ДЕТИ И ИХ РОДИТЕЛИ В СТРЕССОВОЙ СИТУАЦИИ ПАНДЕМИИ СОVID-19 (РЕЗУЛЬТАТЫ КОГОРТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Основное содержание статьи
Аннотация
В самом начале пандемии COVID-19 ЮНИСЕФ предупредил, что психическое благополучие детей и подростков может серьезно пострадать. А их родители также, по мнению ученых, являются группой повышенного риска неблагоприятных исходов вспышки новой коронавирусной инфекции. В настоящем исследовании представлены выборочные результаты когортного мониторинга «Изучение условий формирования здорового поколения Вологодской области», проводимого Вологодским научным центром РАН. Информационная база – результаты анкетирования 364 матерей детей из трех когорт 2004, 2014 и 2020 г.р. (в возрасте 1, 7 и 17 лет). Рассмотрены проблемы и переживания, с которыми столкнулись семьи детей и подростков в период пандемии. Результаты: дети, по мнению родителей, легче всего перенесли ситуацию распространения новой коронавирусной инфекции. Тем не менее, матери школьников отмечают у своих детей повышение уровня страха за здоровье близких, возникновение проблем с дистанционным форматом обучения, снижение двигательной активности, чрезмерное увлечение гаджетами, увеличение массы тела, ухудшение состояния физического и психического здоровья. Группой повышенного риска развития неблагоприятных психологических исходов пандемии стали родители первоклассников. Они чаще остальных родителей сталкивались с проблемами экономического порядка, испытывали тревожные и депрессивные симптомы, чувство вины по отношению к детям в связи с недостаточно уделяемым временем и вниманием, члены их семей стали чаще ссорится. Несмотря на тяжесть состояния, в их поведении преобладали конструктивные копинговые действия в трудной жизненной ситуации. Наиболее защищенными в психоэмоциональном и экономическом плане стали родители детей первого года жизни. Специалисты сфер здравоохранения, образования и социальной политики, правительственные и неправительственные организации должны играть важную роль в смягчении психосоциальных негативных последствий COVID-19 для детей и подростков, и их родителей.
Скачивания
Metrics
Детали статьи
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Authors retain the copyright of their manuscripts, and all Open Access articles are distributed under the terms of the Creative Commons Attribution License, which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided that the original work is properly cited.
Литература
Екимчик О. А. Стресс в близких гетеросексуальных отношениях // Психологические исследования. 2016. Т. 9. № 49. URL: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/424/620 (Дата обращения 23.06.2022).
Крюкова Т. Л., Екимчик О. А., Опекина Т. П. Психология совладания с трудностями в близких (межличностных) отношениях. Кострома: Изд-во Костром. гос. ун-та, 2019. 340 с.
Куфтяк Е. В. Семейная устойчивость как психологический феномен // Сибирский психологический журнал. 2010. № 38. С. 38–44.
Опекина Т. П., Шипова Н. С. Семья в период самоизоляции: стрессы, риски и возможности совладания // Вестник КГУ. Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. № 3. С. 121–128.
Шабунова А. А., Нацун Л. Н. «Дети пандемии»: здоровье младенцев, рожденных в 2020 году // Социальное пространство. 2020. Т. 6. № 5. DOI: 10.15838/sa.2020.5.27.1 URL: http://socialarea-journal.ru/article/28765 (дата обращения: 24.06.2022).
Шматова Ю. Е. Психологическое состояние жителей Вологодской области в период пандемии COVID-19 // Социальное пространство. 2021. Т. 7. № 3. DOI: 10.15838/sa.2021.3.30.2 URL: http://socialarea-journal.ru/article/29003 DOI: 10.15838/sa.2021.3.30.2 (дата обращения: 24.06.2022).
Amin K. P., Griffiths M. D., Dsouza D. D. Online gaming during COVID-19 pandemic in India: strategies for work-life balance // Int J Ment Health Addict. 2022. Vol. 20. P. 296–302, doi: 10.1007/s11469-020-00358-1.
