ПРОБЛЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ РАЦИОНОВ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ НА ПРИМЕРЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
Основное содержание статьи
Аннотация
На основе результатов социологического опроса исследуются потребительские предпочтения блюд школьного меню детьми разных возрастов. Актуальность исследования определяется такими проблемами системы школьного питания, как повышенное количество отходов и отказ от питания в столовых вследствие неудовлетворенности его качеством. Названные проблемы несут угрозы здоровью учащихся, а также влекут за собой неоправданные финансовые и материальные затраты на организацию питания. Целью научного исследования служит выявление особенностей вкусовых предпочтений школьников в зависимости от возраста и обоснование необходимости их учета при планировании рационов питания. В основу исследования легли результаты социологического опроса, проведенного в Республике Башкортостан в мае 2024 года методом анкетирования. Исследование показало, что по мере взросления школьников рацион питания становится шире, практики питания более сбалансированными, растет лояльность к продуктам со специфическим вкусом. Среди учеников 10-11 классов на 10,1 % чаще съедают почти всю порцию во время приема пищи, и на 9,2 % реже оставляют более половины по сравнению с учениками младших классов. При этом среди всех школьников выявлен дисбаланс пищевых веществ на завтрак, недостаточное потребление белков, и в целом присутствует склонность к выбору продуктов, относящихся к «бедному» типу питания, что указывает на необходимость просветительской работы с детьми и родителями на тему сбалансированного питания. Исследование акцентирует внимание на противоречии в существующих нормах планирования и контроля качества школьного питания, не учитывающих потребительский спрос. Практическая значимость полученных результатов заключается в обосновании потребности корректировки подхода в организации школьного питания.
Скачивания
Metrics
Детали статьи

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Authors retain the copyright of their manuscripts, and all Open Access articles are distributed under the terms of the Creative Commons Attribution License, which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided that the original work is properly cited.
Литература
Горелова Ж.Ю., Кучма В.Р., Соловьева Ю.В., Летучая Т.А., Плац-Колдобенко А.Н., Углов С.Ю. Научное обоснование и разработка вариантов школьного меню (12 дневных суточных рационов) с учетом домашнего питания. Основные принципы, особенности и преимущества // Евразийское Научное Объединение. 2017. Т. 1. № 3 (25). С. 71-77.
Латыпова М.Х., Мигунова Ю.В., Селиванова С.С. Особенности системы управления школьным питанием в Республике Башкортостан // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2024. № 3. С. 93–104.
Масанский С.Л. Новые подходы к нормированию питания в учреждениях образования // Пищевая промышленность: наука и технологии. 2021.Т. 14. № 4 (54). С. 17-23.
Масанский С.Л. Проблематика формирования рационов школьного питания // Материалы II Международного конгресса: «Наука, питание и здоровье». Минск: ИВЦ Минфина, 2019. С. 151-161.
Мастерова С. Н. Привычки здорового питания как внутренний фактор выбора рациона питания населением России. Научные записки молодых исследователей. 2023. № 11(5). С. 63–74.
Пастухова Е.Я., Иванова О.П., Кузнецова Т.А. Особенности питания российских бедных домохозяйств: региональная дифференциация // Фундаментальные исследования. 2019. № 4. С. 89-94.
Столь А.В. Оценка качества школьного питания на примере Республики Башкортостан // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2024. № 2. С. 77-90.
Столь А.В. Оценка удовлетворенности школьным питанием в муниципальных образованиях Республики Башкортостан как метод получения обратной связи при управлении качеством питания // Муниципалитет: экономика и управление. 2024. № 1 (46). С. 62-71.
Тварадзе Н.Б., Давыдович А.Р. Школьное питание: проблемы и перспективы развития // Экономика и социум. 2016. №4-2 (23). С. 338–341.
Grivins, M., Tisenkopfs, T., Tikka, V. et al. Manoeuvring between regulations to achieve locally accepted results: analysis of school meals in Latvia and Finland. Food Sec. 10, 1389–1400 (2018).
