Формирование этнокультурной компетентности студентов в процессе обучения по направлению "Профессиональное обучение (по отраслям)"
Abstract
Статья посвящена проблеме формирования этнокультурной компетентности студентов, обучающихся по направлению подготовки «профессиональное обучение (по отраслям)». Этнокультурная компетентность рассматривается авторами как деятельностное основание, реализуемое для достижения эффективного межэтнического взаимопонимания и взаимодействия, что имеет значение в проектно-художественной деятельности современного дизайнера.
Downloads
Download data is not yet available.
References
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 12.03.2018).
Контекст: ...Согласно Закону «Об образовании» одним из приоритетных в государственной политике в сфере образования является «развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства» [1]...
2. Пойдина Т.В. Этнокультурный компонент в подготовке бакалавров дизайна // Теория, история и практика образования в сфере культуры: материалы XXVII Международной научно-методической конференции. Барнаул, 16 марта 2017 г. Барнаул, 2017.
Контекст: ...Расширение международных связей и интеграционные процессы в обществе приводят к возникновению новых социокультурных и образовательных коммуникаций, поэтому особую значимость приобретает формирование этнокультурной компетентности студентов [2]...
...В качестве содержательных компонентов этнокультурной компетентности выделяют три компонента: этнопедагогический, этнопсихологический и поликультурный [2]...
...Поэтому поликультурная компетентность дизайнера, включающая систему знаний о культуре, нормах и правилах межнационального общения, умение создавать атмосферу межкультурного взаимодействия, имеет особую актуальность и значимость [2]...
...бытования этнотрадиций в современном искусстве; • деятельностный (практический) компонент - развитие умений студента анализировать и осуществлять рефлексию в будущей художественно-проектной деятельности [2]...
...На основе портфолио студентов можно определить уровень их теоретических знаний и художественных обобщений [2]...
...В процессе выполнения аналитических заданий студенты приобретают умения и навыки анализа художественного произведения, анализируют приемы моделирования народного образа в искусстве [2]...
...В ходе выполнения практических творческих заданий студенты знакомятся с формами художественного обобщения, стилизацией, что является необходимым условием для развития пластического мышления и формирования художественно-проектной культуры бакалавра дизайна [2]...
...анализа этнических истоков искусства, изучению произведений искусства в контексте формирования этнокультурных компетенций и направлены на развитие художественно-проектной культуры будущих бакалавров дизайна [2]...
3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностноориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2.
Контекст: ...Хуторского, который под компетентностью понимает «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых, чтобы качественно, продуктивно действовать по отношению к ним» [3, с. 58]...
4. Некрасова А.Н. Культура межнационального общения в молодежной среде: состояние и формирование: автореф. дис.. д-ра филол. наук. М.,1992.
Контекст: ...которая позволяет личности легко и раскованно включаться в национально окрашенные ситуации общения, обеспечивает различную степень оптимизации взаимоотношений с представителями иных этнокультурных традиций» [4]...
5. Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. М., 1999.
Контекст: ...По его мнению, этнокультурная компетентность реализуется прежде всего в высокой степени понимания, правильного учета своеобразия функционирования национально-психологических особенностей представителей тех или иных наций [5]...
6. Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде: автореф. дис.. д-ра пед. наук. Владикавказ, 2009.
Контекст: ...Поштарева понимает «свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию» [6]...
7. Королева ГМ. Развитие этнокультурной компетентности педагогов в современной социокультурной среде // Фундаментальные исследования. 2011. № 8(2).
Контекст: ...При этом все составляющие этнокультурной компетентности взаимосвязаны и создают сложную структуру, которая и определяет личностно-деятельностную характеристику личности [7]...
8. Нехвядович Л.И. Этническая традиция в современном гуманитарном знании: монография / под науч. ред. Т.М. Степанской. Барнаул, 2010.
Контекст: ...Исследователь феномена этничности в искусстве Л.И. Нехвядович пишет: «Именно ментальные основания этнической культуры, художественный потенциал этнической традиции определяют своеобразие творческого метода и стиля в искусстве» [8]...
...Таким образом, этнокультурная традиция - одна из единиц анализа культуры, термин, обозначающий схему накопления, сохранения и трансляции этнокультурного опыта [8, с. 21]...
9. Степанская Т.М., Нехвядович Л.И., Усанова А.Л. Гуманитарное знание - основа университетского образования: монография / науч. ред. Т.М. Степанская. Барнаул, 2015. 136 с.
Контекст: ...Это выдвигает ее на роль одного из этнообразующих и этносохраняющих компонентов культуры [9, с. 37]...
...Содержательный аспект этнокультурной традиции проявляется в религии, искусстве, быте и поведении [9, с. 37]...
