ВИРТУАЛЬНАЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ КАК СИМПТОМ ИНТЕРПАССИВНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Основное содержание статьи
Аннотация
Исследования того, как новые медиа трансформируют нашу повседневность – это фронтир своременной философской и научной мысли. Сложно рефлексировать над тем, что происходит с обществом и человеком в настоящий момент; однако при всей стремительности социальных трансформаций сегодня мы все же можем говорить о потенциальных рисках и возможностях, открываемых новыми технологиями. В статье концептуализируется понятие виртуальной удовлетворенности и рассматривается его связь с известным в философском дискурсе феноменом интерпассивности, а также с проявлениями визуальной нормализации в обществе. Цель исследования – проследить механизм того, как посредством потребления образов медиасреды человек вовлекается в интерпассивные практики виртуализованного общества. Эта среда выступает виртуальным звеном между социальной реальностью и потребностями человека, которые можно удовлетворить только при посредничестве Другого. С одной стороны, это мир безопасных интеракций и квазиинтеракций, в котором удовлетворение потребностей облекается в экранные, тактильно бесконтактные формы. С другой стороны, это удовлетворение оказывается интерпассивным, лишающим нас не только реализации желания, но и самого желания, так что человек добровольно утрачивает часть себя, а значит, часть своей человечности.
Скачивания
Metrics
Детали статьи
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Authors retain the copyright of their manuscripts, and all Open Access articles are distributed under the terms of the Creative Commons Attribution License, which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided that the original work is properly cited.
Литература
Вавилова Ж. Е. Индивидуальное мифотворчество в современной медиареальности. В кн.: Коммуникативные среды информационного общества: Тренды и традиции: Труды Международной научно-теоретической конференции. СПб.: Издательство Политехнического университета, 2016. С. 261-262.
Вавилова Ж. Е. Киберинклюзия в социально-философской перспективе: возможности и угрозы. Человек. Общество. Инклюзия, 2018, 1 (33), 30–36.
Вавилова Ж. Е. Реклама как утопический конструкт: новые тенденции мифотворчества в современном информационном обществе. Информационное общество, 2019, No. 1-2, 116-121.
Ковалева А. В. Экспертиза рекламного продукта как средство обеспечения социальной безопасности. Society and Security Insights, 2018, 1 (1), 65-72. doi: 10.14258/ssi(2018)1-05
Миннуллина Э. Б. Постпостмодернизм: между субъектом и абсолютно внешним. Философия и культура, 2020, No. 4, 1-10. doi: 10.7256/2454-0757.2020.4.31842
Разварина И. Н., Калачикова О. Н. Информационно-коммуникационные технологии. влияние на познавательные процессы школьников. Society and Security Insights, 2020, 3(4), 148-163. doi: 10.14258/ssi(2020)4-12
Рубанцова Т. А., Дробышева О. И. Развитие рекламы в обществе модерна. Идеи и идеалы, 2011, 2(8), 2-8.
Рубанцова Т. А., Крутько Е. А. Десоциализация и личностные формы отчуждения в обществе. Идеи и идеалы, 2016, 4 (30), 86-93.
Тайсина Э. А. Философские вопросы семиотики. 3-е изд, испр. и доп. Спб.: Алетейя, 2014.
Тайсина Э. А., Халитов Т. Н. Свет и тени цифровых технологий. В кн.: «Общество 5.0»: парадоксы цифрового будущего. VII Садыковские чтения: материалы Международной научно-образовательной конференции. Казань: Издательство Казанского университета, 2019. С. 225-232.
Grad I., Frunža M. Advertising, Simulacra and Hyperreality. Paper presented at the PR Trend International Conference «Communication. Strategic perspectives», Cluj-Napoca, Romania, 2019, February. 247-256.
Pfaller R. Little Gestures of Disappearance. Interpassivity and the Theory of Ritual. European Journal of Psychoanalysis. Humanities, Philosophy, Psychotherapies, 2003, No 16, URL: http://www.psychomedia.it/jep/number16/pfaller.htm (дата обращения: 08.04.2021).
Robinson E. Overweight but Unseen: a Review of the Underestimation of Weight Status and a Visual Normalization Theory. Obesity Reviews, 2017, Oct. 18 (10), 1200–1209.
