РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ И ЦИФРОВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ

Основное содержание статьи

Виктория Алексеевна Шелгинская Email: victoria.shelg@yandex.ru

Аннотация

Высокая значимость массовой культуры и активная цифровизация всех сфер жизни в совокупности с социальными ограничениями во время пандемии обуславливают изменения в восприятии обществом культурных и социальных ценностей. Эти значительно влияет на самую психологически гибкую социальную группу, молодежь, которая в равной степени открыта любым инновациям и зависима от социально-психологического и культурного окружения. В статье поднимается проблема становления творческой личности, развития ее творческого потенциала, под влиянием сетевого социального окружения в период цифровизации социокультурной сферы. На основе системного подхода и выводов по итогам включенного наблюдения за поведением и развитием творчески настроенных пользователей социальных сетей, были проанализированы социально-психологические особенности деятельности интернет-авторитетов как посредников между молодым человеком (пользователем сетевой площадки) и культурной средой, а также влияние тенденций современных онлайн-площадок на творческий потенциал личности. На основе проведенного анализа была представлена многоуровневая модель творческого становления личности в сети с учетом рисков и негативного воздействия со стороны интернет-социума. Модель включает стадии: пассивное наблюдение, повторение массового шаблона, креативная деятельность, творческое обособление от креативности, непосредственно творческий уровень развития. Из них наиболее опасными являются пассивно-аффективный и обособленно-творческий уровни, на которых влияние социума на развивающуюся творческую личность наиболее сильно и непредсказуемо. Результаты интересны для специалистов в области культурологии, социологии, социальной психологии, а также могут быт применены для разработки педагогической теории и практики в контексте цифровой трансформации образования.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Шелгинская, В. А. (2023). РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ И ЦИФРОВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ. Society and Security Insights, 6(2), 150-164. https://doi.org/10.14258/SSI(2023)2-10
Раздел
СОЦИАЛЬНЫЕ, КУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ
Биография автора

Виктория Алексеевна Шелгинская, Уральский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

аспирант кафедры управления персоналом и социологии, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации – Уральский институт управления, г. Екатеринбург, Россия.

Литература

Ан С.А. Возможности преодоления кризиса искусства через Интернет: постановка проблемы // Философские, социологические и психолого-педагогические проблемы современного образования. 2021. № 3. С. 89–191. DOI: 10.37386/2687-0576-2021-3-89-91
Бочарникова И.С. Ониомания как тренд потребления в молодежной среде: социокультурный аспект // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2020. № 1 (62). С. 133–140. DOI: 10.21672/1818-510Х-2020-62-1-133-140.
Докучаев И.И. Кризис ценностей креативной культуры как глобальная проблема современности. Международные Лихачевские научные чтения, 2019. URL: https://www.lihachev.ru/pic/site/files/lihcht/2019/dokladi/DokuchaevII_sec2_rus_290419.pdf (дата обращения 14.10.2022).
Ефремова М.В., Бульцева М.А. Взаимосвязь индивидуальных ценностей и просоциального поведения в онлайн-и офлайн-контекстах // Социальная психология и общество. 2020. № 11 (1). С. 107–126.
Катаева О.В. Цифровизация и виртуализация жизненного мира: оценки и позиции // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2020. № 6. С. 129–136. DOI: 10/25198.2077-7175-2020-6-129
Ковалев В.Н. Риски цифровизации общества. В кн.: Черноморская конференция-2019: Сборник материалов III Черноморской международной научно-практической конференции. Севастополь, 20–22 июня 2019 г. Севастополь: Филиал Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в г. Севастополе, 2019. С. 189–190.
Кожевников С. Б., Ермоленко Г. А. Цифровизация современной культуры и гуманитарная рефлексия // Цифровая гуманитаристика: человек в «прозрачном» обществе. М.: Книгодел, 2021. 144 с.
Корчак К.И. Информационная социализация и её потенциальные угрозы на ступени среднего общего образования в свете тенденции цифровизации // Народное образование. 2021. № 4(1487). С. 184–190.
Кулишов В.В. Массовая культура как фактор социализации и источник рисков воспитания и развития обучающихся: возможные контуры типологии социально-антропологических факторов влияния // Kant. 2019. № 3 (32). С. 66–72.
Лекторский В.А. Познание, действие, реальность // Вопросы философии. 2017. № 9. С. 5–23
Митина И.Д., Тихова В.А. Массовая потребительская культуры: современные тенденции и проблемы в социологии культуры // Сибирский научный вестник. 2020. № 3-4 (41-42). С. 139-144.
Османова А. И. Специфика коммуникации с молодежной аудиторией в виртуальной среде // Медиаскоп. 2019. № 4. С. 10–16.
Репринцев А.В. Искусство и человек в системы духовных ценностей постиндустриального мира: векторы эволюции смыслов и эталонов культуры // Ученые записи. 2021. № 3 (59). С. 242–260.
Сафарян Л.Г. Аннулирование эстетических принципов в ситуационистском спектакле // Terra Aestheticae. 2021. № 2 (8). С. 66–98.
Тихова В.А., Митин С.Н. Понятие социализации и социализационные траектории молодёжи в условиях потребительского общества // Симбирский научный вестник. 2021. № 1 (43). С. 62–68.
Халин В.Г., Чернова Г.В. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски //Управленческое консультирование. 2018. №. 10 (118). С. 46–63.
Шишкина Л.И. Креативность и творчество: соотношение понятий // Управленческое консультирование. 2015. № 4 (76). С. 176–182.
Benamar L., Balagué C., Ghassany M. The identification and influence of social roles in a social media product community // Journal of computer-mediated communication. 2017. Vol. 22 , no. 6. P. 337–362.
Bourgeois-Bougrine S., Richard P., Burkhardt J. M., Frantz B., Lubart T. The expression of users’ creative potential in virtual and real environments: An exploratory study // Creative Learning in Digital and Virtual Environments. Routledge, 2020. P. 96–117.
Davis K., Randall D. P., Ambrose A., Orand M. ‘I was bullied too’: stories of bullying and coping in an online community // Information, Communication & Society. 2015. Vol. 18, no. 4. P. 357–375.
Krause H. V., Baum K., Baumann A., Krasnova H. Unifying the detrimental and beneficial effects of social network site use on self-esteem: a systematic literature review // Media Psychology. 2021. Vol. 24, no. 1. P. 10–47.
Parker E., Saker M. Art museums and the incorporation of virtual reality: Examining the impact of VR on spatial and social norms // Convergence. 2020. Vol. 26, no. 5-6. P. 1159–1173.

