МОДЕЛЬ МНОГОМЕРНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ
Основное содержание статьи
Аннотация
Гериатрической помощи принадлежит важнейшая роль в укреплении здоровья и решении сложных социально-психологических проблем пожилых людей. Ее получатели — особо уязвимая категория граждан, нуждающихся во всесторонней профессиональной поддержке, обеспечивающей повседневную социальную активность, общение и, как следствие, должное качество жизни. Тем не менее реальный опыт показывает, что принципы работы с пожилыми людьми все еще остаются не до конца задекларированными, носят ограниченный характер, особенно в тех странах, где геронтология как научная дисциплина до сих пор находится в стадии разработки. В соответствии с традиционной моделью гериатрической помощи, принятой за основу в современной России, забота о пожилых людях осуществляется прежде всего с опорой на их «основную жалобу». Настоящая статья ставит своей целью сформировать целостное представление о роли геронтологических центров в обеспечении социальной поддержки жизнедеятельности людей пожилого возраста, обобщить основные аспекты и принципы оказания гериатрической помощи с учетом ее многомерного характера на основании систематизации опыта ряда зарубежных стран. Предлагаемая структура модели многомерной социальной поддержки жизнедеятельности пожилых людей, пребывающих в условиях геронтологических центров, состоит из следующих блоков: социальные сети; социальный обмен; социальная активность (вовлеченность); социальный капитал. Теоретическое обоснование предлагаемой модели потенциально представляет пользу для руководства будущей практикой, исследованиями и политикой в данной области. Социальная среда, которая может быть выстроена посредством реализации данных четырех блоков, может стать одним из важнейших и наиболее ценных инструментов в обеспечении всестороннего социального и психологического благополучия пожилых людей. Данное исследование было направлено прежде всего на то, чтобы заполнить пробел в российской научной литературе, помогая осмыслить концепцию и модель социальной поддержки пожилых людей в условиях гериатрических центров. Все это имеет важное значение для оказания оптимальной помощи в ответ на потребности и нужны старшего поколения.
Скачивания
Данные скачивания пока недоступны.
Metrics
Загрузка метрик ...
Детали статьи
Как цитировать
Кокорева, М. Е. (2023). МОДЕЛЬ МНОГОМЕРНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ. Society and Security Insights, 5(4), 126-136. https://doi.org/10.14258/ssi(2022)4-07
Раздел
ГОСУДАРСТВО, ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И СТАБИЛЬНОСТЬ
Authors retain the copyright of their manuscripts, and all Open Access articles are distributed under the terms of the Creative Commons Attribution License, which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided that the original work is properly cited.
Литература
Антипова Е.А., Ларионова А.В., Орлова В.В. Деструктивное поведение в проблемном поле гуманитарной науки // Векторы благополучия: экономика и социум. 2020. № 4 (39). С. 128–137.
Бадмаева В.Д., Шкитырь Е.Ю. Факторы риска суицидального поведения несовершеннолетних (по материалам посмертных комплексных судебных психолого-психиатрических экспертиз) // Научные результаты биомедицинских исследований. 2019. Т. 5, № 4. С. 117–128. DOI: 10.18413/2658-6533-2019-5-4-0-9
Ветрова Е.Д. Социально-экономические детерминанты детской и подростковой смертности от внешних причин в Москве // Демографическое обозрение. 2021. Т. 8, № 3. С. 124–148. DOI: https://doi.org/10.17323/demreview.v8i3.13269
Волкова И.В. Характеристики субъектности и психологического благополучия у подростков-защитников в ситуации буллинга в школе // Психология человека в образовании. 2019. Т. 1, № 2. С. 110–116. DOI: 10.33910/2686-9527-2019-1 -2110-116
Иванов А.В. Виртуальная деструктивность и социальное пространство: к постановке проблемы (по материалам полевых исследований идеологии «колумбайн») // Казанский педагогический журнал. 2020. № 4 (141). С. 274–279. DOI: 10.34772/KPJ.2020.141.4.039
Иванов А.В., Козлов В.Е. Феномен улично-криминальной субкультуры «А.У.Е.» среди молодежи в Республике Татарстан // Казанский педагогический журнал. 2019. № 1. С. 205–208.
Карпова А.Ю., Савельев А.О., Вильнин А.Д., Чайковский Д.В. Изучение процесса онлайн-радикализации молодежи в социальных медиа (междисциплинарный подход) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3. С. 159–181. DOI: 10.14515/monitoring.2020.3.1585.
