Влияние социально-политического контекста на языковую картину мира рок- и поп-музыкантов
Аннотация
В статье рассматривается подход к изучению музыкально–поэтического текста как интерсемиотического продукта массовой культуры, включающий комплексный анализ данного феномена с учетом широкого спектра влияющих на него факторов. Так, автора в первую очередь интересует культурно–политический и социальный контекст формирования языковой картины мира рок– и поп–музыкантов, взаимосвязь музыки и политики, а также реакция поп–культуры и рока (изначально позиционировавшегося как контркультура) на значимые социальные изменения, пути их отражения в песенном тексте; приводятся примеры речевых формул, которые характерны для быстро развивающейся поп–культуры. Автором сравниваются тексты двух стилей (а также принадлежащие разным периодам) с точки зрения присутствия мотива патриотизма / государственности и ассоциативных связей данного концепта, социальной направленности, использованной лексики; затрагивается вопрос влияния идеологии на музыкальный текст и некоторые аксиологические аспекты музыки.
Скачивания
Metrics
Литература
Васильева В.В. Опыт лингвокультурологического анализа: песенный текст // Антропоцентрический подход к языку. Пермь, 1998.
Иванов И.Д. Логоцентрическая модель рок-текста в контексте изучения синтетической языковой личности // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. № 4.
Кнабе Г.С. Феномен рока и контркультура // Вопросы философии. 1990. № 3.
Краснов Т. Русский рок: взгляд левого патриота. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cprfspb.ru
Михайлова А.И. Современный песенный текст как объект лингвистического исследования // Филологические и культурологические дисциплины в рамках реализации ФГОС в школе и в вузе. Омск, 2015.
Нашествие поп-культуры: поп-дипломатия и поп-политика. [Электронный ресурс]. URL: http://gtmarket.ru
Руднев В.П. Прочь от реальности: исследования по философии текста. М., 2000.
Русаков А.П. Кто есть кто, или Музпросвет в глобальной современной популярной музыке. М., 2017.
Сибаева Т.А. Государственная символика в рок-культуре. Понятие патриотизма // Русская рок-поэзия: текст и контекст. 2011. Вып. 12.
Титова Л.Г., Турчина В.С. Музыка как инструмент политической социализации молодежи // Ярославский педагогический вестник. 2013. Т. 1, № 2.
Троицкий А. Я введу вас в мир поп. М., 2006.
Червинский П.П. Фольклор и этимология. Лингвоконцептологические аспекты этносеманики. Тернополь, 2010.
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.