ОБРАЗ БУДУЩЕГО РОССИИ У РАЗЛИЧНЫХ ПОКОЛЕНИЙ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Основное содержание статьи
Аннотация
Образ страны, государства, наряду с образами народа, нации, выступает одним из важнейших элементов оформления и функционирования гражданской идентичности, играя роль идентификационного референта, с которым сопоставляются мысли и переживания, установки и жизненные устремления граждан. Это сложный социальный конструкт, формируемый и изменяемый под влиянием множества различных сил – политического, социального и культурного характера, анализ его содержания необходим как из научных соображений, так и практической необходимости, в том числе связанной с оценкой эффективности социальных институтов, ответственных за формирование национального самосознания, гражданственности, патриотизма. Статья основывается на результатах анализа научной литературы и проведенных в четырех регионах России (Алтайском и Хабаровском краях, Калининградской и Воронежской областях) психосематических исследованиях, направленных на реконструкцию и описание пяти образов России – «имперской России», «советской России», «России настоящего», «России в будущем» и «идеальной России». Авторы вычленяют базовые характеристики, присущие каждому образу и исследуют основания для их дифференциации. Отдельное направление анализа связано с выявлением межпоколенческих различий в восприятии образов, которые, как заключают авторы, не являются непреодолимыми, а отражают ожидания и предпочтения в ориентирах и приоритетах развития.
Скачивания
Данные скачивания пока недоступны.
Metrics
Загрузка метрик ...
Детали статьи
Как цитировать
Омельченко, Д. А., Максимова, С. Г., Ноянзина, О. Е., & Щеглова, Д. К. (2021). ОБРАЗ БУДУЩЕГО РОССИИ У РАЗЛИЧНЫХ ПОКОЛЕНИЙ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО АНАЛИЗА. Society and Security Insights, 4(4), 110-140. https://doi.org/10.14258/ssi(2021)4-07
Раздел
ГОСУДАРСТВО, ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И СТАБИЛЬНОСТЬ
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Authors retain the copyright of their manuscripts, and all Open Access articles are distributed under the terms of the Creative Commons Attribution License, which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided that the original work is properly cited.
Литература
Баталов Э.Я. Какая Россия нужна Западу. Современная Европа, 2005, No. 4, 5-20.
Белгородская Л.В. Образ Российской империи на страницах британских и американских справочно-энциклопедических изданий XX века: дисс. …д-ра ист. наук. Спб., 2009.
Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. Москва: Академия, 2009.
Бергер П, Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995.
Гаджиев Д.В. Использование маркетинговых и PR-технологий при формировании и коррекции имиджа государственной политики страны. Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2017, 3 (97), 1-6.
Галумов Э.А. Имидж против имиджа. М.: Известия, 2005.
Гачев Г.Д. Национальные образы мира: Евразия: Космос кочевника, земледельца и горца, Институт ДИ-ДИК, 1999.
Гачев Г.Д. Национальные образы мира: космо-психо-логос, Прогресс, 1995.
Гуцалов А.А. Культурный бренд и брендинг территории. Культурное наследие России, 2018, No. 3, 86-92.
Динабург С.Р. Современные исследования будущего: между утопией и форсайтом. Технологос, 2016, No.3, 86-97.
Дмитрова Е.В. Образ современной России на страницах газеты The Guardian: Автореф. дис. ... канд. филол. наук; Томский гос. ун-т. Томск, 2002.
Дубин Б. В. Социальный статус, культурный капитал, ценностный выбор: межпоколенческая репродукция и разрыв поколений. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 1995, No. 1, 14-18.
Замятин Д.Н. Образ страны: структура и динамика. Общественные науки и современность, 2000, No. 1, 107-114.
Замятин Д.Н. Политико-географические образы и геополитические картины мира. Представление географических знаний в моделях политического мышления. Полис. Политические исследования, 1998, No. 6, 80-91.
Земсков В.Б. Образ России «на переломе» времен. Новые российские гуманитарные исследования, 2006, Т. 25. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=14777560 (дата обращения: 03.12.2021).
Измоденова Н.Н. Образ будущего России: социальное воображаемое. Труды Кольского научного центра РАН, 2018, 7-14 (9), 96-101.
Киселев И.Ю. и др. Россия в «Группе восьми»: имидж versus образ. СПб: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2009.
Киселев И.Ю., Смирнова А.Г. Динамика образа государства в международных отношениях. СПб: Издательство СПбГУ, 2006.
Кузьмен О.В. Настоящее и будущее России в ценностных ориентациях и представлениях студенческой молодежи. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 2013, 6 (118), 139-147.
Курильски Ш., Арутюнян М.Ю., Здравомыслова О.М. Образы права в России и Франции, Аспект Пресс, 1996.
Любимов Ю.В. Знание как образ и событие. Философские науки, 2007, No. 4, 96-113.
Максимова С.Г., Ноянзина О.Е., Омельченко Д.А., Гончарова Н.П. Восприятие гражданских образов в представлениях населения приграничных регионов России. Национальная безопасность/nota bene, 2017, 4 (51), 50-70.
Максимова С.Г., Омельченко Д.А., Ноянзина О.Е., Суртаева О.В. Гражданские практики и базовые модели участия населения в общественной жизни в современном сибирском регионе. Society and Security Insights, 2019, 2(3), 13-50.