Fizek S. Interpassivity and the Joy of Delegated Play in Idle Games. In: Transactions of the Digital Games Research Association, 2018, 3(3). Pp. 137-163.
References
Baudrillard, J. (2001). Sistema veshchej [System of Objects]. Moscow: Rudomino.
Fizek, S. (2018). Interpassivity and the joy of delegated play in idle games. Transactions of the Digital Games Research Association, 3 (3), 137-163.
Grad, I. & Frunža, M. (2019). Advertising, Simulacra and Hyperreality. In: Communication: strategic perspectives: PR Trend International Conference, February the 26th–the 27th 2018, Cluj-Napoca, Romania (pp.247-256). Cluj-Napoca, Romania: Accent.
Kovaleva, A. V. (2018). Jekspertiza reklamnogo produkta kak sredstvo obespechenija social'noj bezopasnosti [Expertise of the Advertising Product as a Means of Social Security]. Society and Security Insights, 1 (1), 65-72. doi: 10.14258/ssi(2018)1-05
Minnullina, E. B. (2020). Postpostmodernizm: mezhdu subjektom i absoljutno vneshnim [Postpostmodernism: between the Subject and Absolutely External]. Filosofija i kul'tura [Philosophy and Culture], no. 4, 1-10. doi: 10.7256/2454-0757.2020.4.31842
Pfaller, R. (2003). Little Gestures of Disappearance. Interpassivity and the Theory of Ritual. European Journal of Psychoanalysis. Humanities, Philosophy, Psychotherapies, no. 16, URL: http://www.psychomedia.it/jep/number16/pfaller.htm (Accessed 08 April 2021).
Razvarina, I. N. & Kalachikova, O. N. (2020). Informacionno-kommunikacionnye tehnologii. Vlijanie na poznavatel'nye processy shkol'nikov [Information and Communication Technologies. Influence on Knowledge Processes of Schoolchildren]. Society and Security Insights, 3 (4), 148-163. doi: 10.14258/ssi(2020)4-12
Robinson, E. (2017). Overweight but Unseen: A Review of the Underestimation of Weight Status and a Visual Normalization Theory. Obesity Reviews, Oct. 18 (10), 1200–1209.
Rubancova, T. A., Drobysheva, O. I. (2011). Razvitie reklamy v obshchestve moderna [Development of Advertising in Modernist Society]. Idei i idealy [Ideas and Ideals], 2 (8), 2-8.
Rubancova, T. A. & Krut'ko, E. A. (2016). Desocializacija i lichnostnye formy otchuzhdenija v obshchestve [Resocialization and Personal Forms of Alienation in Society]. Idei i idealy [Ideas and Ideals], 4 (30), 86-93.
Tajsina, E. A. (2014). Filosofskie voprosy semiotiki [Philosophical Aspects of Semiotics]. 3rd ed., corrected and revised. Spb.: Aleteja.
Tajsina, E. A. & Khalitov, T. N. (2019). Svet i teni cifrovyh tehnologij [Light and Shadows of Digital Technologies]. In: «Obshchestvo 5.0»: paradoksy cifrovogo budushchego [«Society 5.0»: Paradoxes of Digital Future]. Paper presented at the international scientific educational conference VII Sadykovskie chtenija (pp. 225-232). Kazan: Kazan University Press.
Vavilova, Zh. E. (2016). Individual'noe mifotvorchestvo v sovremennoj mediareal'nosti [Individual Myth-making in Modern Media Reality]. In: Kommunikativnye sredy informacionnogo obshchestva: Trendy i tradicii [Communicative Environments of Information Society: Trends and Traditions]. Paper presented at the international scientific educational conference (pp. 261-262). SPb.: Polytechnic University Press.
Vavilova, Zh. E. (2018). Kiberinkljuzija v social'no-filosofskoj perspektive: vozmozhnosti i ugrozy [Cyberinclusion from a Social Philosophical Perspective: Opportunities and Threats]. Chelovek. Obshchestvo. Inkljuzija [Person. Society. Inclusion], 1 (33), 30–36.
Vavilova, Zh. E. (2019). Reklama kak utopicheskij konstrukt: novye tendencii mifotvorchestva v sovremennom informacionnom obshchestve [Advertising as a Utopian Construct: New Trends in Myth-making in Modern Information Society]. Informacionnoe Obshchestvo [Information Society], no. 1-2, 116-121.