ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА НЕОКОНЧЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Основное содержание статьи

Ирина Николаевна Воробьева Email: vorobyova-i-n@yandex.ru

Аннотация

Территориальная идентичность как базовый элемент закрепления молодежи в родном регионе выступает фактором экономической безопасности и стабильности региона. В условиях высокой миграционной активности выпускников школ из средних и малых городов России актуальной задачей представляется выявление маркеров территориальной идентичности, элементов эмоциональной привязанности школьников к территории проживания. Метод неоконченных предложений выступает одним из действенных методов анализа эмоциональной и когнитивной составляющей территориальной идентичности. В статье представлены преимущества и недостатки использования данного метода. Приведены результаты его применения для изучения преимуществ и недостатков, а также причин отъезда из города учащихся города Череповца, одного из центров металлургической и химической промышленности Северо-Запада России Вологодской области.


Методы и методология. Метод сбора информации: опрос учащихся 9-11 классов общеобразовательных школ г.Череповца, проведенный в апреле 2022 года. Для выявления уровня территориальной идентичности школьников использовалась авторская методика.


Результаты исследования. Методом неоконченных предложений было определено, что промышленная специфика города является основным кластером когнитивной составляющей территориальной идентичности. Развитая промышленность представляется доминантным фактором как основных преимуществ, которые декларируют учащиеся (рабочие места, высокий уровень зарплат), так и недостатков города (экологически неблагополучная ситуация, специфичность рабочих мест). Идентификация с историческим наследием выражена слабо. Важным фактором позитивной идентификации является оценка инфраструктуры и возможностей культурного досуга.


Обсуждение и заключение. Основные ограничения формирования территориальной идентичности у школьников промышленного города зачастую связаны с узким восприятием города, развитым стереотипным представлением о нём, как о городе с низким уровнем перспектив и самореализации. Слабо представлена идентификация с историческим прошлым и явно выражена заниженная оценка социально-экономического развития.


Ключевые слова: метод неоконченных предложений, территориальная идентичность, городская идентичность, школьники, миграция, молодежь.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Воробьева, И. Н. (2023). ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА НЕОКОНЧЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. Society and Security Insights, 6(3), 117-128. https://doi.org/10.14258/SSI(2023)3-06
Раздел
ГОСУДАРСТВО, ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И СТАБИЛЬНОСТЬ
Биография автора

Ирина Николаевна Воробьева, Череповецкий государственный университет

Ирина Николаевна Воробьева – к. социол. наук, доцент кафедры социологии и социальных технологий Череповецкого государственного университета, г.Череповец, Россия.

Литература

Авилов Г. М., Кранзеева Е. А., Яницкий Л. С. Региональная идентичность молодежи и проблема формирования имиджа региона // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 1 (33). С. 110–119.
Алистанова З. Ф. Исследование этнических стереотипов: подходы и методы // Теория и практика общественного развития. 2018. №4 (122). С. 46–48.
Антонова Н. Л. Молодежь в поисках городской идентичности: уровни и индикаторы // Общество: социология, психология, педагогика. № 11. 2021. С. 16–19.
Архипова А. Э. Федотова Н. Г. Маркеры территориальной идентичности как символическая основа брендинга места // Ученые записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. 2016. №2 (6). С.1-5.
Богатова О. А., Долгаева Е. И. Город в теории и на практике: факторы формирования социальной идентичности столицы республики в составе Российской Федерации // Регионология. 2022. Т. 30, № 2. С. 447–469. https://doi.org/10.15507/2413-1407.119.030.202202.447-469
Власова Т. А., Обухов К. Н. В поисках «ижевского мифа»: символическое пространство города как ресурс развития территорий // Журнал социологии и социальной антропологии. 2021. № 24(4). С. 196–220.
Воробьева И.Н. Территориальная идентичность населения: методика эмпирического измерения // Siberian socium. 2023. № 1(23). С. 29–44. https://doi.org/10.21684/2587-8484-2023-7-1-29-44
Горнова Г. В. Визуально-семиотические аспекты городской идентичности // Праксима. 2019. № 21(3). С. 62–74. https://doi.org/ 10.23951/2312-7899-2019-3-62-74
Камалова Г. Р. Современная молодежь Республики Башкортостан: идентификации идентичности (по материалам этносоциологических исследований) // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 5. С. 93.
Коган Е. А. Успешный человек глазами будущих инженеров // Человеческий капитал. 2020. № 3(135). С. 120–127.
Коган Е. А. Формирование критериев эффективности преподавателя вуза на основании мнений студентов // Современное педагогическое образование. 2022. № 1. С. 190–193.
Лапыгин В. Д. Методологические и методические перспективы развития мето¬да неоконченных предложений // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2016. № 4. С. 75–82.
Москалец А. А. Методика измерения когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов идентификационных процессов // Вестник университета. 2011. № 19. С. 97–99.
Оплетина И. А., Белоусова Н. А. Выраженность компонентов гражданской идентичности у жителей разных регионов России // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 6. С. 89–93. https://doi.org/ 10.24158/spp.2021.6.14
Скалабан И. А., Серебрянникова О. А. Территориальная идентичность как фактор социального участия: поколенный контекст // Идеи и идеалы. 2014. № 1(19). С. 65–74 .
Субботина М. В. Применение метода неоконченных предложений в изучении понятий героизма и справедливости. Общество: социология, психология, педагогика. 2021. №5 (85). С.88-96. https://doi.org/10.24158/spp.2021.5.15
Троцук И. В., Субботина М. В. «Ядро» и периферия» понятий «счастье» и «справедливость»: метод неоконченных предложений как инструмент валидизации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2022. Т. 22, № 4. С. 782–801. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2022-22-4-782-801
Филиппова Д. Н. К вопросу арктической идентичности студентов университетов Арктики // Общество: социология, психология, педагогика. № 6(74). 2020. С. 73–79.
Banini T. Towards a Methodology for Constructing Local Territorial Identities // Territorial identities in action. Presa Universitara Clujeana. 2021. Р. 13-39
Capello R. Interpreting and Understanding Territorial Identity // Regional Science Policy and Practice. 2019. № 11(1). Р. 141–158.

