ОБРАЗ БУДУЩЕГО РОССИИ У РАЗЛИЧНЫХ ПОКОЛЕНИЙ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Основное содержание статьи

Дарья Алексеевна Омельченко Email: daria.omelchenko@mail.ru
Светлана Геннадьевна Максимова Email: svet-maximova@yandex.ru
Оксана Евгеньевна Ноянзина Email: noe@list.ru
Дарья Константиновна Щеглова Email: daschul9@mail.ru

Аннотация

Образ страны, государства, наряду с образами народа, нации, выступает одним из важнейших элементов оформления и функционирования гражданской идентичности, играя роль идентификационного референта, с которым сопоставляются мысли и переживания, установки и жизненные устремления граждан. Это сложный социальный конструкт, формируемый и изменяемый под влиянием множества различных сил – политического, социального и культурного характера, анализ его содержания необходим как из научных соображений, так и практической необходимости, в том числе связанной с оценкой эффективности социальных институтов, ответственных за формирование национального самосознания, гражданственности, патриотизма. Статья основывается на результатах анализа научной литературы и проведенных в четырех регионах России (Алтайском и Хабаровском краях, Калининградской и Воронежской областях) психосематических исследованиях, направленных на реконструкцию и описание пяти образов России – «имперской России», «советской России», «России настоящего», «России в будущем» и «идеальной России». Авторы вычленяют базовые характеристики, присущие каждому образу и исследуют основания для их дифференциации. Отдельное направление анализа связано с выявлением межпоколенческих различий в восприятии образов, которые, как заключают авторы, не являются непреодолимыми, а отражают ожидания и предпочтения в ориентирах и приоритетах развития.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Омельченко, Д. А., Максимова, С. Г., Ноянзина, О. Е., & Щеглова, Д. К. (2021). ОБРАЗ БУДУЩЕГО РОССИИ У РАЗЛИЧНЫХ ПОКОЛЕНИЙ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО АНАЛИЗА. Society and Security Insights, 4(4), 110-140. https://doi.org/10.14258/ssi(2021)4-07
Раздел
ГОСУДАРСТВО, ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И СТАБИЛЬНОСТЬ

Литература

Баталов Э.Я. Какая Россия нужна Западу. Современная Европа, 2005, No. 4, 5-20.
Белгородская Л.В. Образ Российской империи на страницах британских и американских справочно-энциклопедических изданий XX века: дисс. …д-ра ист. наук. Спб., 2009.
Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. Москва: Академия, 2009.
Бергер П, Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995.
Гаджиев Д.В. Использование маркетинговых и PR-технологий при формировании и коррекции имиджа государственной политики страны. Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2017, 3 (97), 1-6.
Галумов Э.А. Имидж против имиджа. М.: Известия, 2005.
Гачев Г.Д. Национальные образы мира: Евразия: Космос кочевника, земледельца и горца, Институт ДИ-ДИК, 1999.
Гачев Г.Д. Национальные образы мира: космо-психо-логос, Прогресс, 1995.
Гуцалов А.А. Культурный бренд и брендинг территории. Культурное наследие России, 2018, No. 3, 86-92.
Динабург С.Р. Современные исследования будущего: между утопией и форсайтом. Технологос, 2016, No.3, 86-97.
Дмитрова Е.В. Образ современной России на страницах газеты The Guardian: Автореф. дис. ... канд. филол. наук; Томский гос. ун-т. Томск, 2002.
Дубин Б. В. Социальный статус, культурный капитал, ценностный выбор: межпоколенческая репродукция и разрыв поколений. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 1995, No. 1, 14-18.
Замятин Д.Н. Образ страны: структура и динамика. Общественные науки и современность, 2000, No. 1, 107-114.
Замятин Д.Н. Политико-географические образы и геополитические картины мира. Представление географических знаний в моделях политического мышления. Полис. Политические исследования, 1998, No. 6, 80-91.
Земсков В.Б. Образ России «на переломе» времен. Новые российские гуманитарные исследования, 2006, Т. 25. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=14777560 (дата обращения: 03.12.2021).
Измоденова Н.Н. Образ будущего России: социальное воображаемое. Труды Кольского научного центра РАН, 2018, 7-14 (9), 96-101.
Киселев И.Ю. и др. Россия в «Группе восьми»: имидж versus образ. СПб: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2009.
Киселев И.Ю., Смирнова А.Г. Динамика образа государства в международных отношениях. СПб: Издательство СПбГУ, 2006.