REFERENCES
An S.A. (2021). Opportunities to Overcome the Art Crisis via the Internet: Statement of the Problem. Filosofskie, sociologicheskie i psihologo-pedagogicheskie problemy sovremennogo obrazovaniya, 3, 89–191. (In Russ.). https://doi.org/10.37386/2687-0576-2021-3-89-91
Benamar, L., Balagué, C., Ghassany, M. (2017). The identification and influence of social roles in a social media product community. Journal of computer-mediated communication, 22 (6), 337–362.
Bocharnikova I.S. (2020). Oniomania as a consumption trend among young people: a sociocultural aspect. Kaspijskij region: politika, ekonomika, kul'tura, 1 (62), 133–140. (In Russ.). https://doi.org/10.21672/1818-510Х-2020-62-1-133-140.
Bourgeois-Bougrine S., Richard, P., Burkhardt, J. M., Frantz, B., Lubart, T. (2020). The expression of users’ creative potential in virtual and real environments: an exploratory study. Creative Learning in Digital and Virtual Environments (pp.96–117). Routledge.
Davis, K., Randall, D. P., Ambrose, A., Orand, M. (2015). ‘I was bullied too’: stories of bullying and coping in an online community. Information, Communication & Society, 18 (4), 357–375.
Dokuchaev I. I. (2019). Crisis of values of creative culture as a global problem of our time. Mezhdunarodnye Lihachevskie nauchnye chteniya. Available at: https://www.lihachev.ru/pic/site/files/lihcht/2019/dokladi/DokuchaevII_sec2_rus_290419.pdf (accessed 14 October 2022). (In Russ.).
Efremova M.V. Bul'ceva M.A. (2020). The relationship of individual values and prosocial behavior in online and offline contexts. Social'naya psihologiya i obshchestvo, 1, 107–126. (In Russ.).
Halin V.G., Chernova G.V. (2018), Digitalization and its impact on the Russian economy and society: advantages, challenges, threats and risks. Upravlencheskoe konsul'tirovanie, 10 (118), 46–63.
Kataeva O.V. (2020). Digitalization and virtualization of the life world: assessments and positions. Intellekt. Innovacii. Investicii, 6, 129–136. (In Russ.). https://doi.org/10/25198.2077-7175-2020-6-129
Korchak K.I. (2021). Information socialization and its potential threats at the level of secondary general education in the light of the digitalization trend. Narodnoe obrazovanie, 4(1487), 184–190. (In Russ.).
Kovalev V.N. Riski tsifrovizatsii obshchestva. In: Black Sea Conference-2019, Paper presenterd at the 3d Conference of Black Sea International Scientific and Practical Conference, Sevastopol, 2019. Sevastopol: a branch of Moscow State University named after M.V. Lomonosov in Sevastopol, 2019. pp. 189–190. (In Russ.).
Kozhevnikov S.B., Ermolenko G.A. (2021). Digitalization of modern culture and humanitarian reflection. Cifrovaya gumanitaristika: chelovek v «prozrachnom» obshchestve. Moskow: Knigodel. 144 p. (In Russ.).
Krause H.V., Baum K., Baumann A., Krasnova H. (2021). Unifying the detrimental and beneficial effects of social network site use on self-esteem: a systematic literature review. Media Psychology, no. 24,10–47.
Kulishev V. V. (2019). Mass culture as a factor of socialization and a source of risks of education and development of students: possible contours of the typology of socio-anthropological factors of influence. Kant, 3 (32), 66–72. (In Russ.).
Lektorskij V.A. (2017). Cognition, action, reality. Voprosy filosofii, 9, 5–23. (In Russ.).
Mitina I. D., Tihova V. A. (2020). Mass consumer culture: current trends and problems in the sociology of culture. Sibirskij nauchnyj vestnik, 3-4 (41-42), 139–144. (In Russ.).
Osmanova A.I. (2019). The specificity of communication with the youth audience in a virtual environment. Mediaskop, 4, 10–16. (In Russ.).
Parker E., Saker M. (2020). Art museums and the incorporation of virtual reality: Examining the impact of VR on spatial and social norms. Convergence, 26 (5-6), 1159–1173.
Reprincev A.V. (2021).Art and Man in the System of Spiritual Values of the Post-Industrial World: Vectors of the Evolution of Meanings and Standards of Culture. Uchenye zapisi, 3 (59),  242–260. (In Russ.).
Safaryan L.G. (2021). Reversal of aesthetic principles in the situationist spectacle. Terra Aestheticae, 2 (8), 66–98. (In Russ.).
Shishkina L.I. (2015). Creativity and creativity: correlation of concepts. Upravlencheskoe konsul'tirovanie, 4 (76), 176–182. (In Russ.).
Tihova V.A., Mitin S.N. (2021). The concept of socialization and socialization trajectories of youth in a consumer society. Simbirskij nauchnyj vestnik, 1 (43), 62–68. (In Russ.).