ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЖЕНЩИН-КИТАЯНОК В УСЛОВИЯХ АМЕРИКАНСКОЙ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЙ ПАРАДИГМЫ (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА ЭМИ ТАН)
Основное содержание статьи
Аннотация
Современная культура ставит человека в сложные условия: она требует от него готовности к постоянному изменению, к усвоению очень быстро изменяющейся парадигмы развития общества и личности в нём, но одновременно заставляет сохранять и уважительно относиться к значимым для многих поколений этнического сообщества смыслам и ценностям. Китайской цивилизации удаётся вести диалог с другими «культурными кодами» и даже осуществлять его по собственным правилам, сохраняя свои этнокультурные особенности, свою идентичность. Присвоение личностью этнокультурных особенностей представляет собой составную часть процесса социализации, включающего и гендерную идентичность. Американская писательница китайского происхождения Эми Тан своим творчеством утверждает, что через обретение «генетической родины» внутри себя и конструирования на этой основе новой гендерной идентичности женщина в условиях мультикультурного общества получает возможность находить ответы на самые важные вопросы, объясняющие смысл её существования.
Скачивания
Metrics
Детали статьи
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Authors retain the copyright of their manuscripts, and all Open Access articles are distributed under the terms of the Creative Commons Attribution License, which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided that the original work is properly cited.
Литература
Анохина Е. С. Китайские диаспоры США и Канады и «новая» китайская миграция. Вестник ТГУ, 2012, No. 355, 51-54.
Буров В. Г. Китай и китайцы глазами российского ученого. М.: ИФРАН, 2000.
Васильев Л. С. Некоторые особенности системы мышления, поведения и психологии в традиционном Китае. В кн.: Китай: традиции и современность. М.: Наука, 1978.
Вернер Э. Мифы и легенды Китая. Пер. с англ. С. Федорова. М.: Центрполиграф, 2005.
Го Пинтин. Репрезентация семейно-брачных традиций в русской языковой картине мира (на фоне китайской языковой картины мира). Вестник Башкирского университета, 2016, 21 (4), 979–989.
Дагбаева С. Б. Становление системы ценностных ориентаций личности в процессе этнической социализации. Вестник КГУ, 2015, 1 (61), 122-127.
Титаренко М. Л. (Ред.). Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 томах. М.: Вост. лит., 2006.
Китайцы в США, семьи, традиции и численность. URL: https://usa.e-migration.ru/istoriya-ssha/kitajcy-v-ssha.html (дата обращения: 25.05.2021).
Ковтун Е. В. Межкультурная коммуникация и традиционные ценности в современной высшей школе Китайской народной республики. Интернет-журнал «Науковедение», 2013, Вып. 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhkulturnaya-kommunikatsiya-i-traditsionnye-tsennosti-v-sovremennoy-vysshey-shkole-kitayskoy-narodnoy-respubliki (дата обращения: 28.05.2021)
Кон И. С. Психология половых различий. В кн: Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов (Ред.). Психология индивидуальных различий. М., Издательство Московского университета, 1982.
Корнеева Т. А. Сохранение культурной памяти в условиях эмиграции (на примере романов Э. Тан). Эпоха науки, 2018, No. 13, 111-116. DOI: 10.1555/2409-3203-2018-0-13-111-116
Красовская Н. Р. Этнокультурные особенности гендерной идентичности. Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал, 2020, 11 (52). URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/etnokulturnye-osobennosti-gendernoj-identichnosti.html (дата обращения: 25.05.2021). DOI: 10.35634/2587-9030-2020-4-2-205-210
Кузьменко Е. Б., Скворцова И. А., Терешкова Н.С. Особенности взаимоотношений в китайской семье. Молодой ученый, 2015, 19 (99), 99-102. URL: https://moluch.ru/archive/99/22345/ (дата обращения: 29.05.2021)
Бергер П., Хантингтон С. (Ред.). Многоликая глобализация. М.: Аспект Пресс, 2004.
