ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Основное содержание статьи

Наталья Михайловна Полянская Email: natali_mz@mail.ru

Аннотация

Создание предпосылок развития человеческого капитала и обеспечения социальной безопасности происходит посредством институтов семьи и системы народного образования. Именно здесь закладываются основы нравственного, психического и физического здоровья человека и общества, формируется система общечеловеческих ценностей, происходит профессиональная ориентация, приобретаются знания и умения. Одним из детерминантов развития человеческого капитала и обеспечения социальной безопасности является устойчивое и гармоничное развитие кадрового потенциала образовательных учреждений, при этом значительное место принадлежит мотивации научно-педагогических кадров и удовлетворенности трудом. Данное исследование нацелено на раскрытие содержания профессиональной мотивации научно-педагогических кадров как важного фактора социальной безопасности. Научный вклад состоит в том, что удовлетворенность трудом рассмотрена как важный социально-психологический феномен и условие обеспечения социальной безопасности; систематизированы факторы удовлетворенности трудом; определены основные ценностные ориентации педагога вуза; раскрыта природа профессиональной мотивации педагога вуза и охарактеризованы факторы, ее определяющие. Результаты исследования полезны учредителям и руководителям образовательных организаций для того, чтобы более эффективно управлять персоналом, и в целом, стратегией развития учреждений

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Полянская, Н. М. (2022). ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. Society and Security Insights, 5(1), 50-67. https://doi.org/10.14258/ssi(2022)1-04
Раздел
ГОСУДАРСТВО, ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И СТАБИЛЬНОСТЬ
Биография автора

Наталья Михайловна Полянская, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова

канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры прикладной экономики Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова, г. Улан-Удэ, Россия