Barry C. T., Sidoti C. L., Briggs S. M., Reiter S. R. Lindsey R. A. Adolescent social media use and mental health from adolescent and parent perspectives // Journal of Adolescence. 2017. Vol. 61. P. 1-11. doi: 10.1016/j.adolescence.2017.08.005
Bhatia R. Effects of the COVID-19 pandemic on child and adolescent mental health. // Curr Opin Psychiatry, 2020, 33, no. 6. P. 568–570. doi: 10.1097/YCO.0000000000000651.
Brooks S. K., Webster R. K., Smith L. E., et al. The psychological impact of quarantine and how to reduce it: rapid review of the evidence // Lancet. 2020. Vol. 395. P.912-920. doi: 10.1016/S0140-6736(20)30460-8.
Chen C. Y., Chen I. H., Pakpour A. H., Lin C. Y., Griffiths M. D. Internet-Related Behaviors and Psychological Distress Among Schoolchildren During the COVID-19 School Hiatus // Cyberpsychol Behav Soc Netw. 2021. Vol. 24, no. 10. P.654–663. doi: 10.1089/cyber.2020.0497.
Cluver L, Lachman J. M., Sherr L., Wessels I., Krug E., Rakotomalala S., Blight S., Hillis S., Bachman G., Green O., Butchart A., Tomlinson M., Ward C.L., Doubt J. McDonald K. Parenting in a time of COVID-19. // Lancet. 2020. Vol. 395(10231):e64. doi: 10.1016/S0140-6736(20)30736-4.
Elhai J. D., Yang H., McKay D., Asmundson G. J. G. COVID-19 anxiety symptoms associated with problematic smartphone use severity in Chinese adults // J Affect Disord. 2020. Vol. 274. P.576–582.
Evren C. A short update of disordered gaming // Dusunen Adam. 2020. Vol. 33, no. 3. P.223. doi: 10.14744/DAJPNS.2020.00085.
Gjoneska B., Potenza M. N., Jones J., Corazza O., Hall N., Sales C. M. D., Grünblatt E., Martinotti G., Burkauskas J., Werling A. M., Walitza S., Zohar J., Menchón J. M., Király O., Chamberlain S. R., Fineberg N. A., Demetrovics Z. Problematic use of the internet during the COVID-19 pandemic: Good practices and mental health recommendations // Comprehensive psychiatry. 2022. Vol. 112. 152279. https://doi.org/10.1016/j.comppsych.2021.152279 URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC8529894/ (дата обращения: 15.06.2022).
Guessoum S. B., Lachal J., Radjack R., Carretier E., Minassian S., Benoit L, Moro M. R. Adolescent psychiatric disorders during the COVID-19 pandemic and lockdown // Psychiatry Res. 2020. Vol. 291. 113264. doi: 10.1016/j.psychres.2020.113264.
Håkansson A., Åkesson G., Grudet C., Broman N. No apparent increase in treatment uptake for gambling disorder during ten months of the COVID-19 pandemic – analysis of a regional specialized treatment unit in Sweden // Int J Environ Res Public Health. 2021. Vol. 18, no. 4. P. 1918. doi: 10.3390/ijerph18041918.
Higuchi S., Mihara S., Kitayuguchi T., Miyakoshi H., Ooi M., Maezono M., Nishimura K. Matsuzaki, T. Prolonged use of Internet and gaming among treatment seekers arising out of social restrictions related to COVID-19 pandemic // Psychiatry Clin Neurosci. 2020. Vol. 74, no. 11. P. 607–608, doi: 10.1111/pcn. 13127.
Holmes E. A., O'Connor R. C., Perry V. H. Tracey I., Wessely S., Arseneault L., Ballard C., Christensen H., Cohen Silver R., Everall I., Ford .T, John A., Kabir T., King K., Madan I., Michie S., Przybylski A.K., Shafran, R., Sweeney A., Worthman C.M., Yardley L., … Bullmore E. Multidisciplinary research priorities for the COVID-19 pandemic: a call for action for mental health science // The Lancet Psychiatry. 2020. Vol. 7, no. 6. P. 547–560. doi: 10.1016/S2215-0366(20)30168-1.