Науменко М. В. Особенности представлений молодых людей с различной этнической идентичностью о полотипичных и кроссполотипичных характеристиках. URL: https://www.confcontact.com/2013_04_11/6_Naumenko.htm (дата обращения: 25.05.2021)
Пол К.-Х. Китайские и западные ценности: размышления о методологии межкультурного диалога. Век глобализации, 2012, No. 1, 94-103.
Почагина О. В. Семья: новые формы – иные ценности. URL: http://demoscope.ru/weekly/2009/0373/analit06.php (дата обращения: 20.05.2021)
Прозоров В. Г. Эми Тан «Клуб радости и удачи». В кн: Ступени свободы. Очерки истории и литературы США 1950-2000. Петрозаводск: КГПУ, 2001, С. 245-250.
Солдатова Г. У. Диагностика типов этнической идентичности. В кн.: Бодалев А.А. (Ред.). Психология общения. Энциклопедический словарь. М.: Когито-центр, 2011. С. 511-515.
Староверова Е. В. Азиатско-американская литература. Эми Тан («Клуб весёлой удачи»), Дж. Барт. В кн: Американская литература. Саратов: Лицей, 2005. URL: http://www.licey.net/lit/american/tan (дата обращения: 26.05.2021).
Сюй Х. Особенности китайского национального характера Ч. 2. Молодой ученый, 2011, 3 (26), 190-192. URL: https://moluch.ru/archive/26/2645/ (дата обращения: 23.05.2021).
Тан Э. Клуб радости и удачи. М.: АСТ, 2016.
Тан Э. Кухонный бог и его жена. СПб.: Аркадия, 2020.
Тан Э. Сто тайных чувств. М.: Б.С.Г.-Пресс, 2003.
Тан Э. Пройти по краю мира. СПб.: Аркадия, 2021.
Тан Э. Долина забвения. СПб.: Аркадия, 2021.
Тань А. Китайская картина мира: Язык, культура, ментальность. М.: Языки славянской культуры, 2004.
Ту Вэймин. Разные взгляды на современность. Век глобализации, 2014, No. 1, 3-12.
Фан Ян. Концепт «семья» в русской и китайской языковых картинах мира. Известия Томского политехнического ун-та, 2013, 323 (6), 250-256.
Фусу Л. И. Концепция лиминальности: подходы, сущность, понятия, характеристики проявления в обществе на современном этапе. Философские науки, 2018, 3 (28), 143-148.
Чжу Жуйшуан. Особенности китайской картины мира. Вопросы психолингвистики, 2015, No. 23, 233-237.
Шварц Ш. Культурные ценностные ориентации: природа и следствия национальных различий. Психология. Журнал ВШЭ, 2008, 5 (2), 32-37.
Яськова А.В. Концепт «любовь» в русской и китайской языковых картинах мира. Вестник ВГУЭС, 2017, 9 (1), 237-245.
Hofstede G. H., Hofstede G. J., Minkov M. Cultures and organizations: software of the mind / Geert Hofstede. London: McGraw-Hill. 2010. рр. 137-187.
References
Avkhodeyeva, E. A. (2014). K voprosu o formirovanii mekhanizma natsionalno-kulturnoy identichnosti Kitaya [On the formation of the mechanism of national and cultural identity in China]. Izvestiya VGPU, 8 (93), 32-37.
Anokhina, E. S. (2012). Kitayskiye diaspory SShA i Kanady i «novaya» kitayskaya migratsiya [Chinese diasporas in the USA and Canada and the "new" Chinese migration]. Bulletin TGU, no. 355, 51-54.
Burov, V. G. (2000). Kitay i Kitaytsy Glazami Rossiyskogo Uchenogo [China and the Chinese Through the Eyes of a Russian Scientist]. M.: IFRAN.
