Исторические предпосылки развития орнамента в Сибири
Аннотация
Статья посвящена истории символики национального орнамента, который затрагивает многие аспекты жизни и деятельности всех без исключения народов России. Автор показывает истоки орнамента, его связь с резьбой деревянной архитектуры городов Сибири, а также определяет процессы его развития. Статья имеет междисциплинарный характер и написана на стыке археологии, истории декоративно-прикладного искусства и народной архитектуры. Данная тема имеет длительный процесс изучения и способствует более глубокому познанию истории искусства Сибири. Ключевые слова: история искусства, орнамент, символ, архитектура.
Скачивания
Литература
Контекст: ...Руси не простое деревенское знахарство, а значительно развитую культуру со своей мифологией, пантеоном главных божеств, жрецами и, по всей вероятности, со своим языческим летописанием 912-980 гг.», -писал известный исследователь Древней Руси Б.С. Рыбаков [1]...
2. Киселев С.В. Древняя история Южной Сибири. М., 1951.
Контекст: ...Такие культуры, как афанасьевская, андроновская, карасукская, тагарская, культура гунно-сарматского времени, тюркский период дают нам представление о развитии орнамента данного времени [2]...
...Развитие орнамента в Сибири можно проследить по исследованиям С.В. Киселева и его капитальному труду «Древняя история южной Сибири» [2], где автор на основе археологических исследований рассматривал историю от неолита до начала XX в. не только Южной, но и Западной Сибири...
...Ближайшие аналогии этому узору найдены в каменной резьбе IX-X вв. в Далмации, исторической области на северо-западе Балканского полуострова, на побережье Адриатического моря (территории современных Хорватии и Черногории), что свидетельствует о глубоких общеславянских корнях подобной орнаментации [2]...
3. Доброклонский М.Б., Чубова А.П. История искусства зарубежных стран. Первобытное искусство. М., 1981.
Контекст: ...Резанные из дерева изображения животных и птиц, преимущественно игравших роль украшений седел и конской узды, были сделаны в широкой, живописной манере [3]...
4. Ремпель Л.И. Искусство Руси и Востока. М., 1978.
Контекст: ...Это старая точка зрения, питаемая тенденцией поносить все русское национальное искусство под предлогом осуждения азиатского, подкрепляемая банальными рассуждениями о Востоке как колыбели европейского просвещения, уже тогда не выдерживала критики» [4]...
5. Формозов А.А. Памятники первобытного искусства на территории СССР. М., 1980.
Контекст: ...Фигуры птиц постепенно упрощают, пока они не превратились в цепочку значков в виде буквы «Z», т.е. происходит орнаментация самых разных прототипов» [5]...
6. Рыбаков Б.А. Стольный город Чернигов и удельный город Вщиж//По следам древних культур. Древняя Русь: сборник научных статей. М., 1953.
Контекст: ...Об этом говорят Бронзовая арка XII в. работы русского мастера Константина [6, 7]...
7. Монгайт Я.Л. Раскопки Старой Рязани. М., 1953.
Контекст: ...X в. (из раскопок 1926 г.) [7, с. 315] ство.....
...Об этом говорят Бронзовая арка XII в. работы русского мастера Константина [6, 7]...
...Белокаменная резьба из Старой Рязани XII-XIII вв. ¦ а [7]; коловрат - б [12] Орнамент деревянного зодчества Сибири имеет много общего с предметами декоративно-прикладного искусства центральной полосы России...
...Рассматривая его в данном виде, можно сказать, что орнамент начинается со знака коловрата - древнего языческого солнечного диска, в христианское время имеющего знак Христа: «I» - Иисус, «X» - Христос [7]...
8. Третьяков П.Н. У истоков Древней Руси//По следам древних культур. Древняя Русь. М., 1953.
Контекст: ...Вещи из погребального сооружения VIII в. у Вознесенска [8, с. 27] Сравнивая зарисовки археологических артефактов, можно говорить о постепенном развитии орнамента и его усложнении, орнамент на сосудах тагарской культуры (VII-III вв. до н.э.) и гунно-сар-матской эпохи (II-IV вв. до н.э.) (см. рис. 3)...
...Вещи из Пастерского городища (V-VIII вв.) [8, с. 28] золотом блюде из Хакасии (V-IX вв.), который непосредственно объединяет культуры данного региона с культурами Центральной Азии и Востока...
9. Тараканов С.А. Древности Псковской земли//По следам древних культур. Древняя Русь. М. 1953,
Контекст: ...Середина первого тысячелетия н.э. [9, с. 204-205] Рассматривая процесс развития орнамента в деревянной архитектуре Сибири, необходимо отметить, что сильное влияние на него оказала славянская культура, особенно после присоединения Сибири к России...
10. Ворончихин Н.С., Емшанова Н.А. Орнаменты. Стили. Мотивы . URL: http://biblo-ok.ru/biblio-ok/ornamenty/22page.php
Контекст: ...Примеры русского орнамента - «плетенки» [10] После этого на них оставались зарубки, насечки, порой расположенные через одинаковые промежутки...
11. Янин В.Л. Великий Новгород//Древняя Русь. М., 1981.
Контекст: ...Такое единство орнаментации лишний раз выявляет подлинно народные мотивы по заказу феодалов» [11]...
12. Энциклопедия символов/сост. В.М. Рошаль. М.; СПб., 2007.
Контекст: ...Белокаменная резьба из Старой Рязани XII-XIII вв. ¦ а [7]; коловрат - б [12] Орнамент деревянного зодчества Сибири имеет много общего с предметами декоративно-прикладного искусства центральной полосы России...