Kar S.K., Arafat S. M. Y., Sharma P., Marthoenis M., Kabir R. COVID-19 pandemic and addiction: Current problems and future concerns // Asian J Psychiatr. 2020. Vol.51. 102064, doi: 10.1016/j.ajp.2020.102064. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC7151310/ (дата обращения: 24.06.2022).
Keles B., McCrae N., Grealish A. A systematic review: the influence of social media on depression, anxiety and psychological distress in adolescents // International Journal of Adolescence and Youth. 2020. Vol. 25, no. 1. P. 79-93. doi:10.1080/02673843.2019.1590851.
Király O., Potenza M. N., Stein D. J., King D. L., Hodgins D. C., Saunders J. B., Griffiths M. D., Gjoneska B., Billieux J., Brand M., Abbott M. W., Chamberlain S. R., Corazza O., Burkauskas J., Sales C.M.D., Montag C., Lochner C., Grünblatt E., Wegmann E., … Demetrovics Z. Preventing problematic internet use during the COVID-19 pandemic: consensus guidance // Compr Psychiatry. 2020. Vol. 100. 152180. doi: 10.1016/j.comppsych.2020.152180. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/32422427/ (дата обращения: 24.06.2022).
Meherali S., Punjani N., Louie-Poon S., Abdul Rahim K., Das J.K., Salam R. A., Lassi Z. S. Mental Health of Children and Adolescents Amidst COVID-19 and Past Pandemics: A Rapid Systematic Review // Int J Environ Res Public Health. 2021. Vol. 18, no. 7. 3432. doi: 10.3390/ijerph18073432. URL: https://www.mdpi.com/1660-4601/18/7/3432/htm (дата обращения: 24.06.2022).
Meng S., Dong P., Sun Y., Li Y., Chang X., Sun G., Zheng X., Sun Y., Sun Y., Yuan K., Sun X., Wang Y., Zhao M., Tao R., Domingo C., Bao Y., Kosten Th. R., Lu L., Shi J. Guidelines for prevention and treatment of internet addiction in adolescents during home quarantine for the COVID-19 pandemic // Heart Mind. 2020. Vol. 4(4). P. 95. doi: 10.4103/hm.hm_36_20.
O'Keeffe G.S., Clarke-Pearson K. The impact of social media on children, adolescents, and families // Pediatrics. 2011. Vol. 127, no. 4. P.800–804. doi: 10.1542/peds.2011-0054
Pfefferbaum B., North C. S. Mental Health and the Covid-19 Pandemic // N Engl J Med. 2020. Vol. 383. P.510-512. doi: 10.1056/NEJMp2008017.
Sher L. The impact of the COVID-19 pandemic on suicide rates // QJM. 2020. Vol. 113, no. 10. P. 707-712. DOI: 10.1093/qjmed/hcaa202
Stein D. J., Szatmari P., Gaebel W., Berk M., Vieta E., Maj M., de Vries Y. A., Roest A. M., de Jonge P., Maercker A., Brewin C. R., Pike K. M., Grilo C. M., Fineberg N. A., Briken P., Cohen-Kettenis P. T., Reed G. M. Mental, behavioral and neurodevelopmental disorders in the ICD-11: an international perspective on key changes and controversies // BMC Med. 2020. Vol.18, no. 1. P. 21. doi: 10.1186/s12916-020-1495-2.
Sun Y., Li Y., Bao Y., Meng S., Sun Y., Schumann G., Kosten T., Strang J., Lu L., Shi J. Brief report: Increased addictive internet and substance use behavior during the COVID-19 pandemic in China // Am J Addict. 2020. Vol.29. P. 268–270.