Кузьмен О.В. Настоящее и будущее России в ценностных ориентациях и представлениях студенческой молодежи. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 2013, 6 (118), 139-147.
Курильски Ш., Арутюнян М.Ю., Здравомыслова О.М. Образы права в России и Франции, Аспект Пресс, 1996.
Любимов Ю.В. Знание как образ и событие. Философские науки, 2007, No. 4, 96-113.
Максимова С.Г., Ноянзина О.Е., Омельченко Д.А., Гончарова Н.П. Восприятие гражданских образов в представлениях населения приграничных регионов России. Национальная безопасность/nota bene, 2017, 4 (51), 50-70.
Максимова С.Г., Омельченко Д.А., Ноянзина О.Е., Суртаева О.В. Гражданские практики и базовые модели участия населения в общественной жизни в современном сибирском регионе. Society and Security Insights, 2019, 2(3), 13-50.
Мамут Л.С. Образ государства как алгоритм политического поведения. Общественные науки и современность, 1998, No. 6, 85-97.
Матвеевская А.С., Погодина В.Л. Использование объектов природного и культурного наследия России в качестве туристских брендов страны. Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования, сохранение и развитие, 2017, 350-354.
Митина О.В., Петренко В.Ф. Психосемантический анализ имиджа государства: реконструкция и измерение. Психологический журнал, 2009, 30(3), 16-27.
Муха В.Н. Образ страны и образ народа: россияне о Беларуси и белорусах. Теория и практика общественного развития, 2013, No. 9, 80-82.
Нистратов А.А. Образ России в представлении иностранцев. Вопросы психолингвистики, 2015, No. 23, 33-42.
Петренко В. Ф. Психосемантика сознания как форма конструктивизма и использования математических методов в гуманитарных науках. Человеческий фактор: Социальный психолог, 2012, No. 2, 97-116.
Петренко В. Ф., Митина О. В. Психосемантическая методика «образ страны» и ее использование для анализа восприятия стран мира. В кн: Перспективы психологической науки и практики: сборник статей Международной научно-практической конференции, 2017, С. 326-331.
Петренко В.Ф. Психосемантические аспекты картины мира субъекта. Психология. Журнал высшей школы экономики, 2005, 2(2), 3-23.
Петровский А.В., Ярошеский М.Г. Основы теоретической психологии. М., 1998.
Пищева Т.Н., Виноградова Н.С., Недова А.Д. Образ России под углом зрения политических коммуникаций. Полис. Политические исследования, 2010, No. 4, 107-121.
Попова З.Д., Стернин И.А. Семантико-когнитивный анализ языка. Воронеж: изд-во «Истоки», 2007.
Попова М.В. Социально-политический ориентир территориального бренда. Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение, 2017, No. 22, 203-210.
Пророк В., Цупалова М. Образ России в представлениях чешской общественности и СМИ. PolitBook, 2013, No. 4, 47-60.
Рябов О.В. “Mother Russia”: гендерный аспект образа России в западной историософии. Общественные науки и современность, 2000, No. 4, 116–122.
Семененко И.С. Образы и имиджи в дискурсе национальной идентичности. Полис. Политические исследования, 2008, No. 5, 7-18.
Сотков О.Л. Образ будущего России в представлении молодежи Тюменской области. Теория и практика общественного развития, 2017, No. 6, 40-43.
Телегина К.И. Понятие и структура имиджа государства. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 2014, 12–2 (50), 191-194.
Тер-Минасова С.Г. Язык и национальная безопасность (современный аспект проблемы). Ценности и смыслы, 2010, No. 6 (9), 25-33.
Уланович О.И. Языковое сознание: особенности структуры в условиях двуязычия. Вестник Томского государственного университета. Филология, 2010, 1(9), 44-51.
Чеснов Я.В. Этнический образ. Этнознаковые функции культуры. М., 1991.
Шаповалов В. Ф. Восприятие России на Западе: мифы и реальность. Общественные науки и современность, 2000, No. 1, 51-67.
Шестопал Е. Б., Смулькина Н. В., Морозикова И. В. Сравнительный анализ образов своей страны у жителей российских регионов. Сравнительная политика, 2019, 10 (3), 74-94.
Шюц А., Корбут А. О множественности реальностей. Социологическое обозрение, 2003, 3 (2), 3-34.
Anholt S. Beyond the nation brand: The role of image and identity in international relations. The Journal of Public Diplomacy, 2012, 2 (1), 6-12.