Литература

Андреев А.А. Система мотивации и стимулирования труда как фактор удовлетворенности трудом // Сборник научных статей. Москва, 2021. С. 10–14.
Бакурадзе А.Б. Влияние ценностей на мотивацию труда педагогов // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 1. С. 18–21.
Ганиева А.К. Мотивационные факторы удовлетворенности трудом персонала // Национальные экономические системы в контексте формирования глобального экономического пространства. Сборник научных трудов. Под общей редакцией З.О. Адамановой. Симферополь, 2021. С. 236–239.
Герчиков В. И. Управление персоналом: работник – самый эффективный ресурс компании: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2008. 282 с
Герцберг Ф. Мотивация к труду. М.: Академик-Пресс, 2013. 570 с.
Гладкова В.Е., Губайдуллина Э.И., Михайлов И.О. Финансирование в бюджетном учреждении как фактор удовлетворенности персонала трудом // Путеводитель предпринимателя. 2021. Т. 14. № 4. С. 30–43.
Гребенщиков В.Ю., Белякова Н.А. Мотивация педагогического труда в условиях современной образовательной организации // Социальные процессы в современном российском обществе: проблемы и перспективы. Материалы IV Всероссийской научной конференции с международным участием. Отв. редактор О.Б. Истомина. 2020. С. 419–425.
Иванова Т.Ю., Рассказова Е.И., Осин Е.Н. Структура и диагностика удовлетворенности трудом: разработка и апробация методики // Организационная психология. 2012. Т. 2. № 3. С. 2–15.
Карташова Л. В., Никонова Т. В., Соломонидина Т. О. Поведение в организации. М.: Инфра-М, 1999. 220 с.
Макаренко Е.И. Факторы трудовой деятельности современной российской технической интеллигенции // Регионология. 2020. Т. 28. № 2 (111). С. 322–349.
Михновец Н.Н. Исследование взаимосвязи компонентов социально-психологического климата, структурных компонентов удовлетворенности трудом и факторов удовлетворенности жизнью в воинском коллективе // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 5. С. 16–22. URL: https://mir-nauki.com/PDF/23PSMN520.pdf (дата обращения: 15.01.2022).
Охотенко Р.В. Удовлетворенность трудом как обобщенное переживание качества самореализации субъекта в пространстве его саморазвития // Мир психологии. 2009. № 32. С. 249–251.
Павлова Е.А., Шанина Е.В. Основы построения эффективной системы мотивации и стимулирования персонала // Традиционное, современное и переходное в условиях модернизации российского общества: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, Пенза, 27–28 декабря 2019 года. Пенза: Автономная некоммерческая научно-образовательная организация «Приволжский Дом знаний», 2019. С. 109–112.
Перминова Е.Н. Причины смены работы персоналом в современных организациях // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Сер. Социальные науки, 2011. №2. С.31–38.
Питухина А.Н. Теоретические аспекты удовлетворенности трудом педагогов образовательной организации // Материалы круглого стола, проведенного в рамках серии круглых столов «Анализ опыта деятельности образовательных комплексов в столичном регионе». Московский городской педагогический университет. 2016. С. 82–88.
Подолян Е.А. Исследование удовлетворенности персонала условиями труда: факторы, методы и результаты // Вестник Самарского муниципального института управления. 2019. № 2. С. 7–13.
Попова М.А., Щанина Е.В. Удовлетворенность трудом персонала организации как фактор роста производительности труда // Социальное неравенство и социальная справедливость в российском обществе: содержательный и коммуникативный аспекты. Сборник научных трудов. Всероссийская научно-практическая конференция. Ульяновск, 2021. С. 70–73.
Психические состояния / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликовa. СПб.: Питер, 2000. 307 с.
Турабаева Ф.М., Бакшеев С.Л. Удовлетворенность трудом – как фактор стабильности персонала // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 3. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2017/03/14327 (дата обращения: 18.01.2022).
Федяева И.Ю. Взаимосвязь удовлетворенности трудом с субъективным благополучием и удовлетворенностью жизнью работников промышленного предприятия // Вестник Вятского государственного университета. 2020. № 1. С. 158–166.
Филинкова Е.Б. Удовлетворенность трудом как фактор готовности педагогов к смене работы // Вестник Брянского государственного университета. 2015. № 2. С. 122–126.
Черепанова М.И., Сафронова Е.Ю., Илюшников К.К., Эбелинг Э.О. Воспроизводственные механизмы человеческого капитала в Алтайском крае // Society and Security Insights. 2021. Т. 4. № 3. С. 71–88. DOI: 10.14258/ssi(2021)3-05.
Черепанова М.И., Сафронова Е.Ю., Максимов М.Б., Илюшников К.К. Социально-экономические условия функционирования человеческого капитала в регионах России // Society and Security Insights. 2021. Т. 4. № 4. С. 31–43. DOI: 10.14258/ssi(2021)4-02.
Шамионов P.M. Самоактуализация учителей и удовлетворенность жизнедеятельностью и собой // Мир психологии. 2002. №2. С. 143–148.
Шопенгауэр А. О четверояком корне закона достаточного основания. Философские рассуждения Артура Шопенгауэра. Пер. с нем. М.: Т-во Кушнерева и К, 1902. 140 с.
Jiang Na. A study of lecturers’ job satisfaction in selected harbin city universities, Сhina. Interdisciplinary journal of contemporary research in business, 2011. Vol 3. No 1.