Козлов В.Е., Мингалиев А.Х. Проблема научной репрезентации современных молодежных субкультур: от методологии к нарративу // Казанский педагогический журнал. 2020. № 1. С. 255–263. DOI: 10.34772/KPJ.2020.138.1.038
Колегова И.Е., Кондратенко В.А. Движение футбольных фанатов: структура и коллективные идентичности // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2020. Т. 12, № 1. С. 118–135. DOI: 10.19181/inter.2020.21.7
Польская Н.А., Якубовская Д.К. Влияние социальных сетей на самоповреждающее поведение у подростков // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27, № 3. С. 156–174. DOI: 10.17759/cpp.20192703010
Собкин В.С., Федотова А.В. Сеть как пространство социализации современного подростка // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27, № 3. С. 119–137. DOI: 10.17759/cpp.2019270308
Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9, № 3. С. 71–80. DOI: 10.17759/sps.2018090308
Acosta J., Chinman M., Ebener P., Malone P. S., Phillips A., Wilks A. Understanding the Relationship between Perceived School Climate and Bullying: A Mediator Analysis // Journal of School Violence. 2019. № 18(2). Р. 200–215. DOI:10.1080/ 15388220.2018.1453820
Dorio N.B., Clark K.N., Demaray M.K., Doll E.M. School Climate Counts: A Longitudinal Analysis of School Climate and Middle School Bullying Behaviors // International Journal of Bullying Prevention. 2020. № 2(4). Р. 292–308. DOI: 10.1007/s42380-019-00038-2.
Geulayov G., Casey D., McDonald K.C., Foster P., Pritchard K., et al. Incidence of suicide, hospital-presenting non-fatal self-harm, and community-occurring non-fatal self-harm in adolescents in England (the iceberg model of self-harm): a retrospective study // Lancet Psychiatry. 2018. V.5(2). P. 167-174. DOI:10.1016/S2215-0366(17)30478-9
Kosir K., Klasinc L., Spes T., Pivec T., Cankar G., Horvat M. (2020) Predictors of SelfReported and Peer-Reported Victimization and Bullying Behavior in Early Adolescents: Role of School, Classroom, and Individual Factors // European Journal of Psychology of Education. Vol. 35. No 2. P. 381-402. DOI:10.1007/s10212-019-00430-y
REFERENCES
Antipova, E.A., Larionova, A.V., Orlova, V.V. (2022). Destructive behavior in the problematic eld of humanities. Journal of Wellbeing technologies, 39(4), 128–137 (In Russ.). DOI: 10.18799/26584956/2020/4(39)/1052
Badmaeva, V.D., Skityr, E.Yu. (2019). Risk factors of suicidal behavior of minors (based on the materials of postmortem complex forensic psychological and psychiatric examinations). Research Results in Biomedicine, 5(4), 117–128 (In Russ.). DOI: 10.18413/2658-6533-2019-5-4-0-9
Vetrova, E.D. (2021). Socio-economic determinants of child and adolescent mortality from external causes in Moscow. Demographic Review, 8(3), 124–148 (In Russ.). DOI:10.17323/demreview.v8i3.13269
Volkova, I.V. (2019). Agency and wellbeing of adolescent defenders in school bullying. Psychology in Education, 1(2), 110–116 (In Russ.). DOI: 10.33910/2686-9527-2019-1-2-110-116
Ivanov, A.V. (2020). Virtual destructivity and social space: to the statement of the problem (on the materials of eld studies of ideology “columbine”). Kazan Teaching Journal, 4, 274–279 (In Russ.). DOI: 10.34772/KPJ.2020.141.4.039
Ivanov, A.V., Kozlov, V.E. (2019). e phenomenon of the AUE criminal street subculture in the Republic of Tatarstan. Kazan Teaching Journal, 1, 205–208. (In Russ.).
Karpova, A.Yu., Savelev, A.O., Vilnin, A.D., Chaykovskiy, D.V. (2020). Studying Online Radicalization of Youth through Social Media (Interdisciplinary Approach). Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes, 3, 159–181 (In Russ.). DOI: 10.14515/monitoring.2020.3.158
Kozlov, V.Е., Mingaliev, A.Н. (2020). e problem of scientic representation of modern youth subcultures: from methodology to narrative. Kazan pedagogical journal, 1, 255–262. DOI: 10.34772/KPJ.2020.138.1.038. (In Russ.).
