Мужчины у северных алтайцев носили военные картузы, шапки с высоким околышем, а летом - шапочки из холста, дабы или нанки, вроде усеченного колпака с кружком наверху» (цит. по: [9, с. 25])...
...Все девушки у южных и северных алтайцев, не достигшие брачного возраста, носили нечетное количество косичек. «У южных алтайцев, например теленгитов, девушки заплетали до 13 косичек» [9, с. 104]...
10. Алтайский национальный костюм / вступ. ст. Е. Зайцевой. Горно-Алтайск, 1990.
Контекст: ...Накосники богатых женщин состояли из двух или трех ярусов раковин, разделенных золотыми, серебряными и медными кольцами, подвесками из бисера и металлических пластин» [10, с. 9]...
...У телеутов бытовали серьги с кольцами, дисковидными и треугольными подвесками с тремя нитками бусин [10, с. 20 -37]...
11. Борисенко А.Ю., Xудяков Ю.С. Украшения и принадлежности женского костюма из позднесредневекового погребения Чоба-Баш в Горном Алтае [Электронный ресурс]. URL: http://40let.gf.nsu.ru/conference/ borisenko (дата обращения: 07.07.15).
Контекст: ...Интересную форму имели женские серьги у южных алтайцев: к мочке прикреплялась тонкая медная или серебряная проволока, изогнутая в форме латинского S, на нижнем изгибе прикреплен пучок лебединого пуха и тяжелые нити стеклянных бус, пуговиц и раковин, соединяющие, словно цепь, обе серьги» [11]...
...Если ко времени прокалывания ушей цвет с кустов черемухи уже опал, то операция откладывалась до следующего года [11]...
Контекст: ...Изучение костюмного этнического комплекса позволяет также выявить древнейшие формы художественной выразительности, т.е. «архетипические формы искусства, в том числе искусства архаического» [1, с. 40]...
...Мифологический тип мышления объясняет весь окружающий мир через миф и посредством мифа» [1, с. 78]...
2. Нехвядович Л.И. Этноискусствознание как метод изучения этнокультурных традиций в изобразительном искусстве // Мир науки, культуры, образования. №6 (43). Горно-Алтайск 2013.
Контекст: ...В нашем исследовании методологический подход не может быть обозначен однозначно, скорее это совокупность методов, позволяющих от частнонаучного изучения феноменов материальной культуры выйти к пониманию вышеозначенных феноменов в философском единстве парадигмы «форма - содержание» [2, с. 418]...
3. Яценко С.А. Костюм древней Евразии: ираноязычные народы. М., 2006.
Контекст: ...Можно считать универсальными для маркирования зон мироздания в традиционной мифологии народов Алтая (верхний, средний и нижний) принципы употребления и использования цветов: красного, белого и синего [3, с. 345]. «Обязательные» белый, красный, синий цвета присутствуют на характерных для населения Алтая жертвенных лентах «яла-ма», символизирующих, помимо прочего, жертвенную одежду [3, с. 345]...
...Алтая (верхний, средний и нижний) принципы употребления и использования цветов: красного, белого и синего [3, с. 345]. «Обязательные» белый, красный, синий цвета присутствуют на характерных для населения Алтая жертвенных лентах «яла-ма», символизирующих, помимо прочего, жертвенную одежду [3, с. 345]...
...На знаменитом ворсовом ковре из Пазырыка у знатных всадников в одежде видим те же цвета - белый (фон рубахи), синий (штаны) и красный (туфли) и вертикальные полосы на рубахе; их размещение на одежде также соответствует символике основных сословий [3, с. 346]...
4. Потапов Л.П. Этнический состав и происхождение алтайцев: историко-этнографический очерк. Л., 1969.
Контекст: ...Для алтайцев и киргизов характерно ношение опояски из ткани (кур), и т.д.» [4, с. 41]...
...Л.П. Потапов отмечал: «Распашная верхняя одежда кумандинцев (как и челканцев и шорцев) совершенно одинакова по покрою и по материалу (самодельный холст из волокна кендыря или крапивы) с соответствующей верхней одеждой сургутских хантов (среднее и нижнее течение Оби), а также нарымских селькупов» [4, с. 63]...