REFERENCES
Andreev, A.A. (2021). The system of motivation and stimulation of labor as a factor of job satisfaction. Sbornik Nauchnyh Statej. Moscow, 10–14. (In Russ.).
Bakuradze, A.B. (2013). The influence of values on the motivation of teachers' work. Innovacionnye proekty i programmy v obrazovanii, 1, 18–21. (In Russ.).
Ganieva, A.K. (2021). Motivacionnye faktory udovletvorennosti trudom personala [Motivational factors of staff job satisfaction]. Nacional'nye ekonomicheskie sistemy v kontekste formirovaniya global'nogo ekonomicheskogo prostranstva. Sbornik nauchnyh trudov. Simferopol', 236–239. (In Russ.).
Gerchikov, V.I. (2008). HR management: the employee is the most effective resource of the company. Moscow: INFRA-M. (In Russ.).
Gercberg, F. (2013). Motivation to work. Moscow: Akademik-Press. (In Russ.).
Gladkova, V.E., Gubajdullina, E.I., Mihajlov, I.O. (2021). Financing in a budget institution as a factor of staff satisfaction with work. Putevoditel' Predprinimatelya, 14(4), 30–43. (In Russ.).
Grebenshchikov, V.Yu., Belyakova, N.A. (2020). Motivation of pedagogical work in the conditions of a modern educational organization. Social'nye processy v sovremennom rossijskom obshchestve: problemy i perspektivy. Materialy IV Vserossijskoj nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, 419–425. (In Russ.).
Ivanova, T.Yu. (2012). Structure and diagnostics of job satisfaction: development and testing of the methodology. Organizacionnaya Psihologiya, 2(3), 2–15. (In Russ.).
Kartashova, L.V., Nikonova, T.V., Solomonidina, T.O. (1999). Behavior in the organization. Moscow: INFRA-M. (In Russ.).
Makarenko, E.I. (2020). Factors of labor activity of modern Russian technical intelligentsia. Regionologiya, 28(2), 322–349. (In Russ.).
Mihnovec, N.N. (2020). The study of the relationship between the components of the socio-psychological climate, structural components of job satisfaction and factors of life satisfaction in the military team. Mir Nauki. Pedagogika i Psihologiya, 8(5), 16–22. https://mir-nauki.com/PDF/23PSMN520.pdf (In Russ.).
Ohotenko, R.V. (2009). Satisfaction with work as a generalized experience of the quality of self-realization of the subject in the space of his self-development. Mir Psihologii, 32, 249–251. (In Russ.).
Pavlova, E.A. (2019). Fundamentals of building an effective system of motivation and stimulation of personnel. In: Tradicionnoe, sovremennoe i perekhodnoe v usloviyah modernizacii rossijskogo obshchestva: Sbornik statej Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchyonnoj 75-letiyu Pobedy v Velikoj Otechestvennoj vojne. Penza: «Privolzhskij Dom znanij», 109–112. (In Russ.).
Perminova, E.N. (2011). Reasons for the change of work by personnel in modern organizations. Vestnik Nizhegorodskogo Universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Ser. Social'nye Nauki, 2, 31-38. (In Russ.).
Pituhina, A.N. (2016). Theoretical aspects of satisfaction with the work of teachers of an educational organization. In: Materialy kruglogo stola, provedyonnogo v ramkah serii kruglyh stolov «Analiz opyta deyatel'nosti obrazovatel'nyh kompleksov v stolichnom regione». Moscow: Moskovskij gorodskoj pedagogicheskij universitet, 82–88. (In Russ.).
Podolyan, E.A. (2019). Study of staff satisfaction with working conditions: factors, methods and results. Vestnik Samarskogo Municipal'nogo Instituta Upravleniya, no 2, 7–13. (In Russ.).
Popova, M.A., Shchanina, E.V. (2021). Satisfaction with the work of the organization's personnel as a factor of labor productivity growth. In: Social'noe neravenstvo i social'naya spravedlivost' v rossijskom obshchestve: soderzhatel'nyj i kommunikativnyj aspekty. Sbornik nauchnyh trudov. Vserossijskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya (pp. 70–73). Ul'yanovsk. (In Russ.).
Kulikov, L.V. (Ed.) (2000). Mental states. Saint-Petersburg: Piter. (In Russ.).
Turabaeva, F.M., Baksheev, S.L. (2017). Job satisfaction as a factor of staff stability. Ekonomika i menedzhment innovacionnyh tekhnologij, 3. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2017/03/14327. (In Russ.).
Fedyaeva, I.Yu. (2020). The relationship of job satisfaction with subjective well-being and life satisfaction of employees of an industrial enterprise. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta, 1, 158–166. (In Russ.).
Filinkova, E.B. (2015). Job satisfaction as a factor of teachers' readiness to change jobs. Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta, 2, 122–126. (In Russ.).
Cherepanova, M.I., Safronova, E.Yu., Ilyushnikov, K.K., Ebeling, E.O. (2021). Reproductive mechanisms of human capital in the Altai Territory. Society and Security Insights, 4(3), 71–88. (In Russ.).
Cherepanova, M.I., Safronova, E.Yu., Maksimov, M.B., Ilyushnikov, K.K. (2021). Socio-economic conditions of human capital functioning in the regions of Russia. Society and Security Insights, 4(4), 31–43. (In Russ.).
Shamionov, P.M. (2002). Self-actualization of teachers and satisfaction with life and oneself. Mir Psihologii, 2, 143–148. (In Russ.).
Shopengauer, A. (1902). About the fourfold root of the law of sufficient reason. Philosophical arguments of Arthur Schopenhauer. Moscow: T-vo Kushnereva i K. (In Russ.).
Jiang, Na. (2011). A study of lecturers’ job satisfaction in selected harbin city universities, Сhina. Interdisciplinary Journal of Contemporary Research In Business, 3(1).