Мамут Л.С. Образ государства как алгоритм политического поведения. Общественные науки и современность, 1998, No. 6, 85-97.
Матвеевская А.С., Погодина В.Л. Использование объектов природного и культурного наследия России в качестве туристских брендов страны. Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования, сохранение и развитие, 2017, 350-354.
Митина О.В., Петренко В.Ф. Психосемантический анализ имиджа государства: реконструкция и измерение. Психологический журнал, 2009, 30(3), 16-27.
Муха В.Н. Образ страны и образ народа: россияне о Беларуси и белорусах. Теория и практика общественного развития, 2013, No. 9, 80-82.
Нистратов А.А. Образ России в представлении иностранцев. Вопросы психолингвистики, 2015, No. 23, 33-42.
Петренко В. Ф. Психосемантика сознания как форма конструктивизма и использования математических методов в гуманитарных науках. Человеческий фактор: Социальный психолог, 2012, No. 2, 97-116.
Петренко В. Ф., Митина О. В. Психосемантическая методика «образ страны» и ее использование для анализа восприятия стран мира. В кн: Перспективы психологической науки и практики: сборник статей Международной научно-практической конференции, 2017, С. 326-331.
Петренко В.Ф. Психосемантические аспекты картины мира субъекта. Психология. Журнал высшей школы экономики, 2005, 2(2), 3-23.
Петровский А.В., Ярошеский М.Г. Основы теоретической психологии. М., 1998.
Пищева Т.Н., Виноградова Н.С., Недова А.Д. Образ России под углом зрения политических коммуникаций. Полис. Политические исследования, 2010, No. 4, 107-121.
Попова З.Д., Стернин И.А. Семантико-когнитивный анализ языка. Воронеж: изд-во «Истоки», 2007.
Попова М.В. Социально-политический ориентир территориального бренда. Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение, 2017, No. 22, 203-210.
Пророк В., Цупалова М. Образ России в представлениях чешской общественности и СМИ. PolitBook, 2013, No. 4, 47-60.
Рябов О.В. “Mother Russia”: гендерный аспект образа России в западной историософии. Общественные науки и современность, 2000, No. 4, 116–122.
Семененко И.С. Образы и имиджи в дискурсе национальной идентичности. Полис. Политические исследования, 2008, No. 5, 7-18.
Сотков О.Л. Образ будущего России в представлении молодежи Тюменской области. Теория и практика общественного развития, 2017, No. 6, 40-43.
Телегина К.И. Понятие и структура имиджа государства. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 2014, 12–2 (50), 191-194.
Тер-Минасова С.Г. Язык и национальная безопасность (современный аспект проблемы). Ценности и смыслы, 2010, No. 6 (9), 25-33.
Уланович О.И. Языковое сознание: особенности структуры в условиях двуязычия. Вестник Томского государственного университета. Филология, 2010, 1(9), 44-51.
Чеснов Я.В. Этнический образ. Этнознаковые функции культуры. М., 1991.
Шаповалов В. Ф. Восприятие России на Западе: мифы и реальность. Общественные науки и современность, 2000, No. 1, 51-67.
Шестопал Е. Б., Смулькина Н. В., Морозикова И. В. Сравнительный анализ образов своей страны у жителей российских регионов. Сравнительная политика, 2019, 10 (3), 74-94.
Шюц А., Корбут А. О множественности реальностей. Социологическое обозрение, 2003, 3 (2), 3-34.
Anholt S. Beyond the nation brand: The role of image and identity in international relations. The Journal of Public Diplomacy, 2012, 2 (1), 6-12.
Bourdieu P. Choses dites. Paris: Editions de Minuit, 1987.
Fan Y. Key perspectives in nation image: A conceptual framework for nation branding, 2008. URL:https://bura.brunel.ac.uk/bitstream/2438/1872/4/Key+perspectives+in+nation+image.pdf (дата обращения: 1.12.2021).
Hao A.W., Paul J., Trott S., Guo C., Wu H.-H. Two decades of research on nation branding: a review and future research agenda. International Marketing Review, 2021, 38 (1), 46-69.
Kovács G. How to create a nation? Visualisations of community and national consciousness from the premodern times to the age of globalization. Creativity Studies, 2014, 7 (1), 46-54.
REFERENCES
Batalov, Je.Ja. (2005). Kakaja Rossija nuzhna Zapadu [What kind of Russia does the West need?]. Contemporary Europe, no. 4, 5-20.
Belgorodskaja, L.V. (2009). Obraz Rossijskoj imperii na stranicah britanskih i amerikanskih spravochno-jenciklopedicheskih izdanij XX veka [The image of the Russian Empire on the pages of British and American reference and encyclopedic publications of the XX century] (Doctoral Thesis). Spb.
Belinskaja, E.P., Tihomandrickaja, O.A. (2009). Social'naja psihologija lichnosti [Social psychology of personality]. Moscow: Akademija.
Berger, P, Lukman, T. (1995). The Social Construction of Reality: A Treatise in the Sociology of Knowledge. Moscow: Medium.
