Когнитивно-экспрессивный потенциал знаков языка науки в художественном тексте

  • Дмитрий Кожанов Алтайский государственный педагогический университет (Барнаул)
Ключевые слова: общие и специальные научные знания, научное понятие, знаки искусственных языков, художественный текст, интерпретация

Аннотация

Статья посвящена особенностям репрезентации общего и специального научного знания в семиотическом пространстве художественного произведения. В качестве репрезентантов научного знания автор рассматривает знаки искусственных языков и прецедентные имена науки, обладающие значительным когнитивно-экспрессивным потенциалом и, как следствие, широко использующиеся авторами художественных текстов. Когнитивно-экспрессивный потенциал данных единиц заключается в их способности репрезентировать при помощи минимума языковых средств сложные ментальные образования, в структуре которых четко выделяется ядерная зона, представленная научным понятием, и периферийные области, связанные ассоциативными цепочками с ядром концепта. Данный концепт аккумулирует информацию, принадлежащую как научной, так и иным картинам мира, которая актуализируется посредством употребления автором художественного текста имени концепта в том или ином контексте. Делается вывод о том, что именно фоновые знания, принадлежащие периферийным областям концепта, задают в той или иной степени направление интерпретативной активности читателя, что обусловливает многообразие вариантов интерпретации данных единиц и особую роль читателя в этом процессе.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Биография автора

Дмитрий Кожанов, Алтайский государственный педагогический университет (Барнаул)

кандидат филологических наук, доцент кафедры английской филологии

Литература

Барт Р. S/Z. М., 2001.

Валери П. Об искусстве. М., 1993.

Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.

Елизарова Л.Н. Терминологические и художественные новообразования в функциональном аспекте (на материале произведений современной научной фантастики): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Орел, 1992.

Разоренов Д.А. Термин в современном художественно произведении (на материале английского языка): автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2006.

Huxley A. Brave new world and Brave new world revisited. London, 1984.

Опубликован
2019-06-01
Как цитировать
1. Кожанов Д. Когнитивно-экспрессивный потенциал знаков языка науки в художественном тексте // Филология и человек, 2019. № 2. С. 140-147. URL: http://journal.asu.ru/pm/article/view/5430.
Выпуск
Раздел
Научные сообщения