Аспекты декоративного оформления национального костюма народов Алтая

  • Илья Николаевич Зуев Алтайский государственный университет Email: z_ilya@list.ru
  • Игорь Леонидович Мусухранов Алтайский государственный институт культуры Email: cultjournal@asu.ru
Ключевые слова: Народы Алтая, традиционный костюм, мифология, межкультурные связи, ритуал, бытовые особенности, традиционные прически, функции костюма, peoples of Altai, traditional costume, mythology, intercultural ties, ritual, everyday features, traditional hairstyles, costume functions

Аннотация

Рассматривается костюмный комплекс народов Алтая. Исследование ориентировано в первую очередь на поиск мифоритуальной основы национальной одежды. Нельзя объяснить все детали и атрибуты традиционного костюма только бытовым укладом, различиями в хозяйствовании и образе жизни. Авторы считают, что миф и ритуал для человека архаичного племенного общества - живое объяснение основ всего его мира и комплекса традиционной одежды в частности.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Илья Николаевич Зуев, Алтайский государственный университет

аспирант факультета искусств и дизайна Алтайского государственного университета

Игорь Леонидович Мусухранов, Алтайский государственный институт культуры

старший преподаватель кафедры хореографии Алтайского государственного института культуры

Литература

1. Элиаде М. Священное и мирское. М., 2013.
Контекст: ...Изучение костюмного этнического комплекса позволяет также выявить древнейшие формы художественной выразительности, т.е. «архетипические формы искусства, в том числе искусства архаического» [1, с. 40]...
...Мифологический тип мышления объясняет весь окружающий мир через миф и посредством мифа» [1, с. 78]...
2. Нехвядович Л.И. Этноискусствознание как метод изучения этнокультурных традиций в изобразительном искусстве // Мир науки, культуры, образования. №6 (43). Горно-Алтайск 2013.
Контекст: ...В нашем исследовании методологический подход не может быть обозначен однозначно, скорее это совокупность методов, позволяющих от частнонаучного изучения феноменов материальной культуры выйти к пониманию вышеозначенных феноменов в философском единстве парадигмы «форма - содержание» [2, с. 418]...
3. Яценко С.А. Костюм древней Евразии: ираноязычные народы. М., 2006.
Контекст: ...Можно считать универсальными для маркирования зон мироздания в традиционной мифологии народов Алтая (верхний, средний и нижний) принципы употребления и использования цветов: красного, белого и синего [3, с. 345]. «Обязательные» белый, красный, синий цвета присутствуют на характерных для населения Алтая жертвенных лентах «яла-ма», символизирующих, помимо прочего, жертвенную одежду [3, с. 345]...
...Алтая (верхний, средний и нижний) принципы употребления и использования цветов: красного, белого и синего [3, с. 345]. «Обязательные» белый, красный, синий цвета присутствуют на характерных для населения Алтая жертвенных лентах «яла-ма», символизирующих, помимо прочего, жертвенную одежду [3, с. 345]...
...На знаменитом ворсовом ковре из Пазырыка у знатных всадников в одежде видим те же цвета - белый (фон рубахи), синий (штаны) и красный (туфли) и вертикальные полосы на рубахе; их размещение на одежде также соответствует символике основных сословий [3, с. 346]...
4. Потапов Л.П. Этнический состав и происхождение алтайцев: историко-этнографический очерк. Л., 1969.
Контекст: ...Для алтайцев и киргизов характерно ношение опояски из ткани (кур), и т.д.» [4, с. 41]...
...Л.П. Потапов отмечал: «Распашная верхняя одежда кумандинцев (как и челканцев и шорцев) совершенно одинакова по покрою и по материалу (самодельный холст из волокна кендыря или крапивы) с соответствующей верхней одеждой сургутских хантов (среднее и нижнее течение Оби), а также нарымских селькупов» [4, с. 63]...
