ЛАНДШАФТ ЗАНЯТОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА: КЕЙС УФИМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ

Основное содержание статьи

Рафаэль Бадретдинович Шайхисламов Email: rafaelbadretdinovich@mail.ru
Азат Булатович Галимханов Email: alflaw@mail.ru
Гузелия Рауфовна Асадуллина Email: asadullina-guzeliya@yandex.ru
Эвеллина Винеровна Садретдинова Email: golichev@mail.ru

Аннотация

В статье рассматриваются особенности занятости преподавателей вузов на основе опроса 500 преподавателей Уфимского университета науки и технологий (УУНиТ), проведенного в ноябре 2023 года. Исследование охватывает такие аспекты, как карьерные траектории, условия труда, профессиональное развитие и внешняя занятость. Основные выводы: 1. Большинство преподавателей выбирают линейную карьерную траекторию, основанную на принципах инбридинга и ригидности, что исключает смену направления деятельности или места работы. 2. Основными мотиваторами профессиональной деятельности являются стабильность заработной платы и занятости, интересное профессиональное окружение, работа с молодежью, а также возможности для профессионального роста и научной деятельности. 3. Большинство преподавателей не заинтересованы в дополнительной занятости, что может быть связано с высокой загруженностью на основном месте работы или удовлетворенностью текущими условиями. 4. Преподаватели демонстрируют низкую готовность к межкорпоративной и межрегиональной мобильности, что обусловлено региональными особенностями рынка труда и менталитетом. Исследование подчеркивает необходимость пересмотра условий труда, системы поощрений и карьерного роста для улучшения профессиональной среды и удержания квалифицированных кадров, особенно среди молодых преподавателей.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Шайхисламов, Р. Б., Галимханов, А. Б., Асадуллина, Г. Р., & Садретдинова, Э. В. (2025). ЛАНДШАФТ ЗАНЯТОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА: КЕЙС УФИМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ. Society and Security Insights, 7(4), 48-63. извлечено от https://journal.asu.ru/ssi/article/view/16888
Раздел
ГОСУДАРСТВО, ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И СТАБИЛЬНОСТЬ
Биографии авторов

Рафаэль Бадретдинович Шайхисламов, Уфимский университет науки и технологий, Уфа, Россия

Рафаэль Бадретдинович Шайхисламов — доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и работы с молодежью Уфимского университета науки и технологий, Уфа, Россия.

Азат Булатович Галимханов, Уфимский университет науки и технологий, Уфа, Россия

Азат Булатович Галимханов — кандидат юридических наук, доцент кафедры криминалистики Института права Уфимского университета науки и технологий, Уфа, Россия.

Гузелия Рауфовна Асадуллина, Уфимский университет науки и технологий, Уфа, Россия

Гузелия Рауфовна Асадуллина — кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и работы с молодежью Уфимского университета науки и технологий, Уфа, Россия.

Эвеллина Винеровна Садретдинова, Уфимский университет науки и технологий, Уфа, Россия

Эвеллина Винеровна Садретдинова — кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и работы с молодежью Уфимского университета науки и технологий, Уфа, Россия.