Gadzhiev, D.V. (2017). Ispol'zovanie marketingovyh i PR-tehnologij pri formirovanii i korrekcii imidzha gosudarstvennoj politiki strany [The use of marketing and PR technologies in the formation and correction of the image of the state policy of the country]. Upravlenie jekonomicheskimi sistemami: jelektronnyj nauchnyj zhurnal, 3 (97), 1-6.
Galumov, Je.A. (2005). Imidzh protiv imidzha [Image against image]. Moscow: Izvestija.
Gachev, G.D. (1999). Nacional'nye obrazy mira: Evrazija: Kosmos kochevnika, zemledel'ca i gorca [National images of the world: Eurasia: Cosmos of a nomad, a farmer and a mountaineer], Institut DI-DIK.
Gachev, G.D. (1995). Nacional'nye obrazy mira: kosmo-psiho-logos [National images of the world: cosmo-psycho-logos]. Moscow: Progress.
Gucalov, A.A. (2018). Kul'turnyj brend i brending territorii [Cultural brand and territory branding]. Kul'turnoe nasledie Rossii, no. 3, 86-92.
Dinaburg, S.R. (2016). Sovremennye issledovanija budushhego: mezhdu utopiej i forsajtom [Modern Future Research: Between Utopia and Foresight]. Tehnologos, no.3, 86-97.
Dmitrova, E.V. (2002). Obraz sovremennoj Rossii na stranicah gazety The Guardian [The image of modern Russia on the pages of The Guardian newspaper]: Avtoref. dis. ... kand. filol. nauk; Tomskij gos. un-t. Tomsk, 2002.
Dubin, B. V. (1995). Social'nyj status, kul'turnyj kapital, cennostnyj vybor: mezhpokolencheskaja reprodukcija i razryv pokolenij [Social status, cultural capital, value choices: intergenerational reproduction and the generation gap]. Monitoring obshhestvennogo mnenija: jekonomicheskie i social'nye peremeny, no. 1, 14-18.
Zamjatin, D.N. (2000). Obraz strany: struktura i dinamika [Country image: structure and dynamics]. Social Sciences and Contemporary World, no. 1, 107-114.
Zamjatin, D.N. (1998). Politiko-geograficheskie obrazy i geopoliticheskie kartiny mira. Predstavlenie geograficheskih znanij v modeljah politicheskogo myshlenija [Politico-geographical images and geopolitical pictures of the world. Representing Geographic Knowledge in Political Thinking Models]. Polis. Politicheskie issledovanija, no. 6, 80-91.
Zemskov, V.B. (2006). Obraz Rossii «na perelome» vremen [The image of Russia "at the turning point" of times]. Novye rossijskie gumanitarnye issledovanija [New Russian Humanitarian Studies], Vol. 25. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=14777560 (Accessed 3 December 2021).
Izmodenova, N.N. (2018). Obraz budushhego Rossii: social'noe voobrazhaemoe [The image of the future of Russia: the social imaginary]. Trudy Kol'skogo nauchnogo centra RAN [Proceedings of the Kola Scientific Center of the Russian Academy of Sciences], 7-14 (9), 96-101.
Kiselev, I.Ju. et al. (2009). Rossija v «Gruppe vos'mi»: imidzh versus obraz [Russia in the G8: Image Versus Image]. SPb: Izdatel'stvo Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta.
Kiselev, I.Ju., Smirnova, A.G. (2006). Dinamika obraza gosudarstva v mezhdunarodnyh otnoshenijah [Dynamics of the image of the state in international relations]. Saint-Petersburg: SPGU Editing house.
Kuz'men, O.V. (2013). Nastojashhee i budushhee Rossii v cennostnyh orientacijah i predstavlenijah studencheskoj molodezhi [The present and the future of Russia in the value orientations and ideas of student youth]. Monitoring obshhestvennogo mnenija: jekonomicheskie i social'nye peremeny, 6 (118), 139-147.
Kuril'ski, Sh., Arutjunjan, M.Ju., Zdravomyslova, O.M. (1996). Obrazy prava v Rossii i Francii [Images of law in Russia and France], Aspekt Press.
Ljubimov, Ju.V. (2007). Znanie kak obraz i sobytie [Knowledge as an image and an event]. Filosofskie nauki, no. 4, 96-113.
Maximova, S.G., Noyanzina, O.E., Omelchenko, D.A., Goncharova, N.P. (2017). Vosprijatie grazhdanskih obrazov v predstavlenijah naselenija prigranichnyh regionov Rossii [Perception of civic images in the perceptions of the population of the border regions of Russia]. National Security/nota bene, 4 (51), 50-70.
Maximova, S.G., Omelchenko, D.A., Noyanzina, O.E., Surtaeva, O.V. (2019). Grazhdanskie praktiki i bazovye modeli uchastija naselenija v obshhestvennoj zhizni v sovremennom sibirskom regione [Civil practices and basic models of population participation in public life in the modern Siberian region]. Society and Security Insights, 2(3), 13-50.
Mamut, L.S. (1998). Obraz gosudarstva kak algoritm politicheskogo povedenija [The image of the state as an algorithm of political behavior]. Social Sciences and Contemporary World, no. 6, 85-97.