Контекст: ...Согласно Закону «Об образовании» одним из приоритетных в государственной политике в сфере образования является «развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства» [1]...
2. Пойдина Т.В. Этнокультурный компонент в подготовке бакалавров дизайна // Теория, история и практика образования в сфере культуры: материалы XXVII Международной научно-методической конференции. Барнаул, 16 марта 2017 г. Барнаул, 2017.
Контекст: ...Расширение международных связей и интеграционные процессы в обществе приводят к возникновению новых социокультурных и образовательных коммуникаций, поэтому особую значимость приобретает формирование этнокультурной компетентности студентов [2]...
...В качестве содержательных компонентов этнокультурной компетентности выделяют три компонента: этнопедагогический, этнопсихологический и поликультурный [2]...
...Поэтому поликультурная компетентность дизайнера, включающая систему знаний о культуре, нормах и правилах межнационального общения, умение создавать атмосферу межкультурного взаимодействия, имеет особую актуальность и значимость [2]...
...бытования этнотрадиций в современном искусстве; • деятельностный (практический) компонент - развитие умений студента анализировать и осуществлять рефлексию в будущей художественно-проектной деятельности [2]...
...На основе портфолио студентов можно определить уровень их теоретических знаний и художественных обобщений [2]...
...В процессе выполнения аналитических заданий студенты приобретают умения и навыки анализа художественного произведения, анализируют приемы моделирования народного образа в искусстве [2]...
...В ходе выполнения практических творческих заданий студенты знакомятся с формами художественного обобщения, стилизацией, что является необходимым условием для развития пластического мышления и формирования художественно-проектной культуры бакалавра дизайна [2]...
...анализа этнических истоков искусства, изучению произведений искусства в контексте формирования этнокультурных компетенций и направлены на развитие художественно-проектной культуры будущих бакалавров дизайна [2]...
3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностноориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2.
Контекст: ...Хуторского, который под компетентностью понимает «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых, чтобы качественно, продуктивно действовать по отношению к ним» [3, с. 58]...
4. Некрасова А.Н. Культура межнационального общения в молодежной среде: состояние и формирование: автореф. дис.. д-ра филол. наук. М.,1992.
Контекст: ...которая позволяет личности легко и раскованно включаться в национально окрашенные ситуации общения, обеспечивает различную степень оптимизации взаимоотношений с представителями иных этнокультурных традиций» [4]...
5. Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. М., 1999.
Контекст: ...По его мнению, этнокультурная компетентность реализуется прежде всего в высокой степени понимания, правильного учета своеобразия функционирования национально-психологических особенностей представителей тех или иных наций [5]...
6. Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде: автореф. дис.. д-ра пед. наук. Владикавказ, 2009.
Контекст: ...Поштарева понимает «свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию» [6]...
7. Королева ГМ. Развитие этнокультурной компетентности педагогов в современной социокультурной среде // Фундаментальные исследования. 2011. № 8(2).
Контекст: ...При этом все составляющие этнокультурной компетентности взаимосвязаны и создают сложную структуру, которая и определяет личностно-деятельностную характеристику личности [7]...
8. Нехвядович Л.И. Этническая традиция в современном гуманитарном знании: монография / под науч. ред. Т.М. Степанской. Барнаул, 2010.
Контекст: ...Исследователь феномена этничности в искусстве Л.И. Нехвядович пишет: «Именно ментальные основания этнической культуры, художественный потенциал этнической традиции определяют своеобразие творческого метода и стиля в искусстве» [8]...
...Таким образом, этнокультурная традиция - одна из единиц анализа культуры, термин, обозначающий схему накопления, сохранения и трансляции этнокультурного опыта [8, с. 21]...
9. Степанская Т.М., Нехвядович Л.И., Усанова А.Л. Гуманитарное знание - основа университетского образования: монография / науч. ред. Т.М. Степанская. Барнаул, 2015. 136 с.
Контекст: ...Это выдвигает ее на роль одного из этнообразующих и этносохраняющих компонентов культуры [9, с. 37]...
...Содержательный аспект этнокультурной традиции проявляется в религии, искусстве, быте и поведении [9, с. 37]...
Published
2021-04-22
How to Cite
Пойдина Т. В., Спесивцева А. В. Формирование этнокультурной компетентности студентов в процессе обучения по направлению "Профессиональное обучение (по отраслям)" // Культурное наследие Сибири, 2021. Vol. 1, № 25. P. 99-107. URL: http://journal.asu.ru/knc/article/view/9475.
Section
Раздел II Художественное образование, архитектурное наследие и современные культурные ландшафты Сибири