Формирование этнокультурной компетентности студентов в процессе обучения по направлению "Профессиональное обучение (по отраслям)"

  • Татьяна Витальевна Пойдина Алтайский государственный университет Email: tatiana.870@mail.ru
  • Анна Валерьевна Спесивцева Алтайский государственный университет Email: cultjournal@asu.ru

Abstract

Статья посвящена проблеме формирования этнокультурной компетентности студентов, обучающихся по направлению подготовки «профессиональное обучение (по отраслям)». Этнокультурная компетентность рассматривается авторами как деятельностное основание, реализуемое для достижения эффективного межэтнического взаимопонимания и взаимодействия, что имеет значение в проектно-художественной деятельности современного дизайнера.

Downloads

Download data is not yet available.

Author Biographies

Татьяна Витальевна Пойдина, Алтайский государственный университет

кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории искусства и культурологии факультета искусств и дизайна Алтайского государственного университета

Анна Валерьевна Спесивцева, Алтайский государственный университет

магистрант факультета искусств и дизайна Алтайского государственного университета

References

1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 12.03.2018).
Контекст: ...Согласно Закону «Об образовании» одним из приоритетных в государственной политике в сфере образования является «развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства» [1]...
2. Пойдина Т.В. Этнокультурный компонент в подготовке бакалавров дизайна // Теория, история и практика образования в сфере культуры: материалы XXVII Международной научно-методической конференции. Барнаул, 16 марта 2017 г. Барнаул, 2017.
Контекст: ...Расширение международных связей и интеграционные процессы в обществе приводят к возникновению новых социокультурных и образовательных коммуникаций, поэтому особую значимость приобретает формирование этнокультурной компетентности студентов [2]...
...В качестве содержательных компонентов этнокультурной компетентности выделяют три компонента: этнопедагогический, этнопсихологический и поликультурный [2]...
...Поэтому поликультурная компетентность дизайнера, включающая систему знаний о культуре, нормах и правилах межнационального общения, умение создавать атмосферу межкультурного взаимодействия, имеет особую актуальность и значимость [2]...
...бытования этнотрадиций в современном искусстве; • деятельностный (практический) компонент - развитие умений студента анализировать и осуществлять рефлексию в будущей художественно-проектной деятельности [2]...
...На основе портфолио студентов можно определить уровень их теоретических знаний и художественных обобщений [2]...
...В процессе выполнения аналитических заданий студенты приобретают умения и навыки анализа художественного произведения, анализируют приемы моделирования народного образа в искусстве [2]...
...В ходе выполнения практических творческих заданий студенты знакомятся с формами художественного обобщения, стилизацией, что является необходимым условием для развития пластического мышления и формирования художественно-проектной культуры бакалавра дизайна [2]...
...анализа этнических истоков искусства, изучению произведений искусства в контексте формирования этнокультурных компетенций и направлены на развитие художественно-проектной культуры будущих бакалавров дизайна [2]...
3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностноориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2.
Контекст: ...Хуторского, который под компетентностью понимает «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых, чтобы качественно, продуктивно действовать по отношению к ним» [3, с. 58]...
4. Некрасова А.Н. Культура межнационального общения в молодежной среде: состояние и формирование: автореф. дис.. д-ра филол. наук. М.,1992.
Контекст: ...которая позволяет личности легко и раскованно включаться в национально окрашенные ситуации общения, обеспечивает различную степень оптимизации взаимоотношений с представителями иных этнокультурных традиций» [4]...
5. Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. М., 1999.
Контекст: ...По его мнению, этнокультурная компетентность реализуется прежде всего в высокой степени понимания, правильного учета своеобразия функционирования национально-психологических особенностей представителей тех или иных наций [5]...
6. Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде: автореф. дис.. д-ра пед. наук. Владикавказ, 2009.
Контекст: ...Поштарева понимает «свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию» [6]...
7. Королева ГМ. Развитие этнокультурной компетентности педагогов в современной социокультурной среде // Фундаментальные исследования. 2011. № 8(2).
Контекст: ...При этом все составляющие этнокультурной компетентности взаимосвязаны и создают сложную структуру, которая и определяет личностно-деятельностную характеристику личности [7]...
8. Нехвядович Л.И. Этническая традиция в современном гуманитарном знании: монография / под науч. ред. Т.М. Степанской. Барнаул, 2010.
Контекст: ...Исследователь феномена этничности в искусстве Л.И. Нехвядович пишет: «Именно ментальные основания этнической культуры, художественный потенциал этнической традиции определяют своеобразие творческого метода и стиля в искусстве» [8]...
...Таким образом, этнокультурная традиция - одна из единиц анализа культуры, термин, обозначающий схему накопления, сохранения и трансляции этнокультурного опыта [8, с. 21]...
9. Степанская Т.М., Нехвядович Л.И., Усанова А.Л. Гуманитарное знание - основа университетского образования: монография / науч. ред. Т.М. Степанская. Барнаул, 2015. 136 с.
Контекст: ...Это выдвигает ее на роль одного из этнообразующих и этносохраняющих компонентов культуры [9, с. 37]...
...Содержательный аспект этнокультурной традиции проявляется в религии, искусстве, быте и поведении [9, с. 37]...
Published
2021-04-22
How to Cite
Пойдина Т. В., Спесивцева А. В. Формирование этнокультурной компетентности студентов в процессе обучения по направлению "Профессиональное обучение (по отраслям)" // Культурное наследие Сибири, 2021. Vol. 1, № 25. P. 99-107. URL: http://journal.asu.ru/knc/article/view/9475.
Section
Раздел II Художественное образование, архитектурное наследие и современные культурные ландшафты Сибири