ЛАНДШАФТ ЗАНЯТОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА: КЕЙС УФИМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ
Основное содержание статьи
Аннотация
В статье рассматриваются особенности занятости преподавателей вузов на основе опроса 500 преподавателей Уфимского университета науки и технологий (УУНиТ), проведенного в ноябре 2023 года. Исследование охватывает такие аспекты, как карьерные траектории, условия труда, профессиональное развитие и внешняя занятость. Основные выводы: 1. Большинство преподавателей выбирают линейную карьерную траекторию, основанную на принципах инбридинга и ригидности, что исключает смену направления деятельности или места работы. 2. Основными мотиваторами профессиональной деятельности являются стабильность заработной платы и занятости, интересное профессиональное окружение, работа с молодежью, а также возможности для профессионального роста и научной деятельности. 3. Большинство преподавателей не заинтересованы в дополнительной занятости, что может быть связано с высокой загруженностью на основном месте работы или удовлетворенностью текущими условиями. 4. Преподаватели демонстрируют низкую готовность к межкорпоративной и межрегиональной мобильности, что обусловлено региональными особенностями рынка труда и менталитетом. Исследование подчеркивает необходимость пересмотра условий труда, системы поощрений и карьерного роста для улучшения профессиональной среды и удержания квалифицированных кадров, особенно среди молодых преподавателей.
Скачивания
Metrics
Детали статьи

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Authors retain the copyright of their manuscripts, and all Open Access articles are distributed under the terms of the Creative Commons Attribution License, which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided that the original work is properly cited.
Литература
Буланова М. Б. Преподаватели высшей школы: происходит ли прекаризация труда и жизни? // От прекарной занятости к прекаризации жизни. М.: Весь мир, 2022. С. 155–172.
Василенко Н. В. Институциональная среда организаций: характеристики и уровни регулирования // Проблемы современной экономики. 2008. № 3. С. 147–151.
Галимханов А. Б., Асадуллина Г. Р., Садретдинова Э. В., Шайхисламов Р. Б. Траектории профессиональной карьеры научно-педагогических работников // Научный результат. Социология и управление. 2023. Т. 9, № 4. С. 58–72. DOI: 10.18413/2408-9338-2023-9-4-0-5
Ефимова Г. З. Карьерный путь преподавателей высшей школы // Социологическая наука и социальная практика. 2022. Т. 10, № 1. С. 24–40. DOI: 10.19181/snsp.2022.10.1.8859
Ефимова Г. З. Типология карьерных траекторий и мотивации их выбора преподавателями высших учебных заведений // Университетское управление. Практика и анализ. 2021. Т. 25, № 3. С. 56–69. DOI: 10.15826/umpa.2021.03.027
Кононюк А., Паяк А., Гудановска А. Э. Форсайт для карьерного развития // Форсайт. 2020. Т. 14, № 2. С. 88–104.
Кузьминов Я. И., Юдкевич М. М. Университеты в России и в Америке: различия академических конвенций // Вопросы образования. 2007. № 4. С. 141–158.
Кузьминов Я. И., Юдкевич М. М. Университеты в России: как это работает. М.: НИУ ВШЭ, 2021. DOI: 10.17323/978-5-7598-2373-5.
Самсонова Е. И. Основные тенденции профессиональной мобильности научных кадров в России // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2010. № 124. С. 366–370.
Сивак Е. В., Юдкевич М. М. «Закрытая» академическая среда и локальные академические конвенции // Форсайт. 2008. № 4. С. 32–42.
Сивак Е. В., Юдкевич М. М. Академическая профессия в сравнительной перспективе: 1992–2012 // Форсайт. 2013. Т. 7, № 3. С. 38–47.
Темнова Л. В., Малахов Ф. В., Восканян Э. С. Концептуальные подходы к исследованию карьеры // Высшее образование в России. 2016. № 5. С. 64–71.
Ramsden P. Describing and Explaining Research Productivity // Higher Education. 1994. Vol. 28, No. 2. P. 207–226.
Sivak E. V., Yudkevich M. M. The Academic Profession in Russia’s Two Capitals: The Impact of 20 Years of Transition // European Educational Research Journal. 2017. Vol. 16, No. 5. Pр. 626–644.
Sugrue C., Englund T., Solbrekke T. D., Fossland T. Trends in the practices of academic developers: trajectories of higher education? // Studies in Higher Education. 2017. DOI: 10.1080/03075079.2017.1326026.
Wood F. Factors Influencing Research Performance of University Academic Staff // Higher Education. 1990. Vol. 19, No. 1. Pр. 81–100.
Yudkevich M., Sivak E. Academic Immobility and Inbreeding in Russian Universities. In: M. Yudkevich, P. G. Altbach, L. E. Rumbley (Eds.), Academic Inbreeding and Mobility in Higher Education: Global Perspectives. Springer, 2015. Рр. 130–155.
REFERENCES
Aleksandrova, O. A., & Fayman, N. S. (2023). Criteria for unstable employment of scientific and pedagogical staff. Standard of Living of the Population of the Regions of Russia, 19(1), 70–85. https://doi.org/10.52180/1999-9836_2023_19_1_6_70_85 (In Russ.).
Bulanova, M. B. (2022). University teachers: is there a precaritization of labor and life? In: From precarious employment to the precaritization of life (pp. 155–172). Ves’ Mir. (In Russ.).
Vasilenko, N. V. (2008). Institutional environment of organizations: characteristics and levels of regulation. Problems of Modern Economics, 3, 147–151. (In Russ.).
Galimkhanov, A. B., Asadullina, G. R., Sadretdinova, E. V., & Shaikhislamov, R. B. (2023). Trajectories of professional careers of scientific and pedagogical workers. Scientific Result. Sociology and Management, 9(4), 58–72. https://doi.org/10.18413/2408-9338-2023-9-4-0-5 (In Russ.).
Efimova, G. Z. (2022). Career path of university teachers. Sociological Science and Social Practice, 10(1), 24–40. https://doi.org/10.19181/snsp.2022.10.1.8859 (In Russ.).
Efimova, G. Z. (2021). Typology of career trajectories and motivation for their choice by university teachers. University Management. Practice and Analysis, 25(3), 56–69. https://doi.org/10.15826/umpa.2021.03.027 (In Russ.).
Kononyuk, A., Payak, A., & Gudanovska, A. E. (2020). Foresight for career development. Foresight, 14(2), 88–104. (In Russ.).
Kuzminov, Yu. I., & Yudkevich, M. M. (2007). Universities in Russia and America: differences in academic conventions. Educational Issues, 4, 141–158. (In Russ.).
Kuzminov, Yu. I., & Yudkevich, M. M. (2021). Universities in Russia: how it works. HSE Publishing. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-2373-5 (In Russ.).
Samsonova, E. I. (2010). Main trends in the professional mobility of scientific personnel in Russia. Proceedings of the Russian State Pedagogical University named after A. I. Herzen, 124, 366–370. (In Russ.).
Sivak, E. V., & Yudkevich, M. M. (2008). The “closed” academic environment and local academic conventions. Foresight, 4, 32–42. (In Russ.).
Sivak, E. V., & Yudkevich, M. M. (2013). The academic profession in comparative perspective: 1992–2012. Foresight, 7(3), 38–47. (In Russ.).
Temnova, L. V., Malakhov, F. V., & Voskanian, E. S. (2016). Conceptual approaches to career research. Higher Education in Russia, 5, 64–71. (In Russ.).
Ramsden, P. (1994). Describing and explaining research productivity. Higher Education, 28(2), 207–226.