ПРАЗДНИКИ И ПРАЗДНИЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ: ДИЛЕММА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
Основное содержание статьи
Аннотация
Наличие ассиметрии между популярными формами массовых социокультурных мероприятий и задачами формирования и передачи ценностно-поведенческих смыслов является проблемой, которая ведет к нарушению взаимосвязи ценностей праздничной даты с их репрезентацией в границах проведения социокультурного мероприятия, привлекающего посетителей. И, как следствие – к разобщению смыслов, передача которых декларируется и смыслами, которые фактически внедряются в публичное пространство. В условиях ориентации на культурный суверенитет, популяризацию духовно-нравственных ценностей это актуализирует потребность в своевременном ее выявлении, оценке и нивелировании. Целью исследования является установление и оценка наличия указанной ассиметрии в представлениях целевых групп о празднике и о мероприятиях с праздничной составляющей. Методология включала количественный анализ эмпирических данных с опорой на социологические данные ВЦИОМ за 2006-2014 гг. и 2017-2023 гг., и сравнительный анализ. В результате исследования концептуализированы элементы понятийно-категориальной системы «праздник» и «массовое социокультурное мероприятие», их структура в системе городских массовых мероприятий и операциональные взаимосвязи. Проведен сравнительный анализ социологических данных относительно интереса россиян к праздничным датам и посетительское намерение относительно городских социокультурных мероприятий. Сделаны выводы о существовании признаков несовпадения достаточно высокой значимости праздничных дат, несущих социокультурные смыслы, и недостаточной заинтересованности непосредственно в посещении социокультурных мероприятий с праздничным элементом. В возрастных группах молодежи 18-24 и 25-34 лет наряду с растущим интересом к праздничным датам проявлена наибольшая посетительская заинтересованность вкупе с малым фактическим посетительским опытом, что представляет собой благоприятные условия для нивелирования угрозы. Предложены рекомендации, которые бы позволили укрепить взаимосвязь сакральных праздничных смыслов с репрезентирующими их материальными артефактами; а именно: по учету особенностей работ со значимыми целевыми группами («Принимающие» и «Передающие»), по учету особенностей работ с отдельными видами мероприятий (преемственность и стимулирование), по учету особенностей номенклатуры видов работ (привлечение, разработка артефактного наполнения и посетительской траектории). Исследование впервые проблематизирует данную дилемму, концептуализирует ее границы, указывает на признаки присутствия и обозначает направления работ по устранению.
Скачивания
Metrics
Детали статьи

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Authors retain the copyright of their manuscripts, and all Open Access articles are distributed under the terms of the Creative Commons Attribution License, which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided that the original work is properly cited.
Литература
Бабаев А.В. Событийные мероприятия как фактор совершенствования семейного досуга // Среднее профессиональное образование. 2019. № 8. С. 61-65.
Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. 2-е изд. М.: Худож. лит., 1990. 543 с.
Етеревская И., Ястребова Н. Специфика пространственно-планировочной организации многоуровневых общественных пространств в структуре современного города // Социология города. 2024. №. 1. С. 54–71. https://doi.org/10.35211/19943520_2024_1_54
Калашникова И.В., Филиппова К.В. Социальное управление, социальный менеджмент: понятия и трактовки // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2020. № 1(56). С. 65–70.
Каткова К. Ф. Социокультурная значимость проекта «Россия-моя история» // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2019. № 1 (38). С. 114–118.
Леонова М.Г., Пермесская В.С., Чумакова М.С. Цифровые технологии в социокультурных мероприятиях // Современные проблемы высшего образования. теория и практика: актуальные проблемы творческого образования в период пандемии. Москва: Учебный центр «Перспектива», 2021. С. 280–288.
Мирошниченко Е.В., Гененко О.Н., Ряднова С.А. Социокультурное пространство традиционного народного праздника как сфера формирования ценностных ориентаций подростков // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 2 (93). С. 44–48. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2022-293-44-48
Мордасов А.А. Девальвация праздника, или возможности партиципации в пространстве праздничной культуры // Лики традиционной культуры в современном культурном пространстве. Челябинск: ЧГИК, 2022. С. 119–124.
Мышьякова Н.М., Кипнес Л.В. Праздничные тексты современной культуры // Norwegian Journal of Development of the International Science. 2022. № 77-2. С. 40–43. https://doi.org/10.24412/3453-9875-2021-77-2-40-43
Ожеховска И. Язык и культура региона как составляющие образовательного пространства. Белгород: Общество с ограниченной ответственностью Эпицентр, 2020. С. 122–126.
Резунков А.Г. Праздник как средство управления народными массами // Ноосферное образование в евразийском пространстве : коллективная научная монография. Санкт-Петербург : Центр научно-информационных технологий «Астерион», 2019. С. 542–550.