Tang S., Xiang M., Cheung T., Xiang Y. T. Mental health and its correlates among children and adolescents during COVID-19 school closure: The importance of parent-child discussion // J Affect Disord. 2021. Vol. 279. P. 353-360. doi: 10.1016/j.jad.2020.10.016.
Tavormina M. G. M., Tavormina R. Video Games and COVID-19: How Do Lockdown And addiction Interact? // Psychiatr Danub. 2021. Vol. 33, no. 9. P. 152-157.
Tso W. W. Y., Wong R. S., Tung K. T. S., Rao N., Fu K. W., Yam J. C. S., Chua G. T., Chen E. Y. H., Lee T. M. C., Chan S. K. W., Wong W. H. S., Xiong X., Chui C. S., Li X., Wong K., Leung C., Tsang S. K. M., Chan G. C. F., Tam P. K. H.,… Lp, P. Vulnerability and resilience in children during the COVID-19 pandemic // Eur Child Adolesc Psychiatry. 2022. Vol. 31, no. 1. P. 161-176. doi: 10.1007/s00787-020-01680-8.
Zamboni L., Carli S., Belleri M., Giordano R., Saretta G., Lugoboni F. COVID-19 lockdown: Impact on online gambling, online shopping, web navigation and online pornography // J Public Health Res. 2021. Vol. 10, no. 1. P. 1759. doi: 10.4081/jphr.2021.1759.
REFERENCES
Boyko, O. M., Medvedeva, T. I., Enikolopov, S. N., Vorontsova, O., & Kazmina, O. (2020). The psychological state of people during the COVID-19 pandemic and the targets of psychological work. Psikhologicheskiye issledovaniya. 13, 70. (In Russ.) http://psystudy.ru.
Ekimchik, O. A. (2016). Stress in intimate heterosexual relationships. Psikhologic.heskiye issledovaniya, 9, 49. (In Russ.) https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/424/620
Kryukova, T. L., Ekimchik, O. A., & Opekina, T.P. (2019)ю Psychology of coping with difficulties in close (interpersonal) relationships. Kostroma: Izd-vo Kostrom. gos. un-ta. (In Russ.).
Kuftyak, E. V. (2010). Family stability as a psychological phenomenon. Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal, 38, 38–44. (In Russ.).
Opekina, T. P., & Shipova, N. S. (2020). Family during the period of self-isolation: stresses, risks and opportunities for coping. Vestnik KGU. Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika, 3, 121–128.
Shabunova, A. A., & Natsun, L. N. (2020). "Pandemic babies": the health of babies born in 2020. Sotsial'noye prostranstvo, 6(5). (In Russ.) http://socialarea-journal.ru/article/28765.
Shmatova, Yu. E. (2021). The psychological state of the inhabitants of the Vologda region during the COVID-19 pandemic. Sotsial'noye prostranstvo, 3. (In Russ.) http://socialarea-journal.ru/article/29003 DOI: 10.15838/sa.2021.3.30.2.
Amin, K. P., Griffiths, M. D., & Dsouza, D. D. (2022). Online gaming during COVID-19 pandemic in India: strategies for work-life balance. Int J Ment Health Addict, 20, 296–302.
Barry, C. T., Sidoti, C. L., Briggs, S. M., Reiter, S. R., & Lindsey, R. A. (2017). Adolescent social media use and mental health from adolescent and parent perspectives. Journal of Adolescence, 61, 1-11.
Bhatia, R. (2020). Effects of the COVID-19 pandemic on child and adolescent mental health. Curr Opin Psychiatry, 33(6), 568–570. doi: 10.1016/j.adolescence.2017.08.005.
Brooks, S. K., Webster, R. K., Smith, L. E., Woodland, L, Wessely, S, Greenberg, N., & Rubin G.J. (2020). The psychological impact of quarantine and how to reduce it: rapid review of the evidence. Lancet, 395, 912–920. doi: 10.1016/S0140-6736(20)30460-8.