Bourdieu P. Choses dites. Paris: Editions de Minuit, 1987.
Fan Y. Key perspectives in nation image: A conceptual framework for nation branding, 2008. URL:https://bura.brunel.ac.uk/bitstream/2438/1872/4/Key+perspectives+in+nation+image.pdf (дата обращения: 1.12.2021).
Hao A.W., Paul J., Trott S., Guo C., Wu H.-H. Two decades of research on nation branding: a review and future research agenda. International Marketing Review, 2021, 38 (1), 46-69.
Kovács G. How to create a nation? Visualisations of community and national consciousness from the premodern times to the age of globalization. Creativity Studies, 2014, 7 (1), 46-54.

REFERENCES
Batalov, Je.Ja. (2005). Kakaja Rossija nuzhna Zapadu [What kind of Russia does the West need?]. Contemporary Europe, no. 4, 5-20.
Belgorodskaja, L.V. (2009). Obraz Rossijskoj imperii na stranicah britanskih i amerikanskih spravochno-jenciklopedicheskih izdanij XX veka [The image of the Russian Empire on the pages of British and American reference and encyclopedic publications of the XX century] (Doctoral Thesis). Spb.
Belinskaja, E.P., Tihomandrickaja, O.A. (2009). Social'naja psihologija lichnosti [Social psychology of personality]. Moscow: Akademija.
Berger, P, Lukman, T. (1995). The Social Construction of Reality: A Treatise in the Sociology of Knowledge. Moscow: Medium.
Gadzhiev, D.V. (2017). Ispol'zovanie marketingovyh i PR-tehnologij pri formirovanii i korrekcii imidzha gosudarstvennoj politiki strany [The use of marketing and PR technologies in the formation and correction of the image of the state policy of the country]. Upravlenie jekonomicheskimi sistemami: jelektronnyj nauchnyj zhurnal, 3 (97), 1-6.
Galumov, Je.A. (2005). Imidzh protiv imidzha [Image against image]. Moscow: Izvestija.
Gachev, G.D. (1999). Nacional'nye obrazy mira: Evrazija: Kosmos kochevnika, zemledel'ca i gorca [National images of the world: Eurasia: Cosmos of a nomad, a farmer and a mountaineer], Institut DI-DIK.
Gachev, G.D. (1995). Nacional'nye obrazy mira: kosmo-psiho-logos [National images of the world: cosmo-psycho-logos]. Moscow: Progress.
Gucalov, A.A. (2018). Kul'turnyj brend i brending territorii [Cultural brand and territory branding]. Kul'turnoe nasledie Rossii, no. 3, 86-92.
Dinaburg, S.R. (2016). Sovremennye issledovanija budushhego: mezhdu utopiej i forsajtom [Modern Future Research: Between Utopia and Foresight]. Tehnologos, no.3, 86-97.
Dmitrova, E.V. (2002). Obraz sovremennoj Rossii na stranicah gazety The Guardian [The image of modern Russia on the pages of The Guardian newspaper]: Avtoref. dis. ... kand. filol. nauk; Tomskij gos. un-t. Tomsk, 2002.
Dubin, B. V. (1995). Social'nyj status, kul'turnyj kapital, cennostnyj vybor: mezhpokolencheskaja reprodukcija i razryv pokolenij [Social status, cultural capital, value choices: intergenerational reproduction and the generation gap]. Monitoring obshhestvennogo mnenija: jekonomicheskie i social'nye peremeny, no. 1, 14-18.
Zamjatin, D.N. (2000). Obraz strany: struktura i dinamika [Country image: structure and dynamics]. Social Sciences and Contemporary World, no. 1, 107-114.
Zamjatin, D.N. (1998). Politiko-geograficheskie obrazy i geopoliticheskie kartiny mira. Predstavlenie geograficheskih znanij v modeljah politicheskogo myshlenija [Politico-geographical images and geopolitical pictures of the world. Representing Geographic Knowledge in Political Thinking Models]. Polis. Politicheskie issledovanija, no. 6, 80-91.
Zemskov, V.B. (2006). Obraz Rossii «na perelome» vremen [The image of Russia "at the turning point" of times]. Novye rossijskie gumanitarnye issledovanija [New Russian Humanitarian Studies], Vol. 25. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=14777560 (Accessed 3 December 2021).