Matveevskaja, A.S., Pogodina, V.L. (2017). Ispol'zovanie objektov prirodnogo i kul'turnogo nasledija Rossii v kachestve turistskih brendov strany [Using objects of natural and cultural heritage of Russia as tourist brands of the country]. In: Prirodnoe i kul'turnoe nasledie: mezhdisciplinarnye issledovanija, sohranenie i razvitie [Natural and Cultural Heritage: Interdisciplinary Research, Conservation and Development] (pp. 350-354).
Mitina, O.V., Petrenko, V.F. (2009). Psihosemanticheskij analiz imidzha gosudarstva: rekonstrukcija i izmerenie [Psychosemantic analysis of the state image: reconstruction and measurement]. Psihologicheskij zhurnal, 30(3), 16-27.
Muha, V.N. (2013). Obraz strany i obraz naroda: rossijane o Belarusi i belorusah [The image of the country and the image of the people: Russians about Belarus and Belarusians]. Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija, no. 9, 80-82.
Nistratov, A.A. (2015). Obraz Rossii v predstavlenii inostrancev [The image of Russia as seen by foreigners]. Voprosy psiholingvistiki, no. 23, 33-42.
Petrenko, V.F. (2012). Psihosemantika soznanija kak forma konstruktivizma i ispol'zovanija matematicheskih metodov v gumanitarnyh naukah [Psychosemantics of consciousness as a form of constructivism and the use of mathematical methods in the humanities]. Chelovecheskij faktor: Social'nyj psiholog, no. 2, 97-116.
Petrenko, V.F., Mitina, O.V. (2017). Psihosemanticheskaja metodika «obraz strany» i ee ispol'zovanie dlja analiza vosprijatija stran mira [The psychosemantic method "image of the country" and its use to analyze the perception of the countries of the world]. In: Perspektivy psihologicheskoj nauki i praktiki: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Perspectives of Psychological Science and Practice: Collection of Articles of the International Scientific and Practical Conference], (pp. 326-331).
Petrenko, V.F. (2005). Psihosemanticheskie aspekty kartiny mira subjekta [Psychosemantic aspects of the subject's worldview]. Psihologija. Zhurnal vysshej shkoly jekonomiki, 2(2), 3-23.
Petrovskij, A.V., Jarosheskij, M.G. (1998). Osnovy teoreticheskoj psihologii [Foundations of theoretical psychology]. Moscow.
Pishheva, T.N., Vinogradova, N.S., Nedova, A.D. (2010). Obraz Rossii pod uglom zrenija politicheskih kommunikacij [The image of Russia from the point of view of political communications]. Polis. Politicheskie issledovanija, No. 4, 107-121.
Popova, Z.D., Sternin, I.A. (2007). Semantiko-kognitivnyj analiz jazyka [Semantic-cognitive analysis of language]. Voronezh: izd-vo «Istoki».
Popova, M.V. (2017). Social'no-politicheskij orientir territorial'nogo brenda [Socio-political landmark of the territorial brand]. Izvestija Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Politologija. Religiovedenie, no. 22, 203-210.
Prorok, V., Cupalova, M. (2013). Obraz Rossii v predstavlenijah cheshskoj obshhestvennosti i SMI [The image of Russia in the views of the Czech public and the media]. PolitBook, no. 4, 47-60.
Rjabov, O.V. (2000). “Mother Russia”: gendernyj aspekt obraza Rossii v zapadnoj istoriosofii ["Mother Russia": the gender aspect of the image of Russia in Western historiosophy]. Social Sciences and Contemporary World, no. 4, 116–122.
Semenenko, I.S. (2008). Obrazy i imidzhi v diskurse nacional'noj identichnosti [Images and images in the discourse of national identity]. Polis. Politicheskie issledovanija, no. 5, 7-18.
Sotkov, O.L. (2017). Obraz budushhego Rossii v predstavlenii molodezhi Tjumenskoj oblasti [The image of the future of Russia as seen by the youth of the Tyumen region]. Theory and Practice of Social Development, no. 6, 40-43.
Telegina, K.I. (2014). Ponjatie i struktura imidzha gosudarstva. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i juridicheskie nauki, kul'turologija i iskusstvovedenie [The concept and structure of the image of the state. Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history]. Voprosy teorii i praktiki, 12–2 (50), 191-194.
Ter-Minasova, S.G. (2010). Jazyk i nacional'naja bezopasnost' (sovremennyj aspekt problemy) [Language and national security (modern aspect of the problem)]. Cennosti i smysly, No. 6 (9), 25-33.
Ulanovich, O.I. (2010). Jazykovoe soznanie: osobennosti struktury v uslovijah dvujazychija [Linguistic consciousness: structural features in a bilingual environment]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologija, 1(9), 44-51.
Chesnov, Ja.V. (1991). Jetnicheskij obraz. Jetnoznakovye funkcii kul'tury [Ethnic image. Ethno-sign functions of culture]. Moscow.
Shapovalov, V. F. Vosprijatie Rossii na Zapade: mify i real'nost' [Perception of Russia in the West: Myths and Reality]. Social Sciences and Contemporary World, 2000, No. 1, 51-67.
Shestopal, E. B., Smul'kina, N. V., Morozikova, I. V. (2019). Sravnitel'nyĭ analiz obrazov svoeĭ strany u zhiteleĭ rossiĭskih regionov [Comparative analysis of the images of their country among residents of Russian regions]. Sravnitel'naja politika, 10 (3), 74-94.
