ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА: СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
Основное содержание статьи
Аннотация
Организации некоммерческого сектора стали ключевым агентом в решении многих вопросов экономического и социального развития на региональном уровне, обладая особыми конкурентными преимуществами. В этой связи их деятельность нуждается в регулярной диагностике. Цель исследования заключалась в социологической диагностике факторов развития некоммерческого сектора в регионе. Информационная база исследования представлена данными двух социологических опросов, проведенных на территории Вологодской области, один из них осуществляется в мониторинговом режиме. Объем выборки – 1500 человек. Применялись индексный метод оценки и метод анализа распределений суждений респондентов по социально-демографическим группам в зависимости от выбранных компонентов вовлеченности населения региона в деятельность некоммерческих организаций. Произведен расчет следующих частных/субиндексов: информированности населения о деятельности НКО; участия в их работе и доверия к ним; влияния (значимости) НКО на развитие региона. Обобщающим показателем послужил интегральный индекс. Сделан вывод о том, что основным фактором, который препятствуют развитию некоммерческого сектора, выступает низкий уровень участия в деятельности НКО населения региона. Установлено, что в разрезе социально-демографических групп наиболее значимыми факторами являются гендерная принадлежность, уровень образования, возраст и материальное положение, в свою очередь тип территории не оказывает существенного влияния на общественное признание НКО-сектора. Выявлено, что среди пользователей интернета работа НКО не находит большого отклика. В долгосрочной динамике с 2013 по 2021 год региональном сообществе отмечены положительные тенденции в части включенности населения в практики некоммерческих организаций, и их поддержки.
Скачивания
Metrics
Детали статьи
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Authors retain the copyright of their manuscripts, and all Open Access articles are distributed under the terms of the Creative Commons Attribution License, which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided that the original work is properly cited.
Литература
Корнеева И. Е., Ойнер О. К. Ориентация на рынок и результативность деятельности российских некоммерческих организаций // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. 2018. Т. 17. № 4. С. 437–464.
Косыгина К. Е. Барьеры гражданского участия в деятельности некоммерческих организаций: региональное измерение // Вопросы территориального развития. 2020. Т. 8. № 2. URL: http://vtr.isert-ran.ru/article/28525
Уханова Ю. В., Косыгина К. Е. Некоммерческий сектор в оценках населения региона: социально–демографический аспект // Вестник Воронежского университета. Серия: Экономика и управление. 2019. №2. С. 29–38.
Кулькова В. Ю. Диагностика динамики устойчивости некоммерческих организаций // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. №3. С. 183–192.
Лапин Н. И, Беляева Л. А. Программа и типовой инструментарий «Социокультурный портрет региона России» (Модификация – 2010). М., МФРАН, 2010.
Медведева Н. В., Фролова Е. В., Рябова Т. М. Некоммерческие организации в России: барьеры и условия развития // Социодинамика. 2018. №4. С.12–20.
Мерсиянова И. В., Корнеева И. Е. Вовлеченность населения в неформальные практики гражданского общества и деятельность НКО: региональное измерение. М.: НИУ ВШЭ, 2011. 196 с.
Мерсиянова И. В., Беневоленский В. Б. НКО как поставщики социальных услуг: верификация слабых сторон // Вопросы государственного и муниципального управления. 2017. №2. С. 83–104.
Мерсиянова И. В., Беневоленский В. Б. Преимущества НКО как поставщиков социальных услуг: апробация в российских условиях // Вопросы государственного и муниципального управления. 2016. № 4. С. 7–26.
Огородникова Е. А., Богданова Т. А. Факторы развития некоммерческих организаций в РФ // Финансовый бизнес. 2021. № 12 (222). С. 264–268.
Скокова Ю. А., Рыбникова М. А. (2022) Размер некоммерческого сектора в регионах России: факторы различий. 2022 // Журнал социологии и социальной антропологии. № 1 (25). С. 70–102. https://doi.org/10.31119/jssa.2022.25.1.3
Суслова С. В., Гордеева Е. С. Факторы региональных различий масштабов некоммерческого сектора в Российской Федерации // Вопросы статистики. 2012. № 4. С. 51–57.