REFERENCES
Avilov, G. M., Kranzeeva, E. A., Yanitsky, L. S.(2019). Regional identity of youth and the problem of forming the image of the region. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 1(33), 110–119 (In Russ.).
Alistanova, Z. F. (2018). Research of ethnic stereotypes: approaches and methods. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya, 4(122), 46–48. https://doi.org/10.24158/tipor.2018.4.9 (In Russ.).
Antonova, N. L. (2021). Youth in search of urban identity: levels and indicators Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika, 11, 16–19. https://doi.org/10.24158/spp.2021.11.1. (In Russ.).
Arkhipova, A. E., Fedotova, N.G. (2016). Markers of territorial identity as a symbolic basis for branding a place. Uchenye zapiski Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta imeni Yaroslava Mudrogo, 2(6), 1–5 (In Russ.).
Bogatova, O. A., Dolgaeva, E. I. (2022). City in theory and practice: factors of formation of social identity of the capital of the republic as part of the Russian Federation. Regionologiya, 30 (2), 447–469. https://doi.org/10.15507/2413-1407.119.030.202202.447-469 (In Russ.).
Vlasova, T. A., Obukhov, K. N. (2021). In search of the "Izhevsk myth": the symbolic space of the city as a resource for the development of territories. Zhurnal sociologii i social'noj antropologii, 24 4), 196–220. https://doi.org/10.31119/jssa.2021.24.4.8 (In Russ.).
Vorobeva I.N. , (2023). Territorial identity of the population: methods of empirical measurement. Siberian socium, 1(23), 29–44. https://doi.org/10.21684/2587-8484-2023-7-1-29-44 (In Russ.).
Gornova, G. V. (2019). Visual-semiotic aspects of urban identity. Praxima, 21(3), 62–74. https://doi.org/ 10.23951/2312-7899-2019-3-62-74 (In Russ.).
Kamalova, G. R. (2014). Modern Youth of the Republic of Bashkortostan: Identification of Identity (Based on Materials of Ethno-Sociological Research). Gumanitarnye, social'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki, 5, 93 (In Russ.).
Kogan, E. A. (2020). A successful person through the eyes of future engineers. Chelovecheskij kapital, 3(135), 120–127. https://doi.org/ 10.25629/HC.2020.03.13 (In Russ.).
Kogan, E. A. (2022). Formation of criteria for the effectiveness of a university teacher on the basis of students' opinions. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie, 1, 190–193 (In Russ.).
Lapygin, V. D. (2016). Methodological and methodological prospects for the development of the method of unfinished sentences. Vestnik RGGU. Seriya: Filosofiya. Sociologiya. Iskusstvovedenie, 4 (In Russ.).
Moskalets, A. A. (2011). Methodology for measuring the cognitive, emotional and behavioral components of identification processes. Vestnik universiteta, 19, 97–99 (In Russ.).
Opletina, I. A., Belousova, N. A. (2021). The severity of the components of civil identity among residents of different regions of Russia. Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika, 6, 89–93. https://doi.org/ 10.24158/spp.2021.6.14 (In Russ.).
Skalaban, I. A., Serebryannikova, O. A. (2014). Territorial identity as a factor of social participation: generational context. Idei i idealy, 1(19), 65–74 (In Russ.).
Subbotina, M. V. (2021). Application of the method of unfinished sentences in the study of the concepts of heroism and justice. Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika, 5(85), 88–96. https://doi.org/10.24158/spp.2021.5.15 (In Russ.).
Trotsuk, I. V., Subbotina, M. V. (2022). "Core" and "periphery" of the concepts of "happiness" and "justice": the method of incomplete sentences as a validation tool. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Sociologiya, 22(4), 782–801. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2022-22-4-782-801 (In Russ.).
Filippova, D. N. (2020). On the issue of the Arctic identity of students of the universities of the Arctic. Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika, 6(74), 73–79 (In Russ.).
Banini T. (2021). Towards a Methodology for Constructing Local Territorial Identities. In: Territorial identities in action (рр. 13–39). Presa Universitara Clujeana.
Capello R. (2019). Interpreting and Understanding Territorial Identity. Regional Science Policy and Practice, 11(1), 141–158.