ВЕКТОРЫ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В КИТАЙСКОМ WECHAT КАК ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДРУГОГО/ЧУЖОГО В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Основное содержание статьи

Синь Цю Email: qiuxin12121@163.com
Лидия Глебовна Золотых Email: zolotyhlg@yandex.ru
Ольга Юрьевна Космачева Email: olga_ast@list.ru

Аннотация

В рамках когнитивного подхода анализируются контенты популярных публичных аккаунтов, представляющих разные направления русской культуры в китайском мессенджере WeChat, как способ репрезентации Чужой/Другой социокультурной жизни. Анализ исследований, объектом которых являются социальные сети, показал их неоднозначное влияние на массовую культуру и актуализировал такую проблему, как культурная безопасность vs социальные сети. Это определило целесообразность изучения прагматической эффективности русской культуры на китайскую аудиторию в социальной сети WeChat. Материалом исследования стали публичные аккаунты, которые были выделены в ходе исследовательского проекта «Русская культура в китайском мессенджере WeChat», реализованного в 2023–2024 гг. студентами факультета русского языка Института иностранных языков Сычуаньского университета, и сгруппированы по следующим шести направлениям: информационные и новостные публичные аккаунты о России, русская кинокультура, русские художники и изобразительное искусство России, русское музыковедение и музыка России, путешествие по России, русская гастрономическая культура. Целью исследования является систематизация публичных аккаунтов на основе выявленных характеристик контентов WeChat, представляющих разные направления русской культуры. Особенность материала и объект исследования обусловили использование выборочного метода в эмпирическом исследовании, обращение к описательному методу, включающему приемы наблюдения, сопоставления, обобщения и классификации анализируемого материала, а также его внешней и внутренней интерпретации. Теоретическим основанием исследования принимается когнитивный подход к анализу контентов наиболее популярных публичных аккаунтов в китайском мессенджере WeChat, в результате чего был выявлен широкий диапазон представления разных направлений русской культуры в качестве способа репрезентации Чужой/Другой социокультурной жизни. Результатом впервые проведенного контент-анализа выбранных в качестве исследования текстов публичных аккаунтов WeChat стала их типологизация и многоаспектная характеристика. Ценность данного исследования определяется социокультурным статусом трансляции Чужого/Другого посредством публичных аккаунтов, контенты которых представляют разнообразные векторы русской культуры в открытой коммуникативной среде WeChat для миллиардной китайской аудитории. Модель представления номинаций публичных аккаунтов в русскоязычном варианте как результата эквивалентности перевода, в оригинальном китайском традиционном написании и в графике пиньинь с указанием ID-адреса может использоваться как базовая в других лингвокультурах.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Цю, С., Золотых, Л. Г., & Космачева, О. (2024). ВЕКТОРЫ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В КИТАЙСКОМ WECHAT КАК ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДРУГОГО/ЧУЖОГО В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ. Society and Security Insights, 7(2), 137-155. https://doi.org/10.14258/SSI(2024)2-08
Раздел
СОЦИАЛЬНЫЕ, КУЛЬТУРНЫЕ, ИСТОРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ
Биографии авторов

Синь Цю, Сычуаньский университет

канд. филол. наук, декан факультета русского языка Института иностранных языков Сычуаньского университета, г. Чэнду, Китай.

Лидия Глебовна Золотых, Сычуаньский университет

д-р филол. наук, профессор факультета русского языка Института иностранных языков Сычуаньского университета, г. Чэнду, Китай

Ольга Юрьевна Космачева, Астраханский государственный университет им. В.Н. Татищева

канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка факультета филологии и журналистики Астраханского государственного университета им. В. Н. Татищева, г. Астрахань, Россия.