...Женщины, перейдя к ношению фабричных тканей, шили длинные рубахи-платья своеобразного своего покроя и часто носили легкий халат из холста своего изготовления, характерный для шорцев, кумандинцев и челканцев» [4, с. 252]...
5. Анохин А.В. Материалы по шаманству у алтайцев // СМАЭ. 1924. Т. 4, вып. 2.
Контекст: ...соблюдении обрядов и ритуалов. «Все предметы, связанные с отправлением ритуалов и культовых действий, орнаментовались и декорировались особенно тщательно и в соответствии с принятым в данной местности каноном» [5, с. 10-20]...
...Все разъясняется, если предположить, что размещение «вверх ногами» рассчитано именно на взгляд хозяина одежды (и светлых божеств Верхнего мира) [5, с. 34]...
...Третий вид - войлочная шапка, имевшая форму усеченного конуса, «снаружи ее обшивали шкурой утробного детеныша марала, а верх шапки - бумажной тканью, подклад состоял из лоскутов разных мехов... [5, с. 12]...
...Миф о «трехмирии» реальности [5, с. 11] диктовал условия и при изготовлении одежды и ее декорировании...
6. Львова Э.Л., Октябрьская И.В., Сагалаем А.М., Усманова М.С. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Новосибирск, 1988.
Контекст: ...Этот факт неоднократно подчеркивался многими исследователями [6]...
7. Корнеева Г.С. Декоративная функция костюма как индикатор формирования материальной и духовной культуры общества // Национальное наследие и диалог культур как исток духовности современного общества [Электронный ресурс]. URL: http://econf.rae.ru/article (дата обращения: 09.12.16).
Контекст: ...Они могли служить в качестве застежек, соединяющих верхнюю левую полу халата с нижней правой» [7, с. 6-7]...
8. Алексеева Т. П. Динамика конструкции и декора алтайского национального костюма как отражение этнокультурных связей // Электронный научный журнал. 2015. № 2 (2).
Контекст: ...Тот над ней сильно бил в бубен» [8]...
...Культурные связи росли и развивались в такой степени, что оседлый материальный быт русских крестьян широко вошел в жизнь данных племен» [8]...
9. Дьяконова В. П. Алтайцы (материалы по этнографии теленгитов Горного Алтая). Горно-Алтайск, 2001.
Контекст: ...В.И. Вербицкий писал: «Мужчины у северных алтайцев носили военные картузы, шапки с высоким околышем, а летом - шапочки из холста, дабы или нанки, вроде усеченного колпака с кружком наверху» (цит. по: [9, с. 25])...
...Все девушки у южных и северных алтайцев, не достигшие брачного возраста, носили нечетное количество косичек. «У южных алтайцев, например теленгитов, девушки заплетали до 13 косичек» [9, с. 104]...
10. Алтайский национальный костюм / вступ. ст. Е. Зайцевой. Горно-Алтайск, 1990.
Контекст: ...Накосники богатых женщин состояли из двух или трех ярусов раковин, разделенных золотыми, серебряными и медными кольцами, подвесками из бисера и металлических пластин» [10, с. 9]...
...У телеутов бытовали серьги с кольцами, дисковидными и треугольными подвесками с тремя нитками бусин [10, с. 20 -37]...
11. Борисенко А.Ю., Xудяков Ю.С. Украшения и принадлежности женского костюма из позднесредневекового погребения Чоба-Баш в Горном Алтае [Электронный ресурс]. URL: http://40let.gf.nsu.ru/conference/ borisenko (дата обращения: 07.07.15).
Контекст: ...Интересную форму имели женские серьги у южных алтайцев: к мочке прикреплялась тонкая медная или серебряная проволока, изогнутая в форме латинского S, на нижнем изгибе прикреплен пучок лебединого пуха и тяжелые нити стеклянных бус, пуговиц и раковин, соединяющие, словно цепь, обе серьги» [11]...
...Если ко времени прокалывания ушей цвет с кустов черемухи уже опал, то операция откладывалась до следующего года [11]...
Published
2021-01-18
How to Cite
Зуев И. Н., Мусухранов И. Л. Аспекты декоративного оформления национального костюма народов Алтая // Культурное наследие Сибири, 2021. Vol. 1, № 25. P. 28-41. URL: http://journal.asu.ru/knc/article/view/9149.
Section
Раздел I Изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Сибири