Schutz, A., Korbut, A. (2003). O mnozhestvennosti real'nostej [On the multiplicity of realities]. Sociologicheskoe obozrenie, 3 (2), 3-34.
Anholt, S. (2012). Beyond the nation brand: The role of image and identity in international relations. The Journal of Public Diplomacy, 2 (1), 6-12.
Bourdieu, P. (1987). Choses dites. Paris: Editions de Minuit.
Fan, Y. (2008). Key perspectives in nation image: A conceptual framework for nation branding, URL:https://bura.brunel.ac.uk/bitstream/2438/1872/4/Key+perspectives+in+nation+image.pdf (Accessed 1 December 2021).
Hao, A.W., Paul, J., Trott, S., Guo, C., Wu, H.-H. (2021). Two decades of research on nation branding: a review and future research agenda. International Marketing Review, 38 (1), 46-69.
Kovács, G. (2014). How to create a nation? Visualisations of community and national consciousness from the premodern times to the age of globalization. Creativity Studies, 7 (1), 46-54.
Белгородская Л.В. Образ Российской империи на страницах британских и американских справочно-энциклопедических изданий XX века: дисс. …д-ра ист. наук. Спб., 2009.
Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. Москва: Академия, 2009.
Бергер П, Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995.
Гаджиев Д.В. Использование маркетинговых и PR-технологий при формировании и коррекции имиджа государственной политики страны. Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2017, 3 (97), 1-6.
Галумов Э.А. Имидж против имиджа. М.: Известия, 2005.
Гачев Г.Д. Национальные образы мира: Евразия: Космос кочевника, земледельца и горца, Институт ДИ-ДИК, 1999.
Гачев Г.Д. Национальные образы мира: космо-психо-логос, Прогресс, 1995.
Гуцалов А.А. Культурный бренд и брендинг территории. Культурное наследие России, 2018, No. 3, 86-92.
Динабург С.Р. Современные исследования будущего: между утопией и форсайтом. Технологос, 2016, No.3, 86-97.
Дмитрова Е.В. Образ современной России на страницах газеты The Guardian: Автореф. дис. ... канд. филол. наук; Томский гос. ун-т. Томск, 2002.
Дубин Б. В. Социальный статус, культурный капитал, ценностный выбор: межпоколенческая репродукция и разрыв поколений. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 1995, No. 1, 14-18.
Замятин Д.Н. Образ страны: структура и динамика. Общественные науки и современность, 2000, No. 1, 107-114.
Замятин Д.Н. Политико-географические образы и геополитические картины мира. Представление географических знаний в моделях политического мышления. Полис. Политические исследования, 1998, No. 6, 80-91.
Земсков В.Б. Образ России «на переломе» времен. Новые российские гуманитарные исследования, 2006, Т. 25. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=14777560 (дата обращения: 03.12.2021).
Измоденова Н.Н. Образ будущего России: социальное воображаемое. Труды Кольского научного центра РАН, 2018, 7-14 (9), 96-101.
Киселев И.Ю. и др. Россия в «Группе восьми»: имидж versus образ. СПб: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2009.
Киселев И.Ю., Смирнова А.Г. Динамика образа государства в международных отношениях. СПб: Издательство СПбГУ, 2006.
Кузьмен О.В. Настоящее и будущее России в ценностных ориентациях и представлениях студенческой молодежи. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 2013, 6 (118), 139-147.
Курильски Ш., Арутюнян М.Ю., Здравомыслова О.М. Образы права в России и Франции, Аспект Пресс, 1996.
Любимов Ю.В. Знание как образ и событие. Философские науки, 2007, No. 4, 96-113.
Максимова С.Г., Ноянзина О.Е., Омельченко Д.А., Гончарова Н.П. Восприятие гражданских образов в представлениях населения приграничных регионов России. Национальная безопасность/nota bene, 2017, 4 (51), 50-70.
Максимова С.Г., Омельченко Д.А., Ноянзина О.Е., Суртаева О.В. Гражданские практики и базовые модели участия населения в общественной жизни в современном сибирском регионе. Society and Security Insights, 2019, 2(3), 13-50.
Мамут Л.С. Образ государства как алгоритм политического поведения. Общественные науки и современность, 1998, No. 6, 85-97.
Матвеевская А.С., Погодина В.Л. Использование объектов природного и культурного наследия России в качестве туристских брендов страны. Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования, сохранение и развитие, 2017, 350-354.
Митина О.В., Петренко В.Ф. Психосемантический анализ имиджа государства: реконструкция и измерение. Психологический журнал, 2009, 30(3), 16-27.
Муха В.Н. Образ страны и образ народа: россияне о Беларуси и белорусах. Теория и практика общественного развития, 2013, No. 9, 80-82.
Нистратов А.А. Образ России в представлении иностранцев. Вопросы психолингвистики, 2015, No. 23, 33-42.
Петренко В. Ф. Психосемантика сознания как форма конструктивизма и использования математических методов в гуманитарных науках. Человеческий фактор: Социальный психолог, 2012, No. 2, 97-116.