Izmodenova, N.N. (2018). Obraz budushhego Rossii: social'noe voobrazhaemoe [The image of the future of Russia: the social imaginary]. Trudy Kol'skogo nauchnogo centra RAN [Proceedings of the Kola Scientific Center of the Russian Academy of Sciences], 7-14 (9), 96-101.
Kiselev, I.Ju. et al. (2009). Rossija v «Gruppe vos'mi»: imidzh versus obraz [Russia in the G8: Image Versus Image]. SPb: Izdatel'stvo Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta.
Kiselev, I.Ju., Smirnova, A.G. (2006). Dinamika obraza gosudarstva v mezhdunarodnyh otnoshenijah [Dynamics of the image of the state in international relations]. Saint-Petersburg: SPGU Editing house.
Kuz'men, O.V. (2013). Nastojashhee i budushhee Rossii v cennostnyh orientacijah i predstavlenijah studencheskoj molodezhi [The present and the future of Russia in the value orientations and ideas of student youth]. Monitoring obshhestvennogo mnenija: jekonomicheskie i social'nye peremeny, 6 (118), 139-147.
Kuril'ski, Sh., Arutjunjan, M.Ju., Zdravomyslova, O.M. (1996). Obrazy prava v Rossii i Francii [Images of law in Russia and France], Aspekt Press.
Ljubimov, Ju.V. (2007). Znanie kak obraz i sobytie [Knowledge as an image and an event]. Filosofskie nauki, no. 4, 96-113.
Maximova, S.G., Noyanzina, O.E., Omelchenko, D.A., Goncharova, N.P. (2017). Vosprijatie grazhdanskih obrazov v predstavlenijah naselenija prigranichnyh regionov Rossii [Perception of civic images in the perceptions of the population of the border regions of Russia]. National Security/nota bene, 4 (51), 50-70.
Maximova, S.G., Omelchenko, D.A., Noyanzina, O.E., Surtaeva, O.V. (2019). Grazhdanskie praktiki i bazovye modeli uchastija naselenija v obshhestvennoj zhizni v sovremennom sibirskom regione [Civil practices and basic models of population participation in public life in the modern Siberian region]. Society and Security Insights, 2(3), 13-50.
Mamut, L.S. (1998). Obraz gosudarstva kak algoritm politicheskogo povedenija [The image of the state as an algorithm of political behavior]. Social Sciences and Contemporary World, no. 6, 85-97.
Matveevskaja, A.S., Pogodina, V.L. (2017). Ispol'zovanie objektov prirodnogo i kul'turnogo nasledija Rossii v kachestve turistskih brendov strany [Using objects of natural and cultural heritage of Russia as tourist brands of the country]. In: Prirodnoe i kul'turnoe nasledie: mezhdisciplinarnye issledovanija, sohranenie i razvitie [Natural and Cultural Heritage: Interdisciplinary Research, Conservation and Development] (pp. 350-354).
Mitina, O.V., Petrenko, V.F. (2009). Psihosemanticheskij analiz imidzha gosudarstva: rekonstrukcija i izmerenie [Psychosemantic analysis of the state image: reconstruction and measurement]. Psihologicheskij zhurnal, 30(3), 16-27.
Muha, V.N. (2013). Obraz strany i obraz naroda: rossijane o Belarusi i belorusah [The image of the country and the image of the people: Russians about Belarus and Belarusians]. Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija, no. 9, 80-82.
Nistratov, A.A. (2015). Obraz Rossii v predstavlenii inostrancev [The image of Russia as seen by foreigners]. Voprosy psiholingvistiki, no. 23, 33-42.
Petrenko, V.F. (2012). Psihosemantika soznanija kak forma konstruktivizma i ispol'zovanija matematicheskih metodov v gumanitarnyh naukah [Psychosemantics of consciousness as a form of constructivism and the use of mathematical methods in the humanities]. Chelovecheskij faktor: Social'nyj psiholog, no. 2, 97-116.
Petrenko, V.F., Mitina, O.V. (2017). Psihosemanticheskaja metodika «obraz strany» i ee ispol'zovanie dlja analiza vosprijatija stran mira [The psychosemantic method "image of the country" and its use to analyze the perception of the countries of the world]. In: Perspektivy psihologicheskoj nauki i praktiki: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Perspectives of Psychological Science and Practice: Collection of Articles of the International Scientific and Practical Conference], (pp. 326-331).