Vasilyev, L. S. (1978). Nekotoryye osobennosti sistemy myshleniya. povedeniya i psikhologii v traditsionnom Kitaye [Some features of the system of thinking, behavior and psychology in traditional China]. In: Kitay: Traditsii i Sovremennost [China: Traditions and Modernity] (рр. 52-82). M.: Nauka.
Verner, E. (2005). Mify i Legendi Kitaya [Myths and Legends of China]. M.: Tsentrpoligraf. URL: https://www.litmir.me/br/?b=144688&p=3 (accessed 1 June 2021).
Go Pintin (2016). Reprezentatsiya semeyno-brachnykh traditsiy v russkoy yazykovoy kartine mira (na fone kitayskoy yazykovoy kartiny mira) [Representation of family and marriage traditions in the Russian linguistic picture of the world (against the background of the Chinese linguistic picture of the world)]. Bulletin of the Bashkir University, 21 (4), 979-989.
Dagbayeva, S. B. (2015). Stanovleniye sistemy tsennostnykh oriyentatsiy lichnosti v protsesse etnicheskoy sotsializatsii [Formation of the system of personal value orientations in the process of ethnic socialization]. Bulletin KGU, 1 (61), 122-127.
Kitaytsy v USA. Semi. traditsii i chislennost (n.d.) [Chinese in the USA: families, traditions and number]. URL: https://usa.e-migration.ru/istoriya-ssha/kitajcy-v-ssha.html (accessed 1 June 2021).
Kovtun, E.V. (2013). Mezhkulturnaya kommunikatsiya i traditsionnyye tsennosti v sovremennoy vysshey shkole Kitayskoy narodnoy respubliki [Intercultural communication and traditional values in modern graduate school of the People's Republic of China]. Internet-zhurnal «Naukovedeniye», (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhkulturnaya-kommunikatsiya-i-traditsionnye-tsennosti-v-sovremennoy-vysshey-shkole-kitayskoy-narodnoy-respubliki (accessed 1 June 2021).
Kon, I. S. (1982). Psikhologiya polovykh razlichiy [Psychology of gender differences]. In: Gippenreyter Yu.B., Romanov V.Ya. (Eds.) Psikhologiya individualnykh razlichiy [Psychology of individual differences]. M.: Moscow State University Publishing House.
Korneyeva, T. A. (2018). Sokhraneniye kulturnoy pamyati v usloviyakh emigratsii (na primere romanov E. Tan) [Preservation of cultural memory in the conditions of emigration (on the example of E. Tan's novels)]. Epokha nauki, no. 13, 111-116. DOI: 10.1555/2409-3203-2018-0-13-111-116
Krasovskaya, N.R. (2020). Etnokulturnyye osobennosti gendernoy identichnosti. Mir pedagogiki i psikhologii: mezhdunarodnyy nauchno-prakticheskiy zhurnal. 11(52). Available at: https://scipress.ru/pedagogy/articles/etnokulturnye-osobennosti-gendernoj-identichnosti.html (accessed 1 June 2021). DOI: 10.35634/2587-9030-2020-4-2-205-210
Kuzmenko, E.B.. Skvortsova, I.A.. Tereshkova, N.S. (2015). Osobennosti vzaimootnoshenij v kitajskoj sem'e [Peculiarities of relations in the Chinese family]. Molodoy uchenyy, 19 (99), 99-102. Available at: https://moluch.ru/archive/99/22345/ (accessed 1 June 2021).
Berger, P. & Huntington, S. (Eds.). (2004). Mnogolikaya globalizatsiya [Many globalizations: Cultural diversity in the contemporary world]. M.: Aspekt Press.
Naumenko, M. V. (2013). Osobennosti predstavleniy molodykh lyudey s razlichnoy etnicheskoy identichnostyu o polotipichnykh i krosspolotipichnykh kharakteristikakh [Features of the ideas of young people with different ethnic identities about polytypical and crosspolotypic characteristics]. URL: https://www.confcontact.com/2013_04_11/6_Naumenko.htm (accessed 1 June 2021).