Kolegova, I.E., Kondratenko, V.A. (2020). e Football Fan Movement: Structure and Collective Identities. Interaction. Interview. Interpretation, 12(1), 118–135 (In Russ.). DOI: 10.19181/inter.2020.21.7
Polskaya, N.A., Yakubovskaya, D.K. (2019). e Impact of Social Media Platforms on Self-Injurious Behavior in Adolescents Counseling Psychology and Psychotherapy, 27(3), 156–174 (In Russ.). DOI:10.17759/cpp.2019270310
Sobkin, V. S., Fedotova, A.V. (2019). Social Media as a Field of a Modern Teenager’s Socialization. Counseling Psychology and Psychotherapy, 27(3), 119–137 (In Russ.). DOI:10.17759/cpp.2019270308
Soldatova, G.U. (2018). Digital socialization in the cultural-historical paradigm: a changing child in a changing world. Social Psychology and Society, 9(3), 71–80 (In Russ.). DOI:10.17759/sps.2018090308
Acosta, J., Chinman, M., Ebener, P., Malone, P. S., Phillips, A., Wilks, A. (2019). Understanding the Relationship between Perceived School Climate and Bullying: A Mediator Analysis. Journal of School Violence, 18(2), 200–215. DOI:10.1080/ 15388220.2018.1453820
Бадмаева В.Д., Шкитырь Е.Ю. Факторы риска суицидального поведения несовершеннолетних (по материалам посмертных комплексных судебных психолого-психиатрических экспертиз) // Научные результаты биомедицинских исследований. 2019. Т. 5, № 4. С. 117–128. DOI: 10.18413/2658-6533-2019-5-4-0-9
Ветрова Е.Д. Социально-экономические детерминанты детской и подростковой смертности от внешних причин в Москве // Демографическое обозрение. 2021. Т. 8, № 3. С. 124–148. DOI: https://doi.org/10.17323/demreview.v8i3.13269
Волкова И.В. Характеристики субъектности и психологического благополучия у подростков-защитников в ситуации буллинга в школе // Психология человека в образовании. 2019. Т. 1, № 2. С. 110–116. DOI: 10.33910/2686-9527-2019-1 -2110-116
Иванов А.В. Виртуальная деструктивность и социальное пространство: к постановке проблемы (по материалам полевых исследований идеологии «колумбайн») // Казанский педагогический журнал. 2020. № 4 (141). С. 274–279. DOI: 10.34772/KPJ.2020.141.4.039
Иванов А.В., Козлов В.Е. Феномен улично-криминальной субкультуры «А.У.Е.» среди молодежи в Республике Татарстан // Казанский педагогический журнал. 2019. № 1. С. 205–208.
Карпова А.Ю., Савельев А.О., Вильнин А.Д., Чайковский Д.В. Изучение процесса онлайн-радикализации молодежи в социальных медиа (междисциплинарный подход) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3. С. 159–181. DOI: 10.14515/monitoring.2020.3.1585.
Козлов В.Е., Мингалиев А.Х. Проблема научной репрезентации современных молодежных субкультур: от методологии к нарративу // Казанский педагогический журнал. 2020. № 1. С. 255–263. DOI: 10.34772/KPJ.2020.138.1.038
Колегова И.Е., Кондратенко В.А. Движение футбольных фанатов: структура и коллективные идентичности // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2020. Т. 12, № 1. С. 118–135. DOI: 10.19181/inter.2020.21.7
Польская Н.А., Якубовская Д.К. Влияние социальных сетей на самоповреждающее поведение у подростков // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27, № 3. С. 156–174. DOI: 10.17759/cpp.20192703010
Собкин В.С., Федотова А.В. Сеть как пространство социализации современного подростка // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27, № 3. С. 119–137. DOI: 10.17759/cpp.2019270308
Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9, № 3. С. 71–80. DOI: 10.17759/sps.2018090308
Acosta J., Chinman M., Ebener P., Malone P. S., Phillips A., Wilks A. Understanding the Relationship between Perceived School Climate and Bullying: A Mediator Analysis // Journal of School Violence. 2019. № 18(2). Р. 200–215. DOI:10.1080/ 15388220.2018.1453820
Dorio N.B., Clark K.N., Demaray M.K., Doll E.M. School Climate Counts: A Longitudinal Analysis of School Climate and Middle School Bullying Behaviors // International Journal of Bullying Prevention. 2020. № 2(4). Р. 292–308. DOI: 10.1007/s42380-019-00038-2.