Chen, C. Y., Chen, I. H., Pakpour, A. H., Lin, C. Y., & Griffiths, M.D. (2021). Internet-related behaviors and psychological distress among schoolchildren during the covid-19 school hiatus. Cyberpsychol Behav Soc Netw, 24(10), 654–663. doi: 10.1089/cyber.2020.0497.
Cluver, L, Lachman, J. M., Sherr, L., Wessels, I., Krug, E., Rakotomalala, S., Blight, S., Hillis, S., Bachman, G., Green, O., Butchart, A., Tomlinson, M., Ward, C. L., Doubt, J., & McDonald K. (2020). Parenting in a time of COVID-19. Lancet, 395(10231), e64. doi: 10.1016/S0140-6736(20)30736-4.
Elhai J. D., Yang H., McKay, D., &, Asmundson, G. J. G. (2020). COVID-19 anxiety symptoms associated with problematic smartphone use severity in Chinese adults. J Affect Disord, 274, 576–582.
Evren, C. (2020). A short update of disordered gaming. Dusunen Adam, 33(3), 223.
Gjoneska, B., Potenza, M. N., Jones, J., Corazza, O., Hall, N., Sales, C. M. D., Grünblatt, E., Martinotti, G., Burkauskas, J., Werling, A. M., Walitza, S., Zohar, J., Menchón, J. M., Király, O., Chamberlain, S. R., Fineberg, N. A., & Demetrovics, Z. (2022). Problematic use of the internet during the COVID-19 pandemic: Good practices and mental health recommendations. Comprehensive psychiatry, 112, 152279. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC8529894/ (date of treatment: 15.06.2022). doi: 10.1016/j.comppsych.2021.152279.
Guessoum, S. B., Lachal, J., Radjack, R., Carretier, E., Minassian, S., Benoit, L., & Moro, M. R. (2020). Adolescent psychiatric disorders during the COVID-19 pandemic and lockdown. Psychiatry Res, 291, 113264. doi: 10.1016/j.psychres.2020.113264.
Håkansson, A., Åkesson, G., Grudet, C., & Broman, N. (2021). No apparent increase in treatment uptake for gambling disorder during ten months of the COVID-19 pandemic – analysis of a regional specialized treatment unit in Sweden. Int J Environ Res Public Health, 18(4). 1918. doi: 10.3390/ijerph18041918.
Higuchi, S., Mihara, S., Kitayuguchi, T., Miyakoshi, H., Ooi, M., Maezono, M., Nishimura, K., & Matsuzaki, T. (2020). Prolonged use of Internet and gaming among treatment seekers arising out of social restrictions related to COVID-19 pandemic. Psychiatry Clin Neurosci, 74(11):607-608. doi: 10.1111/pcn.13127.
Holmes, E. A., O'Connor, R. C., Perry, V. H. Tracey, I., Wessely, S., Arseneault, L., Ballard, C., Christensen, H., Cohen Silver, R., Everall, I., Ford, .T, John, A., Kabir, T., King, K., Madan, I., Michie, S., Przybylski, A.K., Shafran, R., Sweeney, A., Worthman, C.M., Yardley, L., … Bullmore, E. (2020). Multidisciplinary research priorities for the COVID-19 pandemic: a call for action for mental health science. The Lancet Psychiatry, 7(6), 547–560. doi: 10.1016/S2215-0366(20)30168-1.
Kar, S. K., Arafat, S. M. Y., Sharma, P, Marthoenis, M., & Kabir, R. (2020). COVID-19 pandemic and addiction: Current problems and future concerns. Asian J Psychiatr, 51, 102064. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC7151310/. doi: 10.1016/j.ajp.2020.102064.
Keles, B., McCrae, N. & Grealish, A. (2020). A systematic review: the influence of social media on depression, anxiety and psychological distress in adolescents. International Journal of Adolescence and Youth, 25 (1), 79–93.
