ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ И КОПИНГОВОГО ПОВЕДЕНИЯ У ЛЮДЕЙ С АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИСИМОСТЬЮ

Основное содержание статьи

Татьяна Васильевна Милаева Email: Tasha20012001@inbox.ru

Аннотация

Несмотря на то, что к настоящему времени алкоголизм как негативное социальное явление достаточно широко исследован учёными разных направлений, проблема продолжает оставаться одной из актуальных и трудноразрешимых. Это негативное социальное явление наносит обществу огромный урон, пагубно влияет на здоровье людей, уменьшает продолжительность жизни, снижает трудоспособность, тем самым ухудшая качество человеческих ресурсов и ограничивая социально-экономическое развитие. Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что социально-психологический анализ проблемы остаётся на данное время крайне недостаточным. Обычно в её изучении основное место принадлежит исследованиям клинико-психологического характера. В то же время, в рассматриваемой проблеме явно просматривается социально-психологический аспект. Он связан с изучением Я-концепции и интерперсональной коммуникации как значимых ресурсов преодоления жизненных трудностей. При этом копинг и механизмы психологической защиты личности, зависимой от психоактивных веществ, их специфика и взаимосвязь, равно как и сам по себе феномен Я-концепции также окончательно не изучены и требуют более тщательного рассмотрения. В связи с этим в статье предпринята попытка обобщить и проанализировать теоретико-методологические подходы к определению понятия Я-концепции здорового человека, особенности Я-концепции и причины её искажения у человека с аддикцией, а также  рассмотреть модели копингового поведения, используемые людьми с алкогольной зависимостью, что может предоставить теоретические основания для создания эффективных программ профилактики алкогольной зависимости, а также помочь формированию активного проблеморазрешающего поведения, позволяющего справиться с патологическим влечением к алкоголю.