Когнитивно-экспрессивный потенциал знаков языка науки в художественном тексте

  • Дмитрий Кожанов Алтайский государственный педагогический университет (Барнаул)
Ключевые слова: общие и специальные научные знания, научное понятие, знаки искусственных языков, художественный текст, интерпретация

Аннотация

Статья посвящена особенностям репрезентации общего и специального научного знания в семиотическом пространстве художественного произведения. В качестве репрезентантов научного знания автор рассматривает знаки искусственных языков и прецедентные имена науки, обладающие значительным когнитивно-экспрессивным потенциалом и, как следствие, широко использующиеся авторами художественных текстов. Когнитивно-экспрессивный потенциал данных единиц заключается в их способности репрезентировать при помощи минимума языковых средств сложные ментальные образования, в структуре которых четко выделяется ядерная зона, представленная научным понятием, и периферийные области, связанные ассоциативными цепочками с ядром концепта. Данный концепт аккумулирует информацию, принадлежащую как научной, так и иным картинам мира, которая актуализируется посредством употребления автором художественного текста имени концепта в том или ином контексте. Делается вывод о том, что именно фоновые знания, принадлежащие периферийным областям концепта, задают в той или иной степени направление интерпретативной активности читателя, что обусловливает многообразие вариантов интерпретации данных единиц и особую роль читателя в этом процессе.

Биография автора

Дмитрий Кожанов, Алтайский государственный педагогический университет (Барнаул)

кандидат филологических наук, доцент кафедры английской филологии

Литература

Барт Р. S/Z. М., 2001.

Валери П. Об искусстве. М., 1993.

Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.

Елизарова Л.Н. Терминологические и художественные новообразования в функциональном аспекте (на материале произведений современной научной фантастики): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Орел, 1992.

Разоренов Д.А. Термин в современном художественно произведении (на материале английского языка): автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2006.

Huxley A. Brave new world and Brave new world revisited. London, 1984.

Опубликован
2019-06-01
Как цитировать
Кожанов, Д. (2019). Когнитивно-экспрессивный потенциал знаков языка науки в художественном тексте. Филология и человек, (2), 140-147. https://doi.org/10.14258/filichel(2019)2-13
Выпуск
Раздел
Научные сообщения