Филиппова А. В. Финансовая поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в регионах России // Вопросы государственного и муниципального управления. 2021. №2. С. 61–86.
Фролов А. А. Методика индексного исследования гражданской активности для регионов Российской Федерации // Знание. Понимание. Умение. 2016. №4. С. 184–193.
Borzaga C., Depedri S., Tortia E. Testing the Distributive Effects of Social Enterprises: The Case of Italy // Sacconi L., Degli Antoni G. (eds) Social Capital, Corporate Social Responsibility, Economic Behaviour and Performance. London: Palgrave Macmillan. 2011. P. 282–303.
Andreoni J., Payne A. Is crowding out due entirely due to fundraising? Evidence from a panel of charities. Journal of Public Economics. 2011. no. 95. P. 334–343.
REFERENCES
Korneeva, I. E., & Brukhno, A. S. (2019). Online fundraising in Russian NPOs: scope and influencing factors. Public opinion monitoring: economic and social changes, 5, 58–81. (In Russ.).
Korneeva, I. E., & Oiner, O. K. (2018). Market orientation and performance of Russian non-profit organizations. Bulletin of St. Petersburg University. Management, 4, 437–464. (In Russ.).
Kosygina, K. E. (2020). Barriers to civil participation in the activities of non-profit organizations: a regional dimension. Issues of territorial development, 2. URL: http://vtr.isert-ran.ru/article/28525/. (In Russ.).
Ukhanova, Y. V., & Kosygina, K. E. (2019). Non-profit sector in the assessments of the population of the region: socio-demographic aspect. Bulletin of the Voronezh University. Series: Economics and Management, 2, 29–38. (In Russ.).
Kulkova, V. Y. (2015). Diagnosis of dynamics of sustainability of non-profit organizations. Central Russian Bulletin of Social Sciences, 3, 183–192. (In Russ.).
Lapin, N. I., & Belyaeva, L. A. (2010). Program and standard tools «Socio-cultural portrait of the Russian region» (Modification – 2010). M., MFRAS. (In Russ.).
Medvedeva, N. V., Frolova, E. V., & Ryabova, T. M. (2018). Non-profit organizations in Russia: barriers and conditions for development. Sociodynamics, 4, 12–20. (In Russ.).
Mersiyanova, I. V., & Korneeva, I. E. (2011). Involvement of the population in the informal practices of civil society and the activities of NPOs: a regional dimension. M.: VSHE. (In Russ.).
Mersiyanova, I. V., & Benevolensky, V. B. (2017). NPOs as providers of social services: verification of weaknesses. Issues of state and municipal management, 2, 83–104. (In Russ.).
Mersiyanova, I. V., & Benevolensky, V. B. (2016) Advantages of NGOs as providers of social services: approbation in Russian conditions. Questions of state and municipal management, 4, 7–26. (In Russ.).
Ogorodnikova, E. A., & Bogdanova, T. A. (2021). Factors of development of non-profit organizations in the Russian Federation. Financial business, 12, 264–268. (In Russ.).
Skokova, Y. A., Rybnikova, M. A. (2022). The size of the non-profit sector in the regions of Russia: factors of difference. Journal of Sociology and Social Anthropology, 1, 70–102. (In Russ.).
Suslova, S. V., & Gordeeva, E. S. (2012). Factors of regional differences in the scale of the non-profit sector in the Russian Federation. Problems of statistics, 4, 51–57. (In Russ.).
Filippova, A. V. (2021). Financial support for socially oriented non-profit organizations in the regions of Russia. Issues of state and municipal management, 2, 61–86. (In Russ.).
Frolov, A. A. (2016). Methods of index research of civil activity for the regions of the Russian Federation. Knowledge. Understanding. Skill, 4, 184–193.
Borzaga, C., Depedri, S., Tortia, E. (2011). Testing the Distributive Effects of Social Enterprises: The Case of Italy // Sacconi L., Degli Antoni G. (eds) Social Capital, Corporate Social Responsibility, Economic Behavior and Performance. London: Palgrave Macmillan, 282–303.
Andreoni, J., Payne, A. (2011). Is crowding out due entirely due to fundraising? Evidence from a panel of charities. Journal of Public Economics, 95, 334–343.