...Женщины, перейдя к ношению фабричных тканей, шили длинные рубахи-платья своеобразного своего покроя и часто носили легкий халат из холста своего изготовления, характерный для шорцев, кумандинцев и челканцев» [4, с. 252]...
5. Анохин А.В. Материалы по шаманству у алтайцев // СМАЭ. 1924. Т. 4, вып. 2.
Контекст: ...соблюдении обрядов и ритуалов. «Все предметы, связанные с отправлением ритуалов и культовых действий, орнаментовались и декорировались особенно тщательно и в соответствии с принятым в данной местности каноном» [5, с. 10-20]...
...Все разъясняется, если предположить, что размещение «вверх ногами» рассчитано именно на взгляд хозяина одежды (и светлых божеств Верхнего мира) [5, с. 34]...
...Третий вид - войлочная шапка, имевшая форму усеченного конуса, «снаружи ее обшивали шкурой утробного детеныша марала, а верх шапки - бумажной тканью, подклад состоял из лоскутов разных мехов... [5, с. 12]...
...Миф о «трехмирии» реальности [5, с. 11] диктовал условия и при изготовлении одежды и ее декорировании...
6. Львова Э.Л., Октябрьская И.В., Сагалаем А.М., Усманова М.С. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Новосибирск, 1988.
Контекст: ...Этот факт неоднократно подчеркивался многими исследователями [6]...
7. Корнеева Г.С. Декоративная функция костюма как индикатор формирования материальной и духовной культуры общества // Национальное наследие и диалог культур как исток духовности современного общества [Электронный ресурс]. URL: http://econf.rae.ru/article (дата обращения: 09.12.16).
Контекст: ...Они могли служить в качестве застежек, соединяющих верхнюю левую полу халата с нижней правой» [7, с. 6-7]...
8. Алексеева Т. П. Динамика конструкции и декора алтайского национального костюма как отражение этнокультурных связей // Электронный научный журнал. 2015. № 2 (2).
Контекст: ...Тот над ней сильно бил в бубен» [8]...
...Культурные связи росли и развивались в такой степени, что оседлый материальный быт русских крестьян широко вошел в жизнь данных племен» [8]...
9. Дьяконова В. П. Алтайцы (материалы по этнографии теленгитов Горного Алтая). Горно-Алтайск, 2001.
Контекст: ...В.И. Вербицкий писал: «Мужчины у северных алтайцев носили военные картузы, шапки с высоким околышем, а летом - шапочки из холста, дабы или нанки, вроде усеченного колпака с кружком наверху» (цит. по: [9, с. 25])...
...Все девушки у южных и северных алтайцев, не достигшие брачного возраста, носили нечетное количество косичек. «У южных алтайцев, например теленгитов, девушки заплетали до 13 косичек» [9, с. 104]...
10. Алтайский национальный костюм / вступ. ст. Е. Зайцевой. Горно-Алтайск, 1990.
Контекст: ...Накосники богатых женщин состояли из двух или трех ярусов раковин, разделенных золотыми, серебряными и медными кольцами, подвесками из бисера и металлических пластин» [10, с. 9]...
...У телеутов бытовали серьги с кольцами, дисковидными и треугольными подвесками с тремя нитками бусин [10, с. 20 -37]...
11. Борисенко А.Ю., Xудяков Ю.С. Украшения и принадлежности женского костюма из позднесредневекового погребения Чоба-Баш в Горном Алтае [Электронный ресурс]. URL: http://40let.gf.nsu.ru/conference/ borisenko (дата обращения: 07.07.15).
Контекст: ...Интересную форму имели женские серьги у южных алтайцев: к мочке прикреплялась тонкая медная или серебряная проволока, изогнутая в форме латинского S, на нижнем изгибе прикреплен пучок лебединого пуха и тяжелые нити стеклянных бус, пуговиц и раковин, соединяющие, словно цепь, обе серьги» [11]...
...Если ко времени прокалывания ушей цвет с кустов черемухи уже опал, то операция откладывалась до следующего года [11]...
Опубликован
2021-01-18
Как цитировать
Зуев И. Н., Мусухранов И. Л. Аспекты декоративного оформления национального костюма народов Алтая // Культурное наследие Сибири, 2021. Т. 1, № 25. С. 28-41. URL: http://journal.asu.ru/knc/article/view/9149.
Раздел
Раздел I Изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Сибири