Литература

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Дворянчиков Я. В., Шепелева Е. С. Социальные сети как инструмент популяризации массовой культуры // Форум молодёжной науки. 2021. № 2. Вып. 2. С. 29–33.
Гужавина Т. А. Новые цифровые практики как внешний эффект социального капитала // Society and Security Insights. 2021. Т. 4, № 4. С. 95–109. https://doi.org/10.14258/ssi(2021)4-06.
Ефимов Е. Г., Небыков И. А. Роль культуры в развитии социальных сетей // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. 2015. № 2 (52), ч. II. C. 76–81.
Исаченко Н. Н. Трансформация ценностных основ культуры как угроза культурной безопасности // Философия и культура. 2024. № 2. С. 63–71. https://doi.org/10.7256/2454-0757.2024.2.69781 EDN: TPZWXG URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=69781 (дата обращения: 19.03.2024).
Романова А. П. Концепция социетальной безопасности: теория, дискуссия и каспийские перспективы // Caspium Securitatis : журнал каспийской безопасности. 2021. Т. 1. № 1. С. 55–65.
Семилет Т. А., Витвинчук В. В., Фотиева И. В., Лукашевич Е. В. Социальные сети как культурные матрицы интернет коммуникации // Культура и текст. 2019. № 3 (38). С. 226–242.
Сергеева З. Н. Социальные медиа как новая институциональная структура осуществления коммуникаций молодежи // Society and Security Insights. 2023. Т. 6, № 1. С. 56–65. https://doi.org/10.14258/ssi(2023)1-03.
Си Цзиньпин. Полный текст доклада ХХ Всекитайскому съезду Коммунистической партии Китая // Russian.News.Cn : русская версия официального веб-сайта информационного агентства Синьхуа. 2022. 25 окт. URL: https://russian.news.cn/20221025/b32a2a0cff064246838b0999eeedebaa/c.html (дата обращения: 20.02.2024).
Чирва А. С. Культурные аспекты социальных сетей // Вестник науки и образования. 2017. № 3 (27), том 1. С. 116–118.
Bai H. Applications of WeChat public accounts in higher education // Informatization of Education in China. 2013. № 4. P. 78–81.
Gong C. B. Building an external communication system in the era of “Micro” // External Communication. 2014. № 6. P. 7–9.
Hou Q. Creating an educational platform for universities based on WeChat // Bulletin of Yangtze University (Social Sciences). 2013. № 11. P. 137–138.
Li T. L., Li X. H. Analysis of Communication Characteristics of WeChat // Modern Educational Technologies. 2015. No. 3(25). P. 95–100. https://doi:10.3969/j.issn.1009-8097.2015.03.015.
Li X. Analysing the Effect of News Dissemination on the Public Platform WeChat // Chinese Newspaper. 2019. № 05. P. 55–57. https://doi:10.13854/j.cnki.cni.2019.05.021.
Peng J. Analyzing the Cultural Communication Value of WeChat Public Number in the Era of Selfies // Friends of the Humanities. 2019. № 5. P. 79. https://doi:10.3969/j.issn.2096-4684.2019.05.071.
Wang P. Features and design principles of mobile learning based on WeChat // Distance Learning. 2013. № 6. P. 34–41. https://doi.org/10.15881/j.cnki.cn33-1304/g4.2013.06.012.
Wu S. The important application of public accounts in news broadcasting // Chinese Newspaper. 2021. № 23. P. 108–109. https://doi.org/10.13854/j.cnki.cni.2021.23.045.
Wu X. F. Influences of WeChat Public Accounts on Traditional Paper Media and Their Strategies // News Research. 2023. № 11. P. 53–55.
Yuan X., Ding X. Y. Building a Platform for Media Integration Through WeChat Public Accounts // Chinese Newspaper. 2023. № 11. P. 208–210.
Zhong Z. J. WeChat Public Platform: Another Opportunity to Transform News Communication // Cradle of Journalism. 2021. № 09. P. 15–16.

REFERENCES

Bai, H. (2013). Applications of WeChat public accounts in higher education. Informatization of Education in China, 4, 78–81.
Chirva, A.S. (2017). Cultural aspects of social networks. Herald of Science and Education, 3(27)(1), 116–118. (In Russ.).
Dvoryanchikov, Ya.V., & Shepeleva, E.S. (2021). Social media as a way to popular mass culture. Youth Science Forum Journal, 2(2), 29–33. (In Russ.).
Efimov, E.G., & Nebykov, I.A. (2015). Role of culture in social networks development. Gramota, 2(52), 76–81. (In Russ.).
Gong, C.B. (2014). Building an external communication system in the era of “Micro”. External Communication, 6, 7–9.
Guzhavinа, T.A. (2021). New digital practices as an external effects of social capital. Society and Security Insights, 4 (4), 95–109. https://doi.org/10.14258/ssi(2021)4-06 (In Russ.).
Hou, Q. (2013). Creating an educational platform for universities based on WeChat. Bulletin of Yangtze University (Social Sciences), 11, 137–138.
Isachenko, N.N. (2024). Transformation of cultural values as a threat to cultural security. Philosophy and Culture, 2, 63–71. https://doi.org/10.7256/2454-0757.2024.2.69781 (In Russ.). URL https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=69781 (In Russ.).
Li, T.L., & Li, X.H. (2015). Analysis of Communication Characteristics of WeChat. Modern Educational Technologies, 3(25), 95–100. https://doi:10.3969/j.issn.1009-8097.2015.03.015.
Li, X. (2019). Analysing the Effect of News Dissemination on the Public Platform WeChat. Chinese Newspaper, 05, 55-57. https://doi:10.13854/j.cnki.cni.2019.05.021.
Peng, J. (2019). Analysing the Cultural Communication Value of WeChat Public Number in the Era of Selfies. Friends of the Humanities, 5, 79. https://doi:10.3969/j.issn.2096-4684.2019.05.071.
Romanova, A.P. (2021). The concept of societal security: theory, discussion, and Caspian perspectives. Caspium Securitatis, 1(1), 55–65. (In Russ.).
Semilet, T.A., Vitvinchuk, V.V., Fotieva, I.V., & Lukashevich, E.V. (2019). Social media as cultural matrices of internet communication. Kul'tura i Tekst, 3(38), 226–242. (In Russ.).
Sergeeva, Z.N. (2023). Social Media as a New Institutional Structure for Communication of Youth. Society and Security Insights, 6(1), 56–65. https://doi.org/10.14258/ssi(2023)1-03 (In Russ.).
Wang, P. (2013). Features and design principles of mobile learning based on WeChat. Distance Learning, 6, 34–41. https://doi.org/10.15881/j.cnki.cn33-1304/g4.2013.06.012.
Wu, S. (2021). The important application of public accounts in news broadcasting. Chinese Newspaper, 23, 108–109. https://doi.org/10.13854/j.cnki.cni.2021.23.045.
Wu, X.F. (2023). Influences of WeChat Public Accounts on Traditional Paper Media and Their Strategies. News Research, 11, 53–55.
Xi, Jinping (2022). Full text of the report to the 20th National Congress of the Communist Party of China. https://russian.news.cn/20221025/b32a2a0cff064246838b0999eeedebaa/c.html.
Yuan, X., & Ding, X.Y. (2023). Building a Platform for Media Integration Through WeChat Public Accounts. Chinese Newspaper, 11, 208–210.
Zhong, Z.J. (2021). WeChat Public Platform: Another Opportunity to Transform News Communication. Cradle of Journalism, 09, 5–16.