Хохлина Н.В. Научный анализ подходов к изучению праздника как социального явления // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-3. С. 348–351.
Шелгинская В.А. Восприятие ценностных оснований ивент-деятельности в социокультурной среде (анализ по модели артефактов Э. Шейна) // Скиф. 2023. № 1 (83). С. 37–44.
Berdnik T.O., Stytsenko A.. Holiday as an Effective Factor of Social Evolution // Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2024. Vol. 10, no. 1. P. 14–18. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2024-10-1-14-18
Matheson C.M., Tinsley R. The carnivalesque and event evolution: a study of the Beltane Fire Festival // Leisure Studies. 2016. Vol. 35, no. 1. P. 1–27.
Pereira L., Jerónimo C., Sempiterno M., Lopes da Costa R., Dias Á., António N. (2021). Events and festivals contribution for local sustainability // Sustainability. 2021. Vol. 13, no. 3. P. 1520. https://doi.org/10.3390/su13031520
Richards G. Event experience research directions // A research agenda for event management. UK: Edward Elgar Publishing, 2019. P. 79–93.
REFERENCES
Azarova, T.V. (2023). Festival as a cultural constant of the Italian festive discourse. Bulletin of the South Ural State University. Series: Linguistics, 20(3), 68–76. https://doi.org/10.14529/ling230308
Babaev, A.V. (2019). Event activities as a factor in improving family leisure. Secondary vocational education, (8), 61–65.
Bakhtin, M.M. (1990). The Works of Francois Rabelais and the Folk Culture of the Middle Ages and the Renaissance. Moscow: Art Literature.
Eterevskaya, I., Yastrebova, N. (2024). Specifics of spatial-planning organization of multi-level public spaces in the structure of a modern city. Sociology of the city, 1, 54–71. https://doi.org/10.35211/19943520_2024_1_54
Kalashnikova, I.V., Filippova, K.V. (2020). Social management, social management: concepts and interpretations. Bulletin of the Pacific State University, 1(56), 65–70.
Katkova K. F. Sociocultural significance of the project "Russia - my history" // Bulletin of the St. Petersburg State Institute of Culture. 2019. No. 1 (38). P. 114-118.
Leonova, M.G., Permesskaya, V.S., & Chumakova, M.S. (2021). Digital technologies in socio-cultural events. Modern problems of higher education. theory and practice: Actual problems of creative education during the pandemic. Moscow: Educational center "Perspektiva".
Miroshnichenko, E.V., Genenko, O.N., & Ryadnova, S.A. (2022). Sociocultural space of a traditional folk festival as a sphere of formation of value orientations of adolescents . World of science, culture, education, 2 (93), 44–48. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2022-293-44-48
Mordasov, A.A. (2022). Devaluation of the holiday, or the possibilities of participation in the space of festive culture. Faces of traditional culture in the modern cultural space. Chelyabinsk: ChSICA.
Myshyakova, N.M., Kipnes, L.V. (2022). Festive texts of modern culture. Norwegian Journal of Development of the International Science, 77-2, 40–43. https://doi.org/10.24412/3453-9875-2021-77-2-40-43
Ozhekhovska., I. (2020). Language and culture of the region as components of the educational space. Belgorod: Limited Liability Company Epicenter.
Rezunkov, A.G. (2019). Holiday as a means of managing the masses. Noospheric education in the Eurasian space: collective scientific monograph. St. Petersburg: Center for Scientific and Information Technologies "Asterion". (In Russ.)
Khokhlina, N.V. (2021). Scientific analysis of approaches to the study of a holiday as a social phenomenon. Problems of modern pedagogical education, 72-3, 348–351. (In Russ.)
Shelginskaya, V.A. (2023). Perception of value bases of event activities in the socio-cultural environment (analysis based on the model of artifacts by E. Schein). Skif, 1 (83), 37–44.
Berdnik, T.O., & Stytsenko, A.. (2024). Holiday as an Effective Factor of Social Evolution. Science Almanac of Black Sea Region Countries, 10(1), 14–18. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2024-10-1-14-18
Matheson, C.M.., & Tinsley, R. (2016). The carnivalesque and event evolution: a study of the Beltane Fire Festival. Leisure Studies, 35(1), 1–27.
Pereira, L., Jerónimo, C., Sempiterno, M., Lopes da Costa, R., Dias, Á., & António, N. (2021). Events and festivals contribution for local sustainability. Sustainability, 13(3), 1520. https://doi.org/10.3390/su13031520
Richards, G. (2019). Event experience research directions. A research agenda for event management (pp. 79-93). UK: Edward Elgar Publishing. http://dx.doi.org/10.4337/9781788114363.00015