Петренко В. Ф., Митина О. В. Психосемантическая методика «образ страны» и ее использование для анализа восприятия стран мира. В кн: Перспективы психологической науки и практики: сборник статей Международной научно-практической конференции, 2017, С. 326-331.
Петренко В.Ф. Психосемантические аспекты картины мира субъекта. Психология. Журнал высшей школы экономики, 2005, 2(2), 3-23.
Петровский А.В., Ярошеский М.Г. Основы теоретической психологии. М., 1998.
Пищева Т.Н., Виноградова Н.С., Недова А.Д. Образ России под углом зрения политических коммуникаций. Полис. Политические исследования, 2010, No. 4, 107-121.
Попова З.Д., Стернин И.А. Семантико-когнитивный анализ языка. Воронеж: изд-во «Истоки», 2007.
Попова М.В. Социально-политический ориентир территориального бренда. Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение, 2017, No. 22, 203-210.
Пророк В., Цупалова М. Образ России в представлениях чешской общественности и СМИ. PolitBook, 2013, No. 4, 47-60.
Рябов О.В. “Mother Russia”: гендерный аспект образа России в западной историософии. Общественные науки и современность, 2000, No. 4, 116–122.
Семененко И.С. Образы и имиджи в дискурсе национальной идентичности. Полис. Политические исследования, 2008, No. 5, 7-18.
Сотков О.Л. Образ будущего России в представлении молодежи Тюменской области. Теория и практика общественного развития, 2017, No. 6, 40-43.
Телегина К.И. Понятие и структура имиджа государства. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 2014, 12–2 (50), 191-194.
Тер-Минасова С.Г. Язык и национальная безопасность (современный аспект проблемы). Ценности и смыслы, 2010, No. 6 (9), 25-33.
Уланович О.И. Языковое сознание: особенности структуры в условиях двуязычия. Вестник Томского государственного университета. Филология, 2010, 1(9), 44-51.
Чеснов Я.В. Этнический образ. Этнознаковые функции культуры. М., 1991.
Шаповалов В. Ф. Восприятие России на Западе: мифы и реальность. Общественные науки и современность, 2000, No. 1, 51-67.
Шестопал Е. Б., Смулькина Н. В., Морозикова И. В. Сравнительный анализ образов своей страны у жителей российских регионов. Сравнительная политика, 2019, 10 (3), 74-94.
Шюц А., Корбут А. О множественности реальностей. Социологическое обозрение, 2003, 3 (2), 3-34.
Anholt S. Beyond the nation brand: The role of image and identity in international relations. The Journal of Public Diplomacy, 2012, 2 (1), 6-12.
Bourdieu P. Choses dites. Paris: Editions de Minuit, 1987.
Fan Y. Key perspectives in nation image: A conceptual framework for nation branding, 2008. URL:https://bura.brunel.ac.uk/bitstream/2438/1872/4/Key+perspectives+in+nation+image.pdf (дата обращения: 1.12.2021).
Hao A.W., Paul J., Trott S., Guo C., Wu H.-H. Two decades of research on nation branding: a review and future research agenda. International Marketing Review, 2021, 38 (1), 46-69.
Kovács G. How to create a nation? Visualisations of community and national consciousness from the premodern times to the age of globalization. Creativity Studies, 2014, 7 (1), 46-54.
REFERENCES
Batalov, Je.Ja. (2005). Kakaja Rossija nuzhna Zapadu [What kind of Russia does the West need?]. Contemporary Europe, no. 4, 5-20.
Belgorodskaja, L.V. (2009). Obraz Rossijskoj imperii na stranicah britanskih i amerikanskih spravochno-jenciklopedicheskih izdanij XX veka [The image of the Russian Empire on the pages of British and American reference and encyclopedic publications of the XX century] (Doctoral Thesis). Spb.
Belinskaja, E.P., Tihomandrickaja, O.A. (2009). Social'naja psihologija lichnosti [Social psychology of personality]. Moscow: Akademija.
Berger, P, Lukman, T. (1995). The Social Construction of Reality: A Treatise in the Sociology of Knowledge. Moscow: Medium.
Gadzhiev, D.V. (2017). Ispol'zovanie marketingovyh i PR-tehnologij pri formirovanii i korrekcii imidzha gosudarstvennoj politiki strany [The use of marketing and PR technologies in the formation and correction of the image of the state policy of the country]. Upravlenie jekonomicheskimi sistemami: jelektronnyj nauchnyj zhurnal, 3 (97), 1-6.
Galumov, Je.A. (2005). Imidzh protiv imidzha [Image against image]. Moscow: Izvestija.
Gachev, G.D. (1999). Nacional'nye obrazy mira: Evrazija: Kosmos kochevnika, zemledel'ca i gorca [National images of the world: Eurasia: Cosmos of a nomad, a farmer and a mountaineer], Institut DI-DIK.
Gachev, G.D. (1995). Nacional'nye obrazy mira: kosmo-psiho-logos [National images of the world: cosmo-psycho-logos]. Moscow: Progress.
Gucalov, A.A. (2018). Kul'turnyj brend i brending territorii [Cultural brand and territory branding]. Kul'turnoe nasledie Rossii, no. 3, 86-92.
Dinaburg, S.R. (2016). Sovremennye issledovanija budushhego: mezhdu utopiej i forsajtom [Modern Future Research: Between Utopia and Foresight]. Tehnologos, no.3, 86-97.
