Суждения о поэзии в мемуарном и эпистолярном наследии В. Шаламова
Аннотация
Центральным объектом анализа являются высказанные в мемуарах и письмах В. Шаламова суждения о поэзии – о предназначении и сути поэтического творчества, его нравственной миссии, о личности поэта и т.д. В. Шаламов размышляет об этих вопросах в переписке с Б. Пастернаком, А. Солженицыным, И. Сиротинской, Н. Мандельштам и др., в мемуарных очерках (например, «Двадцатые годы», «Моя жизнь – несколько моих жизней», «Москва 20-30-х годов»), а также в литературно-критических эссе. Шаламов утверждает, что цель поэзии заключается в нравственном совершенствовании личности, что поэт должен быть этическим образцом для современников, а суть искусства определяется правдой о времени, которую выражает художник (поскольку истинно талантливый человек, по Шаламову, органически не способен лгать в своем творчестве). Исследуется шаламовское понимание взаимосвязи между жизненным опытом и творчеством: сущность поэзии – не в овладении техникой, не в умении и мастерстве (хотя Шаламов ни в коем случае не отрицал значимости этих категорий), а в осмыслении пережитого. Единственно возможный подлинный источник творчества, как полагал Шаламов, – это судьба художника. В статье делаются выводы о специфике творческого процесса В. Шаламова-поэта (в сравнении с А. Ахматовой, О. Мандельштамом, А. Белым). Исследуются представления Шаламова, выраженные в письмах и мемуарах, об отдельных течениях в лирике ХХ века, в частности, об акмеизме: по мнению Шаламова, акмеизм был не просто направлением в русской поэзии, а подлинным жизненным учением, мировоззренческой системой. В статье предлагается объяснение кажущегося «противоречия» между утверждениями Шаламова о нравственной миссии литературы и его же поздними высказываниями о том, что он не верит в искусство.
Скачивания
Metrics
Литература
Ахматова А. Малое собрание сочинений. СПб., 2016.
Белый А. Начало века. Воспоминания. В 3-х кн. М., 1990. Кн. 2.
Гофман Е. «Видны царапины рояля…» // Знамя. 2015. № 3.
Есипов В.В. «Вы будете гордостью России…» // Шаламов В.Т. Четвертая Вологда: повесть, рассказы, стихи. Вологда, 2017.
Есипов В.В. Шаламов. М., 2012.
Кац Б. Звук и искусство звука среди мотивов ахматовской поэзии // Анна Ахматова и музыка: исследовательские очерки. Л., 1929.
Кротова Д.В. Назначение искусства: концепция В.Т. Шаламова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2016. № 1.
Мандельштам О. Малое собрание сочинений. СПб., 2016.
Московская Д.С. «Я нашел в жизни то, что искал». Судьба и наследие Н.П. Анциферова // Мир русского слова. 2017. № 2.
Шаламов В.Т. «Новая проза». Из черновых записей 70-х годов // Новый мир. 1989. № 12.
Шаламов В.Т. Собрание сочинений: в 7-и тт. М., 2013.
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.