Király, O., Potenza, M.N., Stein, D.J., King, D.L., Hodgins, D.C., Saunders, J.B., Griffiths, M.D., Gjoneska, B., Billieux, J., Brand, M., Abbott, M.W., Chamberlain, S.R., Corazza, O., Burkauskas, J., Sales. C.M.D., Montag, C., Lochner. C., Grünblatt, E., Wegmann, E., … Demetrovics, Z. (2020). Preventing problematic internet use during the COVID-19 pandemic: consensus guidance. Compr Psychiatry, 100, 152180. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/32422427/. doi: 10.1016/j.comppsych.2020.152180.
Meherali, S., Punjani, N., Louie-Poon, S., Abdul Rahim, K., Das, J.K., Salam, R.A., & Lassi, Z.S. (2021) Mental Health of Children and Adolescents Amidst COVID-19 and Past Pandemics: A Rapid Systematic Review. Int J Environ Res Public Health, 18(7), 3432. doi: 10.3390/ijerph18073432.
Meng, S., Dong, P., Sun, Y., Li, Y., Chang, X., Sun, G., Zheng, X., Sun, Y., Sun, Y., Yuan, K., Sun, X., Wang, Y., Zhao, M., Tao, R., Domingo, C., Bao, Y., Kosten, Th. R., Lu, L., & Shi, J. (2020). Guidelines for prevention and treatment of internet addiction in adolescents during home quarantine for the COVID-19 pandemic. Heart Mind, 4(4), 95.
O'Keeffe, G.S., & Clarke-Pearson, K. (2011). The impact of social media on children, adolescents, and families. Pediatrics, 127 (4), 800–804.
Pfefferbaum, B., & North, C.S. (2020) Mental Health and the Covid-19 Pandemic. N Engl J Med, 383, 510–512.
Sher, L. (2020). The impact of the COVID-19 pandemic on suicide rates. QJM, 113(10), 707–712.
Stein, D. J., Szatmari, P., Gaebel, W., Berk, M., Vieta, E., Maj, M., de Vries, Y. A., Roest, A. M., de Jonge, P., Maercker, A., Brewin, C. R., Pike, K. M., Grilo, C. M., Fineberg, N. A., Briken, P., Cohen-Kettenis, P. T., & Reed, G.M. (2020). Mental, behavioral and neurodevelopmental disorders in the ICD-11: an international perspective on key changes and controversies. BMC Med, 18(1), 21. doi: 10.1186/s12916-020-1495-2.
Sun, Y., Li Y., Bao, Y., Meng, S., Sun, Y., Schumann, G., Kosten, T., Strang, J., Lu, L., Shi, J. (2020). Brief report: Increased addictive internet and substance use behavior during the COVID-19 pandemic in China. Am J Addict, 29, 268-70. doi: 10.1111/ajad.13066.
Tang, S., Xiang, M., Cheung, T., & Xiang, Y. T. (2021). Mental health and its correlates among children and adolescents during COVID-19 school closure: The importance of parent-child discussion. J Affect Disord, 279, 353–360. doi: 10.1016/j.jad.2020.10.016.
Tavormina, M. G. M., & Tavormina, R. (2021). Video Games and COVID-19: How Do Lockdown and addiction Interact? Psychiatr Danub, 33(9), 152-157.
Tso, W. W. Y., Wong, R. S., Tung, K. T. S., Rao, N., Fu, K. W., Yam, J. C. S., Chua, G. T., Chen, E. Y. H., Lee, T. M. C., Chan, S. K. W., Wong, W. H. S., Xiong. X., Chui, C. S., Li, X., Wong, K., Leung, C., Tsang, S.K.M., Chan, G.C.F., Tam, P. K. H., … Lp, P. (2022). Vulnerability and resilience in children during the COVID-19 pandemic. Eur Child Adolesc Psychiatry, 31(1), 161-176. doi: 10.1007/s00787-020-01680-8.
Zamboni, L., Carli, S., Belleri, M., Giordano, R., Saretta, G. & Lugoboni, F. (2021). COVID-19 lockdown: Impact on online gambling, online shopping, web navigation and online pornography. J Public Health Res, 10(1), 1759. doi: 10.4081/jphr.2021.1759.