СМИ КАК СУБЪЕКТЫ МЕДИЙНОГО ПРОСТРАНСТВА ТЮРКСКОГО МИРА: ОЦЕНКА БАЗОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
Основное содержание статьи
Аннотация
Архитектура международных взаимоотношений на евразийском пространстве претерпевает серьезные изменения, которые связаны с ростом влияния Турции в тюркоязычных странах. Значительное усиление геополитических позиций турецкого государства привело к наращиванию медийного контента, которое определяется как «тюркское». Тематика тюркологии в наши дни переросло границы узкого академического интереса научных отраслей знания (истории, этнологии, этнографии, лингвистики и прочее). На XI Саммите Организации тюркских государств (ОТГ), прошедшем 6 ноября текущего года в г. Бишкек, Реджеп Тайип Эрдоган призвал страны-участницы ОТГ перейти на единый латинский алфавит. Можно говорить о четко выраженном информационном тренде, который укрепляет внешнеполитическое лидерство Турции в тюркском мире. Призыв к переходу на единый тюркский алфавит центральноазиатских республик открывает возможность формирования механизма конструирования «тюркской» медийной реальности. Поэтому важно исследовать субъектов, определяющих содержание медиапространства, и средства массовой информации, формирующие «тюркскую» информационную повестку, а также оценить востребованность тюркской тематики в медийном пространстве. В России на сегодняшний день уже успешно применяются исследовательские инструменты анализа СМИ, которые помогают в сборе больших массивов данных и их последующей обработке. Например, «Медиалогия» (www.mlg.ru), «Интегрум» (www.integrum.ru), «Public.Ru» (www. public.ru), «СКАН Интерфакс» (www.scan-interfax.ru). В рамках настоящей статьи для сбора эмпирических данных была использована автоматическая система мониторинга и анализа СМИ «Медиалогия», по ключевым словам «тюркология», «тюркский мир», период охвата: 01.01.2024 – 31.10.2024. В качестве основного метода исследования был применен контент-анализ, позволивший раскрыть закономерности и тенденции информационного потока, определить намерения коммуникатора при осуществлении информационного вброса и спрогнозировать реакцию аудитории на информационное сообщение. Контент-анализ в качестве исследовательского метода наиболее эффективен, поскольку дает объективную, системную и количественную картину содержания информационного потока. Стандартизированные исследовательские процедуры дает надежные количественные показатели, которые позволили обратить внимание на тот факт, что наиболее продуктивными в производстве сообщений в сегменте «тюркский мир» медийного пространства являются интернет и информагенства.
Скачивания
Metrics
Детали статьи

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Authors retain the copyright of their manuscripts, and all Open Access articles are distributed under the terms of the Creative Commons Attribution License, which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided that the original work is properly cited.
Литература
Белковский С.В., Савинова О.Н. Контент-ананлиз в журналистсковедческих исследованиях. Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2017. 37 с.
Бориснев С.В. Социология коммуникации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 270 с.
Бузин В.Н., Основные элементы и функциональные связи медиапространства
как объекта управления //Среднерусский вестник общественных наук. 2011. № 3. С. 48-53
Дзялошинский И.М. Современное медиапространство России: М.: Издательство «Аспект Пресс», 2015. —312 с.
Дзялошинский, И.М.Медиапространство России: пробуждение Соляриса. М.: АПК и ППРО, 2012. 422 с.
Елисеева М. А. Медиапространство: социально-философский анализ // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия.Психология. Педагогика. 2019. Т. 19, вып. 1. С. 4–7.
Зубанова Л.Б. Современное медиапространство: подходы к исследованию и принципы интерпретации. //Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2008. № 2 (14). С. 6–17.
Кириллина Н.В., Фабричных М.А. Характеристики медиапространства: влияние на поляризацию мнений аудитории //Коммуникология. 2023. Том 11. № 4. С. 51-59
Краснянский Д. E. Современные медиа: средства информирования, пропаганда или механизм конструирования социальной реальности // Динамика современного мирового медиапространства: сборник тезисов по итогам круглого стола (5 декабря 2018 г.). Москва: Издательство Московского университета, 2019. 95, [1] с, С.19-22
Маклюэн Г. М. Понимание медиа: внешние расширения человека. Москва; Жуковский: Канон-пресс-Ц, Кучково поле, 2003. 464 с.
Надыров Р.Н. Тюркский фактор как составляющая международных отношений в Центральной Азии: конструкт «Тюркский мир» // Россия и мир: научный диалог. 2022. № 4(6). С. 50-59
Ним Е. Г. Медиапространство: основные направления исследований. Журнал «Бизнес. Общество. Власть» №14; Москва, 2013. С.31–41.
