Национальный орнамент в прикладном искусстве Казахстана
Ключевые слова:
Прикладное искусство, орнамент, ornament, народное творчество, folk art, crafts
Аннотация
Предпринята попытка раскрыть содержание основных элементов казахского народного орнамента. Представлены образы и символы народного прикладного творчества.
Скачивания
Данные скачивания пока недоступны.
Литература
1. Галимжанов А.С. и др. История искусств Казахстана: учебник. Алматы, 2006.
Контекст: ...Семантическая основа этих элементов в разные исторические периоды наполнялась новыми особенностями [1, c. 3]...
...Казахский народный орнамент содержит обилие элементов, что позволяет объединить их в три основные группы [1, с. 136-137]...
...той же орнаментальной композиции, чем достигается в известной степени его бесконечность - как характерное и весьма важное качество для восприятия при немногочисленности структурных составных композиций [1]...
...Становление и формирование мотивов и элементов народного орнамента и их композиционной организации в декоре изделий показывают, что вместе с развитием орнаментальных форм в прикладном искусстве народа протекал и процесс художественного познания мира [1, c. 142]...
2. Маргулан А.Х. Казахское прикладное искусство. Алма-Ата, 1986. Т. 1.
Контекст: ...В книге академика А.Х. Маргулана освещены труды исследователей казахского народного прикладного искусства, таких как В.Н. Бе-лослюдов и алтайский художник Г. Гуркин, Г.Н. Потанин, Э.Э. Ухтомский, художник П. Кошаров, Т.Г. Шевченко и художник Б. Залесский [2]...
3. Жанысбекулы Т. Тасернек, орнамент в камне. Алматы, 1999.
Контекст: ...Они отличаются реалистичностью манеры исполнения, единством стиля и техники рисунка [3, с. 64]...
4. Маргулан А.Х. Казахское народное прикладное искусство. Алматы, 1994.
Контекст: ...Подробно описываются особенности орнаментального творчества, мотивов и композиций, форм, художественной обработки изделий [4, с. 5-6]...
5. Аманов Б.Ж., Мухамбетова А.И. Казахская традиционная музыка и 20 век. Алматы, 2002.
Контекст: ...куйрык (хвост собаки), тYЙе табан (след верблюда), кой омыртка (позвонок овцы), жылкы туяк (копыто лошади), жолбарыс тырнак (коготь тигра), ит табан (след собаки), кус канат (крыло птицы), Yркер - Плеяды [5, с. 32]...
...Из тринадцати персонажей календаря семеро популярны в сакском искусстве, семерых символических животных мы находим в искусстве казахской орнаментики [5, с. 33]...
6. Alimjanov A. S. et al. The History of art of Kazakhstan: Tutorial. Almaty, 2006.
7. Margulan A.H. Kazakh applied art. Alma-Ata, 1986. Vol. 1.
8. Gansbeke T. Tasmc, ornament in stone. Almaty, 1999.
9. Margulan A.H. Kazakh national applied art. Almaty, 1994.
10. Amanov B. F., Mukhambetova A. I. Kazakh traditional music and the 20th century. Almaty, 2002.
Контекст: ...Семантическая основа этих элементов в разные исторические периоды наполнялась новыми особенностями [1, c. 3]...
...Казахский народный орнамент содержит обилие элементов, что позволяет объединить их в три основные группы [1, с. 136-137]...
...той же орнаментальной композиции, чем достигается в известной степени его бесконечность - как характерное и весьма важное качество для восприятия при немногочисленности структурных составных композиций [1]...
...Становление и формирование мотивов и элементов народного орнамента и их композиционной организации в декоре изделий показывают, что вместе с развитием орнаментальных форм в прикладном искусстве народа протекал и процесс художественного познания мира [1, c. 142]...
2. Маргулан А.Х. Казахское прикладное искусство. Алма-Ата, 1986. Т. 1.
Контекст: ...В книге академика А.Х. Маргулана освещены труды исследователей казахского народного прикладного искусства, таких как В.Н. Бе-лослюдов и алтайский художник Г. Гуркин, Г.Н. Потанин, Э.Э. Ухтомский, художник П. Кошаров, Т.Г. Шевченко и художник Б. Залесский [2]...
3. Жанысбекулы Т. Тасернек, орнамент в камне. Алматы, 1999.
Контекст: ...Они отличаются реалистичностью манеры исполнения, единством стиля и техники рисунка [3, с. 64]...
4. Маргулан А.Х. Казахское народное прикладное искусство. Алматы, 1994.
Контекст: ...Подробно описываются особенности орнаментального творчества, мотивов и композиций, форм, художественной обработки изделий [4, с. 5-6]...
5. Аманов Б.Ж., Мухамбетова А.И. Казахская традиционная музыка и 20 век. Алматы, 2002.
Контекст: ...куйрык (хвост собаки), тYЙе табан (след верблюда), кой омыртка (позвонок овцы), жылкы туяк (копыто лошади), жолбарыс тырнак (коготь тигра), ит табан (след собаки), кус канат (крыло птицы), Yркер - Плеяды [5, с. 32]...
...Из тринадцати персонажей календаря семеро популярны в сакском искусстве, семерых символических животных мы находим в искусстве казахской орнаментики [5, с. 33]...
6. Alimjanov A. S. et al. The History of art of Kazakhstan: Tutorial. Almaty, 2006.
7. Margulan A.H. Kazakh applied art. Alma-Ata, 1986. Vol. 1.
8. Gansbeke T. Tasmc, ornament in stone. Almaty, 1999.
9. Margulan A.H. Kazakh national applied art. Almaty, 1994.
10. Amanov B. F., Mukhambetova A. I. Kazakh traditional music and the 20th century. Almaty, 2002.
Опубликован
2020-04-13
Как цитировать
Абдалимова Ж. С. Национальный орнамент в прикладном искусстве Казахстана // Культурное наследие Сибири, 2020. Т. 4, № 22. С. 96-100. URL: http://journal.asu.ru/knc/article/view/7654.
Раздел
Декоративно-прикладное искусство