Geulayov G., Casey D., McDonald K.C., Foster P., Pritchard K., et al. Incidence of suicide, hospital-presenting non-fatal self-harm, and community-occurring non-fatal self-harm in adolescents in England (the iceberg model of self-harm): a retrospective study // Lancet Psychiatry. 2018. V.5(2). P. 167-174. DOI:10.1016/S2215-0366(17)30478-9
Kosir K., Klasinc L., Spes T., Pivec T., Cankar G., Horvat M. (2020) Predictors of SelfReported and Peer-Reported Victimization and Bullying Behavior in Early Adolescents: Role of School, Classroom, and Individual Factors // European Journal of Psychology of Education. Vol. 35. No 2. P. 381-402. DOI:10.1007/s10212-019-00430-y
REFERENCES
Antipova, E.A., Larionova, A.V., Orlova, V.V. (2022). Destructive behavior in the problematic eld of humanities. Journal of Wellbeing technologies, 39(4), 128–137 (In Russ.). DOI: 10.18799/26584956/2020/4(39)/1052
Badmaeva, V.D., Skityr, E.Yu. (2019). Risk factors of suicidal behavior of minors (based on the materials of postmortem complex forensic psychological and psychiatric examinations). Research Results in Biomedicine, 5(4), 117–128 (In Russ.). DOI: 10.18413/2658-6533-2019-5-4-0-9
Vetrova, E.D. (2021). Socio-economic determinants of child and adolescent mortality from external causes in Moscow. Demographic Review, 8(3), 124–148 (In Russ.). DOI:10.17323/demreview.v8i3.13269
Volkova, I.V. (2019). Agency and wellbeing of adolescent defenders in school bullying. Psychology in Education, 1(2), 110–116 (In Russ.). DOI: 10.33910/2686-9527-2019-1-2-110-116
Ivanov, A.V. (2020). Virtual destructivity and social space: to the statement of the problem (on the materials of eld studies of ideology “columbine”). Kazan Teaching Journal, 4, 274–279 (In Russ.). DOI: 10.34772/KPJ.2020.141.4.039
Ivanov, A.V., Kozlov, V.E. (2019). e phenomenon of the AUE criminal street subculture in the Republic of Tatarstan. Kazan Teaching Journal, 1, 205–208. (In Russ.).
Karpova, A.Yu., Savelev, A.O., Vilnin, A.D., Chaykovskiy, D.V. (2020). Studying Online Radicalization of Youth through Social Media (Interdisciplinary Approach). Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes, 3, 159–181 (In Russ.). DOI: 10.14515/monitoring.2020.3.158
Kozlov, V.Е., Mingaliev, A.Н. (2020). e problem of scientic representation of modern youth subcultures: from methodology to narrative. Kazan pedagogical journal, 1, 255–262. DOI: 10.34772/KPJ.2020.138.1.038. (In Russ.).
Kolegova, I.E., Kondratenko, V.A. (2020). e Football Fan Movement: Structure and Collective Identities. Interaction. Interview. Interpretation, 12(1), 118–135 (In Russ.). DOI: 10.19181/inter.2020.21.7
Polskaya, N.A., Yakubovskaya, D.K. (2019). e Impact of Social Media Platforms on Self-Injurious Behavior in Adolescents Counseling Psychology and Psychotherapy, 27(3), 156–174 (In Russ.). DOI:10.17759/cpp.2019270310
Sobkin, V. S., Fedotova, A.V. (2019). Social Media as a Field of a Modern Teenager’s Socialization. Counseling Psychology and Psychotherapy, 27(3), 119–137 (In Russ.). DOI:10.17759/cpp.2019270308
Soldatova, G.U. (2018). Digital socialization in the cultural-historical paradigm: a changing child in a changing world. Social Psychology and Society, 9(3), 71–80 (In Russ.). DOI:10.17759/sps.2018090308
Acosta, J., Chinman, M., Ebener, P., Malone, P. S., Phillips, A., Wilks, A. (2019). Understanding the Relationship between Perceived School Climate and Bullying: A Mediator Analysis. Journal of School Violence, 18(2), 200–215. DOI:10.1080/ 15388220.2018.1453820