Petrenko, V.F. (2005). Psihosemanticheskie aspekty kartiny mira subjekta [Psychosemantic aspects of the subject's worldview]. Psihologija. Zhurnal vysshej shkoly jekonomiki, 2(2), 3-23.
Petrovskij, A.V., Jarosheskij, M.G. (1998). Osnovy teoreticheskoj psihologii [Foundations of theoretical psychology]. Moscow.
Pishheva, T.N., Vinogradova, N.S., Nedova, A.D. (2010). Obraz Rossii pod uglom zrenija politicheskih kommunikacij [The image of Russia from the point of view of political communications]. Polis. Politicheskie issledovanija, No. 4, 107-121.
Popova, Z.D., Sternin, I.A. (2007). Semantiko-kognitivnyj analiz jazyka [Semantic-cognitive analysis of language]. Voronezh: izd-vo «Istoki».
Popova, M.V. (2017). Social'no-politicheskij orientir territorial'nogo brenda [Socio-political landmark of the territorial brand]. Izvestija Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Politologija. Religiovedenie, no. 22, 203-210.
Prorok, V., Cupalova, M. (2013). Obraz Rossii v predstavlenijah cheshskoj obshhestvennosti i SMI [The image of Russia in the views of the Czech public and the media]. PolitBook, no. 4, 47-60.
Rjabov, O.V. (2000). “Mother Russia”: gendernyj aspekt obraza Rossii v zapadnoj istoriosofii ["Mother Russia": the gender aspect of the image of Russia in Western historiosophy]. Social Sciences and Contemporary World, no. 4, 116–122.
Semenenko, I.S. (2008). Obrazy i imidzhi v diskurse nacional'noj identichnosti [Images and images in the discourse of national identity]. Polis. Politicheskie issledovanija, no. 5, 7-18.
Sotkov, O.L. (2017). Obraz budushhego Rossii v predstavlenii molodezhi Tjumenskoj oblasti [The image of the future of Russia as seen by the youth of the Tyumen region]. Theory and Practice of Social Development, no. 6, 40-43.
Telegina, K.I. (2014). Ponjatie i struktura imidzha gosudarstva. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i juridicheskie nauki, kul'turologija i iskusstvovedenie [The concept and structure of the image of the state. Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history]. Voprosy teorii i praktiki, 12–2 (50), 191-194.
Ter-Minasova, S.G. (2010). Jazyk i nacional'naja bezopasnost' (sovremennyj aspekt problemy) [Language and national security (modern aspect of the problem)]. Cennosti i smysly, No. 6 (9), 25-33.
Ulanovich, O.I. (2010). Jazykovoe soznanie: osobennosti struktury v uslovijah dvujazychija [Linguistic consciousness: structural features in a bilingual environment]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologija, 1(9), 44-51.
Chesnov, Ja.V. (1991). Jetnicheskij obraz. Jetnoznakovye funkcii kul'tury [Ethnic image. Ethno-sign functions of culture]. Moscow.
Shapovalov, V. F. Vosprijatie Rossii na Zapade: mify i real'nost' [Perception of Russia in the West: Myths and Reality]. Social Sciences and Contemporary World, 2000, No. 1, 51-67.
Shestopal, E. B., Smul'kina, N. V., Morozikova, I. V. (2019). Sravnitel'nyĭ analiz obrazov svoeĭ strany u zhiteleĭ rossiĭskih regionov [Comparative analysis of the images of their country among residents of Russian regions]. Sravnitel'naja politika, 10 (3), 74-94.
Schutz, A., Korbut, A. (2003). O mnozhestvennosti real'nostej [On the multiplicity of realities]. Sociologicheskoe obozrenie, 3 (2), 3-34.
Anholt, S. (2012). Beyond the nation brand: The role of image and identity in international relations. The Journal of Public Diplomacy, 2 (1), 6-12.
Bourdieu, P. (1987). Choses dites. Paris: Editions de Minuit.
Fan, Y. (2008). Key perspectives in nation image: A conceptual framework for nation branding, URL:https://bura.brunel.ac.uk/bitstream/2438/1872/4/Key+perspectives+in+nation+image.pdf (Accessed 1 December 2021).
Hao, A.W., Paul, J., Trott, S., Guo, C., Wu, H.-H. (2021). Two decades of research on nation branding: a review and future research agenda. International Marketing Review, 38 (1), 46-69.
Kovács, G. (2014). How to create a nation? Visualisations of community and national consciousness from the premodern times to the age of globalization. Creativity Studies, 7 (1), 46-54.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)