Dmitrova, E.V. (2002). Obraz sovremennoj Rossii na stranicah gazety The Guardian [The image of modern Russia on the pages of The Guardian newspaper]: Avtoref. dis. ... kand. filol. nauk; Tomskij gos. un-t. Tomsk, 2002.
Dubin, B. V. (1995). Social'nyj status, kul'turnyj kapital, cennostnyj vybor: mezhpokolencheskaja reprodukcija i razryv pokolenij [Social status, cultural capital, value choices: intergenerational reproduction and the generation gap]. Monitoring obshhestvennogo mnenija: jekonomicheskie i social'nye peremeny, no. 1, 14-18.
Zamjatin, D.N. (2000). Obraz strany: struktura i dinamika [Country image: structure and dynamics]. Social Sciences and Contemporary World, no. 1, 107-114.
Zamjatin, D.N. (1998). Politiko-geograficheskie obrazy i geopoliticheskie kartiny mira. Predstavlenie geograficheskih znanij v modeljah politicheskogo myshlenija [Politico-geographical images and geopolitical pictures of the world. Representing Geographic Knowledge in Political Thinking Models]. Polis. Politicheskie issledovanija, no. 6, 80-91.
Zemskov, V.B. (2006). Obraz Rossii «na perelome» vremen [The image of Russia "at the turning point" of times]. Novye rossijskie gumanitarnye issledovanija [New Russian Humanitarian Studies], Vol. 25. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=14777560 (Accessed 3 December 2021).
Izmodenova, N.N. (2018). Obraz budushhego Rossii: social'noe voobrazhaemoe [The image of the future of Russia: the social imaginary]. Trudy Kol'skogo nauchnogo centra RAN [Proceedings of the Kola Scientific Center of the Russian Academy of Sciences], 7-14 (9), 96-101.
Kiselev, I.Ju. et al. (2009). Rossija v «Gruppe vos'mi»: imidzh versus obraz [Russia in the G8: Image Versus Image]. SPb: Izdatel'stvo Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta.
Kiselev, I.Ju., Smirnova, A.G. (2006). Dinamika obraza gosudarstva v mezhdunarodnyh otnoshenijah [Dynamics of the image of the state in international relations]. Saint-Petersburg: SPGU Editing house.
Kuz'men, O.V. (2013). Nastojashhee i budushhee Rossii v cennostnyh orientacijah i predstavlenijah studencheskoj molodezhi [The present and the future of Russia in the value orientations and ideas of student youth]. Monitoring obshhestvennogo mnenija: jekonomicheskie i social'nye peremeny, 6 (118), 139-147.
Kuril'ski, Sh., Arutjunjan, M.Ju., Zdravomyslova, O.M. (1996). Obrazy prava v Rossii i Francii [Images of law in Russia and France], Aspekt Press.
Ljubimov, Ju.V. (2007). Znanie kak obraz i sobytie [Knowledge as an image and an event]. Filosofskie nauki, no. 4, 96-113.
Maximova, S.G., Noyanzina, O.E., Omelchenko, D.A., Goncharova, N.P. (2017). Vosprijatie grazhdanskih obrazov v predstavlenijah naselenija prigranichnyh regionov Rossii [Perception of civic images in the perceptions of the population of the border regions of Russia]. National Security/nota bene, 4 (51), 50-70.
Maximova, S.G., Omelchenko, D.A., Noyanzina, O.E., Surtaeva, O.V. (2019). Grazhdanskie praktiki i bazovye modeli uchastija naselenija v obshhestvennoj zhizni v sovremennom sibirskom regione [Civil practices and basic models of population participation in public life in the modern Siberian region]. Society and Security Insights, 2(3), 13-50.
Mamut, L.S. (1998). Obraz gosudarstva kak algoritm politicheskogo povedenija [The image of the state as an algorithm of political behavior]. Social Sciences and Contemporary World, no. 6, 85-97.
Matveevskaja, A.S., Pogodina, V.L. (2017). Ispol'zovanie objektov prirodnogo i kul'turnogo nasledija Rossii v kachestve turistskih brendov strany [Using objects of natural and cultural heritage of Russia as tourist brands of the country]. In: Prirodnoe i kul'turnoe nasledie: mezhdisciplinarnye issledovanija, sohranenie i razvitie [Natural and Cultural Heritage: Interdisciplinary Research, Conservation and Development] (pp. 350-354).
Mitina, O.V., Petrenko, V.F. (2009). Psihosemanticheskij analiz imidzha gosudarstva: rekonstrukcija i izmerenie [Psychosemantic analysis of the state image: reconstruction and measurement]. Psihologicheskij zhurnal, 30(3), 16-27.
Muha, V.N. (2013). Obraz strany i obraz naroda: rossijane o Belarusi i belorusah [The image of the country and the image of the people: Russians about Belarus and Belarusians]. Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija, no. 9, 80-82.
Nistratov, A.A. (2015). Obraz Rossii v predstavlenii inostrancev [The image of Russia as seen by foreigners]. Voprosy psiholingvistiki, no. 23, 33-42.