Juniusdottir R, Hornell A, Gunnarsdottir I, Lagstrom H, Waling M, Olsson C, Talvia S, Olafsdottir AS. Composition of school meals in Sweden, Finland, and Iceland: official guidelines and comparison with practice and availability. J Sch Health. 2018; 88: 744-753.
Martha J. Nepper, Weiwen Chai Parents' barriers and strategies to promote healthy eating among school-age children, Appetite, Volume 103, 2016, Pages 157-164.
REFERENCES
Egoryshev, S.V., Sadykov, R.M., Migunova, Yu.V. (2019). Social practices of children's nutrition in low-income Russian families. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Sociologiya. 19 (3), 432-442. DOI: 10.22363/2313-2272-2019-19-3-432-442 (In Russ.)
Gorelova, Z. Yu., Kuchma, V. R., Solovyeva, Y. V., Letuchaya, T. A., Platz-Koldobenko, A. N., & Uglov, S. Yu. (2017). Scientific justification and development of school menu options (12 daily dietary allowances) considering home nutrition. Evraziyskoe Nauchnoe Obyedineniye, 1(3), 71–77. (In Russ.)
Latypova M.Kh., Migunova Yu.V., Selivanova S.S. Features of the school meal management system in the Republic of Bashkortostan. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2024, 3, 93-104. DOI: 10.15593/2224-9354/2024.3.6 (In Russ.).
Masansky, S. L. (2021). New approaches to the standardization of nutrition in educational institutions. Pishchevaya Promyshlennost': Nauka i Tekhnologii, 14(4), 17–23. DOI:10.47612/2073-4794-2021-14-4(54)-17-23 (In Russ.)
Masansky, S. L. (2019). Issues of forming school nutrition rations. In Materials of the II International Congress: “Science, Nutrition, and Health” (pp. 151–161). Minsk: IVC Minfina. EDN: VOHZMK (In Russ.)
Masterova, S. N. (2023). Healthy eating habits as an internal factor in the dietary choices of the population of Russia. Nauchnye Zapiski Molodykh Issledovateley, 11(5), 63–74. DOI: 10.22394/2304-3385-2024-1-62-71 (In Russ.)
Pastukhova, E. Ya., Ivanova, O. P., & Kuznetsova, T. A. (2019). Features of the nutrition of poor households in Russia: regional differentiation. Fundamental'nye Issledovaniya, 4, 89–94. https://doi.org/10.17513/fr.42444 (In Russ.)
Stol, A. V. (2024). Assessment of the quality of school nutrition based on the example of the Republic of Bashkortostan. Vestnik Permskogo Natsional'nogo Issledovatelskogo Politekhnicheskogo Universiteta. Sotsial'no-ekonomicheskie Nauki, 2, 77–90. DOI: 10.15593/2224-9354/2024.2.6 (In Russ.)
Stol, A. V. (2024). Assessment of satisfaction with school nutrition in municipal entities of the Republic of Bashkortostan as a method of obtaining feedback in managing the quality of nutrition. Municipalitet: Ekonomika i Upravlenie, 1(46), 62–71. DOI: 10.22394/2304-3385-2024-1-62-71 (In Russ.)
Tvaradze, N. B., & Davydovich, A. R. (2016). School nutrition: problems and development prospects. Ekonomika i Sotsium, 4-2(23), 338–341. (In Russ.)
Grivins, M., Tisenkopfs, T., Tikka, V. et al. (2018). Manoeuvring between regulations to achieve locally accepted results: analysis of school meals in Latvia and Finland. Food Sec., 10, 1389–1400. DOI: 10.1007/s12571-018-0856-6
Juniusdottir R, Hornell A, Gunnarsdottir I, Lagstrom H, Waling M, Olsson C, Talvia S, Olafsdottir AS. (2018). Composition of school meals in Sweden, Finland, and Iceland: official guidelines and comparison with practice and availability. J Sch Health, 88, 744-753. DOI: 10.1111/josh.12683.
Martha J. Nepper, Weiwen Chai (2016). Parents' barriers and strategies to promote healthy eating among school-age children, Appetite; 103, 157-164. DOI: 10.1016/j.appet.2016.04.012.