Православные церковные хоры в селах Алтая конца XIX - начала XX в
Abstract
На основе материалов из дореволюционных периодических изданий рассматривается культурная роль православных церковных хоров в сельской местности Алтая. Обозначаются основные проблемы, связанные с организацией и функционированием церковных хоров, а также показан пример успешного поиска финансирования «собственными силами», без привлечения властно-административного ресурса. Предпринята попытка систематизировать церковные хоры по статусу и занятиям регентов, особо выделена специфика церковно-школьных хоров с смешанным составом (участие школьников и взрослых). Также показаны певческие проблемы и специфики составов церковных хоров в особых этноконфессиональных приходах Алтая (малороссийских и единоверческих). В случаях функционирования церковных хоров в единоверческих приходах показаны примеры недопонимания и конфликтности православных и единоверцев во время богослужебных и обрядовых песнопениях.
Downloads
References
Контекст: ...знакомых с церковным пением.. .11) Должен быть составлен каталог композиций церковных песнопений, могущих быть временно в употреблении, и разослан по епархии со сборником наизустных церковных напевов» [1]...
2. Волоснов Р.Ю. Культурно-просветительская, общественная и образовательная деятельность сельского духовенства Алтая в конце XIX - начале XX века // Алтайский текст в русской культуре: сборник статей. Барнаул, 2015.
Контекст: ...Такой годовой оклад уже дает возможность в селе содержать постоянный хор.» [2]...
3. Новиков И. Томская епархия в 1902 году. Неофициальный отдел // Томские епархиальные ведомости. 1903. № 21 (1 нояб.).
Контекст: ...Пение было очень громкое, воодушевленное, но стройное.» [3]...
4. Новиков И. Обозрение епархии Его Преосвященством, Преосвященнейшим Макарием, Епископом Томским и Барнаульским в 1898-м году. Отдел неофициальный // Томские епархиальные ведомости. 1899. № 5. (1 марта).
Контекст: ...В частности, в Старобелокурихинской церкви (ныне село Старобелокуриха Алтайского района Алтайского края) в 1898 г. было организовано «общее пение», а также существовал «хорошо поставленный, хотя и небольшой, хор певчих, которым управляет жена местнаго диакона.» [4]. 2...
...В частности, существовали особые хоры из певчих малороссов (украинцев) в селах Камень (современный город Камень-на-Оби); Николаевка Змейногорского уезда (ныне Поспелихинский район Алтайского края) и т.д. [4]...
5. Красницкая Т.А., Бауэр И.А. Организация воспитательного процесса в церковных школах России в конце XIX - начале XX века // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 9/2.
Контекст: ...Таких специалистов было немного, а потому повсеместного распространения школьный хор не получил [5]...
6. Отчет о состоянии церковно-приходских школ Томской епархии за 1886/7 учебный год. Отдел неофициальный // Томские епархиальные ведомости. 1887. № 23 (1 дек.).
Контекст: ...Применительно к Алтаю была особо отмечена епархиальной властью «энергическая деятельность» по организации хорового пения руководителей двух школ в селах Бийского округа - Луговской и Усятской (ныне Зональный и Бийский районы Алтайского края) [6]...
7. Отчет о состоянии церковных школ Томской Епархии в 1902/3 учебном году. Часть официальная // Томские епархиальные ведомости. 1904. № 16 (15 авг).
Контекст: ...Синькин, не имея специальнаго образования, пятилетней практикой, преданностью и прилежанием достиг того, что проходит курс церковно-приходских школ, образовал из учащихся хор, в котором принимают участие и взрослые.» [7]. 3...
8. 25-летие служебной деятельности Благочинного № 18 Протоиерея Иоанна Смирнова. Отдел неофициальный // Томские епархиальные ведомости. 1897. № 24 (15 дек.).
Контекст: ...К примеру, в селе Сорокино Барнаульского уезда (ныне Заринск Алтайского края) в конце XIX в. при церкви имелось два хора под управлением один - псаломщика и второй -местного фельдшера [8]...
9. Поездка Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Макария, для обозрения церквей Бийского и Змейногорского уездов до Бель-Агача и Семипалатинска. II. Отдел общецерковный. Часть неофициальная // Томские епархиальные ведомости. 1910. № 19 (1 окт.).
Контекст: ...В селе Верх-Камышенка (ныне Краснощековский район Алтайского края) в 1908 г. при церкви имелся хороший хор под управлением регента-самоучки из местных крестьян [9]...
...Кроме того, в церкви введено общее пение к за всенощной, так и за литургией [9]...
...Для достижения этой цели рекомендовал лицо, способное насадить в единоверческих церквах однообразное знаменное крюковое пение.» [9]...
10. По Сибири. Корреспонденции // Жизнь Алтая. 1911. № 62 (19 марта).
Контекст: ...Положение священника при таких обстоятельствах не из благоприятных, да и некоторые прихожане часто испытывают неловкость» [10]...