Литература

Александрова О. А., Файман Н. С. Критерии неустойчивой занятости научно-педагогических кадров // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Т. 19, № 1. С. 70–85. DOI: 10.52180/1999-9836_2023_19_1_6_70_85
Буланова М. Б. Преподаватели высшей школы: происходит ли прекаризация труда и жизни? // От прекарной занятости к прекаризации жизни. М.: Весь мир, 2022. С. 155–172.
Василенко Н. В. Институциональная среда организаций: характеристики и уровни регулирования // Проблемы современной экономики. 2008. № 3. С. 147–151.
Галимханов А. Б., Асадуллина Г. Р., Садретдинова Э. В., Шайхисламов Р. Б. Траектории профессиональной карьеры научно-педагогических работников // Научный результат. Социология и управление. 2023. Т. 9, № 4. С. 58–72. DOI: 10.18413/2408-9338-2023-9-4-0-5
Ефимова Г. З. Карьерный путь преподавателей высшей школы // Социологическая наука и социальная практика. 2022. Т. 10, № 1. С. 24–40. DOI: 10.19181/snsp.2022.10.1.8859
Ефимова Г. З. Типология карьерных траекторий и мотивации их выбора преподавателями высших учебных заведений // Университетское управление. Практика и анализ. 2021. Т. 25, № 3. С. 56–69. DOI: 10.15826/umpa.2021.03.027
Кононюк А., Паяк А., Гудановска А. Э. Форсайт для карьерного развития // Форсайт. 2020. Т. 14, № 2. С. 88–104.
Кузьминов Я. И., Юдкевич М. М. Университеты в России и в Америке: различия академических конвенций // Вопросы образования. 2007. № 4. С. 141–158.
Кузьминов Я. И., Юдкевич М. М. Университеты в России: как это работает. М.: НИУ ВШЭ, 2021. DOI: 10.17323/978-5-7598-2373-5.
Самсонова Е. И. Основные тенденции профессиональной мобильности научных кадров в России // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2010. № 124. С. 366–370.
Сивак Е. В., Юдкевич М. М. «Закрытая» академическая среда и локальные академические конвенции // Форсайт. 2008. № 4. С. 32–42.
Сивак Е. В., Юдкевич М. М. Академическая профессия в сравнительной перспективе: 1992–2012 // Форсайт. 2013. Т. 7, № 3. С. 38–47.
Темнова Л. В., Малахов Ф. В., Восканян Э. С. Концептуальные подходы к исследованию карьеры // Высшее образование в России. 2016. № 5. С. 64–71.
Ramsden P. Describing and Explaining Research Productivity // Higher Education. 1994. Vol. 28, No. 2. P. 207–226.
Sivak E. V., Yudkevich M. M. The Academic Profession in Russia’s Two Capitals: The Impact of 20 Years of Transition // European Educational Research Journal. 2017. Vol. 16, No. 5. Pр. 626–644.
Sugrue C., Englund T., Solbrekke T. D., Fossland T. Trends in the practices of academic developers: trajectories of higher education? // Studies in Higher Education. 2017. DOI: 10.1080/03075079.2017.1326026.
Wood F. Factors Influencing Research Performance of University Academic Staff // Higher Education. 1990. Vol. 19, No. 1. Pр. 81–100.
Yudkevich M., Sivak E. Academic Immobility and Inbreeding in Russian Universities. In: M. Yudkevich, P. G. Altbach, L. E. Rumbley (Eds.), Academic Inbreeding and Mobility in Higher Education: Global Perspectives. Springer, 2015. Рр. 130–155.

REFERENCES
Aleksandrova, O. A., & Fayman, N. S. (2023). Criteria for unstable employment of scientific and pedagogical staff. Standard of Living of the Population of the Regions of Russia, 19(1), 70–85. https://doi.org/10.52180/1999-9836_2023_19_1_6_70_85 (In Russ.).
Bulanova, M. B. (2022). University teachers: is there a precaritization of labor and life? In: From precarious employment to the precaritization of life (pp. 155–172). Ves’ Mir. (In Russ.).
Vasilenko, N. V. (2008). Institutional environment of organizations: characteristics and levels of regulation. Problems of Modern Economics, 3, 147–151. (In Russ.).
Galimkhanov, A. B., Asadullina, G. R., Sadretdinova, E. V., & Shaikhislamov, R. B. (2023). Trajectories of professional careers of scientific and pedagogical workers. Scientific Result. Sociology and Management, 9(4), 58–72. https://doi.org/10.18413/2408-9338-2023-9-4-0-5 (In Russ.).
Efimova, G. Z. (2022). Career path of university teachers. Sociological Science and Social Practice, 10(1), 24–40. https://doi.org/10.19181/snsp.2022.10.1.8859 (In Russ.).
Efimova, G. Z. (2021). Typology of career trajectories and motivation for their choice by university teachers. University Management. Practice and Analysis, 25(3), 56–69. https://doi.org/10.15826/umpa.2021.03.027 (In Russ.).
Kononyuk, A., Payak, A., & Gudanovska, A. E. (2020). Foresight for career development. Foresight, 14(2), 88–104. (In Russ.).
Kuzminov, Yu. I., & Yudkevich, M. M. (2007). Universities in Russia and America: differences in academic conventions. Educational Issues, 4, 141–158. (In Russ.).
Kuzminov, Yu. I., & Yudkevich, M. M. (2021). Universities in Russia: how it works. HSE Publishing. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-2373-5 (In Russ.).
Samsonova, E. I. (2010). Main trends in the professional mobility of scientific personnel in Russia. Proceedings of the Russian State Pedagogical University named after A. I. Herzen, 124, 366–370. (In Russ.).
Sivak, E. V., & Yudkevich, M. M. (2008). The “closed” academic environment and local academic conventions. Foresight, 4, 32–42. (In Russ.).
Sivak, E. V., & Yudkevich, M. M. (2013). The academic profession in comparative perspective: 1992–2012. Foresight, 7(3), 38–47. (In Russ.).
Temnova, L. V., Malakhov, F. V., & Voskanian, E. S. (2016). Conceptual approaches to career research. Higher Education in Russia, 5, 64–71. (In Russ.).
Ramsden, P. (1994). Describing and explaining research productivity. Higher Education, 28(2), 207–226.