Креативные индустрии Бурятии: формирование кластера и инновации городской среды

Основное содержание статьи

Ирина Николаевна Дашибалова Email: dashibalonirina@gmail.com

Аннотация

В статье представлен анализ формирующегося креативного кластера в Бурятии на основе проведенного социологического исследования в 2024–2025 гг. (экспертный опрос специалистов образования, науки, культуры, органов республиканской власти, n=10), анализа нормативных актов и СМИ. На основе полученных эмпирических данных обнаружена специфика творческой сферы региона, выявлено три группы участников социокультурных проектов. Первую группу представляют инициативные горожане, интеллектуальные креаторы, ко второй группе относятся представители управленческих структур, третья группа или остальная часть населения, потребители, туристы, включенные или невключенные в сферу этнокультурного проектирования и инноваций городской среды. В современном обществе цифровой трансформации увеличивается роль креативных (творческих) и культурных индустрий, основанных на интеллектуальной собственности и «экономики впечатлений». В России происходит интенсивное становление креативной экономики, благодаря государственной поддержке и  частному партнёрству.  Изучены проблемные зоны и точки развития креативного кластера в Республике Бурятия, особенности брендирования региона. Сделан вывод о потенциале креативных индустрий в регионе при наличии сформированной инфраструктуры, формировании творческих сетей профессионалов-креаторов. Раскрыты наиболее успешные креативные индустрии, реализованные социокультурные практики в г. Улан-Удэ как примеры значимого воздействия не только на городскую среду, но и в аспекте вторичной социализации. Выявлены региональные противоречия при реализации мастер-плана исторической части г. Улан-Удэ в оценках экспертов, как выражение доверия власти и проявления гражданской активности горожанами.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Дашибалова, И. Н. (2025). Креативные индустрии Бурятии: формирование кластера и инновации городской среды. Society and Security Insights, 8(2), 89-100. https://doi.org/10.14258/SSI(2025)2-06
Раздел
СОЦИАЛЬНЫЕ, КУЛЬТУРНЫЕ, ИСТОРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ
Биография автора

Ирина Николаевна Дашибалова, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН

Канд. филос. наук, старший научный сотрудник отдела истории, этнологии и социологии Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, г. Улан-Удэ, Россия.

Литература

Абанкина Т. В., Николаенко Е. А., Романова В. В., Щербакова, И. В. Креативные индустрии в России: тенденции и перспективы развития. М.: Изд-во Grey Matter. 2021.
Акимова О. Е., Волков С. К., Симонов А. Б. Креативные индустрии в России: тенденции развития и потенциал роста // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2022. №1. С. 96–114. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kreativnye-industrii-v-rossii-tendentsii-razvitiya-i-potentsial-rosta (дата обращения: 27.11.2024). DOI: 10.38050/01300105202215.

Гущина Е. Г., Тарабанова Е. В. Креативные индустрии: новые возможности для развития российских городов и регионов // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. 2022. Т. 24. №. 1. С. 91–104.
Земцов С. П. Креативные индустрии в арктических регионах России. // Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2022. № 4 (12) С. 4–15. DOI: 10.51823/74670_2022_3_4.
Казакова М. В. Культурные и креативные индустрии: границы понятий // Креативная экономика. 2020. Т. 14. №11. С. 2875–2898. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnye-i-kreativnye-industrii-granitsy-ponyatiy (дата обращения: 27.11.2024). DOI: 10.18334/ce.14.11.111156.
Королева И. Б., Соколова И. Л. Креативные индустрии в России и мире: состояние, тенденции и проблемы управления развитием // Baikal Research Journal. 2022. Т. 13. №. 3. С. 14.
Лэндри Ч. Креативный город. М.: Классика-XXI, 2006. 399 с.
Мьеж Б. Креативные индустрии: в поисках стабильности концепта // Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2019. №3(4). С. 22–37.
Новосельская В. В. Креативные индустрии в инновационном развитии территорий: особенности функционирования // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. №. 4 (78). С. 164–174.
Сопина Н. В. Развитие креативных индустрий в регионах России: возможности и их реализация // Креативная экономика. 2021. Т. 15. №. 2. С. 277–294.
Тросби Д. Экономика и культура. М.: ИД НИУ ВШЭ, 2013. 255 с.
Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Классика-XXI, 2007. 421 с.
Хезмондалш Д. Культурные индустрии. М.: ИД ВШЭ, 2014. 456 с.
Хестанов Р. Креативные индустрии—модели развития // Социологическое обозрение. 2018. Т. 17. №3. С. 173–196.
Хокинс Дж. Креативная экономика. Как превратить идеи в деньги. М.: Классика-XXI, 2011. 255 с.

REFERENCES
Abankina, T. V., & Nikolaenko, E. A., Romanova, V. V., Shcherbakova, I. V. (2021) Creative industries in Russia: trends and development prospects. Moscow.: Grey Matter. 2021. (In Russ.).
Akimova, O. E., &Volkov S. K., Simonov A. B. (2022). Creative Industries in Russia: Development Trends and Growth Potential. Bulletin of Moscow University. Episode 6. Economics, 1, 96–114. doi: 10.38050/01300105202215. (In Russ.).
Gushchina, E. G., & Tarabanova, E. V. (2022) Creative industries: new opportunities for the development of Russian cities and regions. Bulletin of Volgograd State University. Economics. Vol. 24, No. 1, 91–104. (In Russ.).
Zemtsov, S. P. (2022) Creative industries in the Arctic regions of Russia. Arctic 2035: current issues, problems, solutions. No. 4 (12), 4–15. DOI: 10.51823/74670_2022_3_4. (In Russ.).
Kazakova, M. V. (2020). Cultural and creative industries: boundaries of concepts. Creative Economy. 14 (11). 2875–2898. doi: 10.18334/ce.14.11.111156. (In Russ.).
Koroleva, I. B., & Sokolova, I. L. (2022) Creative industries in Russia and the world: state, trends and problems of development management. Baikal Research Journal. Vol. 13, No. 3, 14. (In Russ.).
Lendri, Ch. (2006) Creative city. Moscow: Classics-XXI. (In Russ.).
Miezh, B. (2019) Creative industries: in search of concept stability. Communications. Media. Design, 3(4), 22–37. (In Russ.).
Novoselskaya, V. V. (2017) Creative industries in innovative development of territories: features of functioning. Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts. No. 4 (78), 164–174. (In Russ.).
Sopina, N. V. (2021) Development of creative industries in the regions of Russia: opportunities and their implementation. Creative Economy. Vol. 15, No. 2, 277–294. (In Russ.).
Trosby, D. (2013) Economics and Culture. Moscow: Publishing House of the Higher School of Economics. (In Russ.)
Florida, R. (2007) The creative class: people who are changing the future. Moscow: Classics-XXI. (In Russ.).
Hezmondalsh, D. (2014) Cultural Industries. Moscow: HSE Publishing House. (In Russ.).
Khestanov, R. (2018) Creative industries—development models. The sociological review, 2018, 3, 173–196. (In Russ.).
Hawkins, J. (2011) Creative economy. How to turn ideas into money. Moscow: Classics-XXI. (In Russ.).