Petrenko, V.F. (2012). Psihosemantika soznanija kak forma konstruktivizma i ispol'zovanija matematicheskih metodov v gumanitarnyh naukah [Psychosemantics of consciousness as a form of constructivism and the use of mathematical methods in the humanities]. Chelovecheskij faktor: Social'nyj psiholog, no. 2, 97-116.
Petrenko, V.F., Mitina, O.V. (2017). Psihosemanticheskaja metodika «obraz strany» i ee ispol'zovanie dlja analiza vosprijatija stran mira [The psychosemantic method "image of the country" and its use to analyze the perception of the countries of the world]. In: Perspektivy psihologicheskoj nauki i praktiki: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Perspectives of Psychological Science and Practice: Collection of Articles of the International Scientific and Practical Conference], (pp. 326-331).
Petrenko, V.F. (2005). Psihosemanticheskie aspekty kartiny mira subjekta [Psychosemantic aspects of the subject's worldview]. Psihologija. Zhurnal vysshej shkoly jekonomiki, 2(2), 3-23.
Petrovskij, A.V., Jarosheskij, M.G. (1998). Osnovy teoreticheskoj psihologii [Foundations of theoretical psychology]. Moscow.
Pishheva, T.N., Vinogradova, N.S., Nedova, A.D. (2010). Obraz Rossii pod uglom zrenija politicheskih kommunikacij [The image of Russia from the point of view of political communications]. Polis. Politicheskie issledovanija, No. 4, 107-121.
Popova, Z.D., Sternin, I.A. (2007). Semantiko-kognitivnyj analiz jazyka [Semantic-cognitive analysis of language]. Voronezh: izd-vo «Istoki».
Popova, M.V. (2017). Social'no-politicheskij orientir territorial'nogo brenda [Socio-political landmark of the territorial brand]. Izvestija Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Politologija. Religiovedenie, no. 22, 203-210.
Prorok, V., Cupalova, M. (2013). Obraz Rossii v predstavlenijah cheshskoj obshhestvennosti i SMI [The image of Russia in the views of the Czech public and the media]. PolitBook, no. 4, 47-60.
Rjabov, O.V. (2000). “Mother Russia”: gendernyj aspekt obraza Rossii v zapadnoj istoriosofii ["Mother Russia": the gender aspect of the image of Russia in Western historiosophy]. Social Sciences and Contemporary World, no. 4, 116–122.
Semenenko, I.S. (2008). Obrazy i imidzhi v diskurse nacional'noj identichnosti [Images and images in the discourse of national identity]. Polis. Politicheskie issledovanija, no. 5, 7-18.
Sotkov, O.L. (2017). Obraz budushhego Rossii v predstavlenii molodezhi Tjumenskoj oblasti [The image of the future of Russia as seen by the youth of the Tyumen region]. Theory and Practice of Social Development, no. 6, 40-43.
Telegina, K.I. (2014). Ponjatie i struktura imidzha gosudarstva. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i juridicheskie nauki, kul'turologija i iskusstvovedenie [The concept and structure of the image of the state. Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history]. Voprosy teorii i praktiki, 12–2 (50), 191-194.
Ter-Minasova, S.G. (2010). Jazyk i nacional'naja bezopasnost' (sovremennyj aspekt problemy) [Language and national security (modern aspect of the problem)]. Cennosti i smysly, No. 6 (9), 25-33.
Ulanovich, O.I. (2010). Jazykovoe soznanie: osobennosti struktury v uslovijah dvujazychija [Linguistic consciousness: structural features in a bilingual environment]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologija, 1(9), 44-51.
Chesnov, Ja.V. (1991). Jetnicheskij obraz. Jetnoznakovye funkcii kul'tury [Ethnic image. Ethno-sign functions of culture]. Moscow.
Shapovalov, V. F. Vosprijatie Rossii na Zapade: mify i real'nost' [Perception of Russia in the West: Myths and Reality]. Social Sciences and Contemporary World, 2000, No. 1, 51-67.
Shestopal, E. B., Smul'kina, N. V., Morozikova, I. V. (2019). Sravnitel'nyĭ analiz obrazov svoeĭ strany u zhiteleĭ rossiĭskih regionov [Comparative analysis of the images of their country among residents of Russian regions]. Sravnitel'naja politika, 10 (3), 74-94.
Schutz, A., Korbut, A. (2003). O mnozhestvennosti real'nostej [On the multiplicity of realities]. Sociologicheskoe obozrenie, 3 (2), 3-34.
Anholt, S. (2012). Beyond the nation brand: The role of image and identity in international relations. The Journal of Public Diplomacy, 2 (1), 6-12.
Bourdieu, P. (1987). Choses dites. Paris: Editions de Minuit.
Fan, Y. (2008). Key perspectives in nation image: A conceptual framework for nation branding, URL:https://bura.brunel.ac.uk/bitstream/2438/1872/4/Key+perspectives+in+nation+image.pdf (Accessed 1 December 2021).
Hao, A.W., Paul, J., Trott, S., Guo, C., Wu, H.-H. (2021). Two decades of research on nation branding: a review and future research agenda. International Marketing Review, 38 (1), 46-69.
Kovács, G. (2014). How to create a nation? Visualisations of community and national consciousness from the premodern times to the age of globalization. Creativity Studies, 7 (1), 46-54.