Скачилова Е.А. Медиапространство в условиях нелинейного усложнения социальной реальности //Коммуникология. 2024. Том 12. № 2. С. 37-43
Шкурко Н.С., Иванова С.Н., Медиапространство как особая социальная структура // АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
материалы V Международной научно-практической конференции, под общ. ред. Н.Р. Балынской. Магнитогорск, 2020 С. 206-210
Чумиков А. Н., Динамика современного медиапространства и прогрессивные механизмы его измерения // Динамика современного мирового медиапространства: сборник тезисов по итогам круглого стола (5 декабря 2018 г.). Москва: Издательство Московского университета, 2019. 95, [1] С.11-13
Чумиков А.Н. Социологический инструментарий в измерениях медийного контента // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2023. № 1 (47). С. 89–98.
Юдина Е.Н. Медиапространство как новая социологическая категория //Социологические науки. 2008. №2, с.151-154
Adams Paul C. Geographies of Media and Communication: A Critical Introduction. L.: Wiley-Blackwell, 2009.
Appadurai A. Disjuncture and Difference in the Global Cultural Economy // Public Culture. 2.2, Spring, 1990.
Berelson B. Communication and Public Opinion // Communications in
Modern Society. Urbana, III, 1951.
Doyle G. Understanding Media Economics. London, 2013.
Innis, H. A. The Bias of Communication. Toronto: University of Toronto Press, 2008.
Graber D.A. Mass media and American politics. Washington, 1997.
Horkheimer M. Critical theory: selected essays. New York: Continuum, 1972.
McQuailD. Mass Communication Theory. 5 th ed. London: Sage, 2005.
McCombs M., Eyal Ch., Graber D., Weaver D. (1981) Media Agenda-Setting in
the Presidential Election. N.Y.
REFERENCES
Borisnev, S.V. (2003). Sociology of communication. Moscow: UNITY-DANA. (In Russ.).
Buzin, V.N. (2011). Basic elements and functional connections of media space as an object of management Central Russian Bulletin of Social Sciences, 3, 48-53. (In Russ.).
Dzyaloshinsky, I.M. (2015). Modern media space of Russia. Moscow: Publishing House "Aspect Press". (In Russ.).
Dzyaloshinsky, I.M. (2012). Russian media space: the awakening of Solaris. Moscow: APK and PPRO. (In Russ.).
Eliseeva, M. A. (2019). Media space: social and philosophical analysis Izv. Sarat. un-ta. New ser. Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy. T. 19, issue. 1. 4–7. (In Russ.).
Zubanova, L.B. (2008). Modern media space: approaches to research and principles of interpretation. Bulletin of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts, 2 (14), 6-17. (In Russ.).
Kirillina, N.V., Fabrichnykh, M.A. (2023). Characteristics of the media space: influence on the polarization of audience opinions Communicology, 4, 51-59. (In Russ.).
Krasnyansky. D.E. (2019). Modern media: means of information, propaganda or a mechanism for constructing social reality Dynamics of the modern world media space: a collection of abstracts following the round table (December 5, 2018). Moscow: Moscow University Publishing House, (pp. 19-22). (In Russ.).
McLuhan G. M. (2003). Understanding media: external extensions of man. Moscow; Zhukovsky: Kanon-press-C, Kuchkovo pole. (In Russ.).
Nadyrov, R. N. (2022). The Turkic factor as a component of international relations in Central Asia: the construct of the "Turkic world" Russia and the world: scientific dialogue, 4 (6), 50-59. (In Russ.).
Nim, E. G. (2013). Media space: main directions of research. Magazine "Business. Society. Power",14, 31–41. (In Russ.).
Skachilova, E. A. (2024). Media space in the context of nonlinear complexity of social reality Communicology, Vol.12, 2, 37-43. (In Russ.).
Shkurko, N.S., Ivanova S.N. (2020). Media space as a special social structure TOPICAL ISSUES OF ECONOMICS AND MANAGEMENT Proceedings of the V International scientific and practical conference, Magnitogorsk (pp. 206-210). (In Russ.).
Chumikov, A.N. (2019). Dynamics of the modern media space and progressive mechanisms for its measurement. Dynamics of the modern world media space: a collection of abstracts based on the results of the round table (December 5, 2018).- Moscow: Publishing House of Moscow University. (pp. 11-13).
Chumikov A.N. (2023). Sociological tools in measuring media content. Sign: problematic field of media education, 1 (47), 89–98. (In Russ.).
Yudina, E.N. (2008). Media space as a new sociological category Sociological science, 2, 151–154. (In Russ.).
Adams, P. C. (2009). Geographies of Media and Communication: A Critical Introduction. L.: Wiley-Blackwell
Appadurai, A. (1990). Disjuncture and Difference in the Global Cultural Economy. Public Culture. 2.2, Spring.
Berelson, B. (1951). Communication and Public Opinion Communications in
Modern Society. Urbana, III.
Doyle, G. (2013). Understanding Media Economics London.
Innis, H. A. (2008). The Bias of Communication. Toronto: University of Toronto Press.
Graber, D.A. (1997). Mass media and American politics. Washington.
Horkheimer, M. (1972) Critical theory: selected essays. NewYork.
McQuail, D. (2005). Mass Communication Theory. 5 th ed. London: Sage.
McCombs, M., Eyal, Ch., Graber, D., Weaver, D. (1981). Media Agenda-Setting in the Presidential Election. N.Y.