Pol, K.-Kh. (2012). Kitayskiye i zapadnyye tsennosti: razmyshleniya o metodologii mezhkulturnogo dialoga [Chinese and Western values: reflections on the methodology of intercultural dialogue]. Vek globalizatsii, no. 1, 94-103.
Pochagina, O. V. (n.d.) Semia: novyye formy – inyye tsennosti [Family: new forms – new values]. URL: http://demoscope.ru/weekly/2009/0373/analit06.php (accessed 1 June 2021).
Prozorov V. G. (2001). Amy Tan «Klub radosti i udachi» [Amy Tan “Joy Luck Club”]. In: Stupeni svobody. Ocherki Istorii i Literatury USA 1950-2000 (рp. 245 – 250). Petrozavodsk: KGP.
Soldatova, G. U. (2011). Diagnostika tipov etnicheskoy identichnosti [Diagnostics of ethnic identity types]. In Bodalev, A.A. (Ed.). Psikhologiya Obshcheniya. Entsiklopedicheskiy Slovar [Psychology of Communications: Encyclopedia] (pp.511-515). Moscow: Kogito-tsentr.
Staroverova, E.V. (2005). Aziatsko-amerikanskaya literatura. Emi Tan («Klub veseloy udachi»). Dzh. Bart. American Literature. Saratov: Litsey. URL: http://www.licey.net/lit/american/tan (accessed 1 June 2021).
Syuy, Kh. (2011). Osobennosti kitayskogo natsionalnogo kharaktera [Peculiarities of the Chinese national character]. Molodoy Uchenyy, 3 (26), 190-192. URL: https://moluch.ru/archive/26/2645/ (accessed 1 June 2021).
Tan, A. (2016). Klub Radosti i Udachi [Joy Luck Club]. Moscow: AST.
Tan, A. (2020). Kukhonnyy Bog i Ego Zhena [The Kitchen God's Wife]. SPb.: Arkadiya.
Tan, A. (2003). Sto Taynykh Chuvstv [The Hundred Secret Senses]. Moscow: B.S.G.-Press.
Tan, A. (2021). Proyti po Krayu Mira [Walk around the Edge of the World]. SPb.: Arkadiya.
Tan, A. (2021). Dolina zabveniya [The Valley of Amazement]. SPb: Arkadiya.
Tan, A. (2004). Kitayskaya Kartina Mira: Yazyk. Kultura. Mentalnost [Chinese Worldview: Language, Culture, Mentality]. Moscow: Yazyki slavyanskoy kultury.
Titarenko, M. L. (Ed.). (2006). Dukhovnaya Kultura Kitaya: Entsiklopediya (Vols. 1-5) [Spiritual Culture of China: Encyclopedia]. Moscow: Oriental Literature.
Tu, Veymin (2014). Raznyye vzglyady na sovremennost [Different views on modernity]. Vek Globalizatsii, no. 1, 3-12.
Fan, Yan. (2013). Kontsept «semia» v russkoy i kitayskoy yazykovykh kartinakh mira [The concept of "family" in the Russian and Chinese language pictures of the world]. Izvestiya Tomskogo Politekhnicheskogo Universiteta, 323 (6), 250–256.
Fusu, L. I. (2018). Kontseptsiya liminalnosti: podkhody. sushchnost. ponyatiya. kharakteristiki proyavleniya v obshchestve na sovremennom etape [The concept of liminality: approaches, essence, concepts, characteristics of manifestation in society at the present stage]. Filosofskiye Nauki, 3 (28), 143-148.
Chzhu, Zhuyshuan (2015). Osobennosti kitayskoy kartiny mira [Features of the Chinese picture of the world]. Voprosy Psikholingvistiki, no. 23, 233-237.
Schwartz, Sh. (2008). Kulturnyye tsennostnyye oriyentatsii: priroda i sledstviya natsionalnykh razlichiy [Cultural value orientations: the nature and consequences of national differences]. Psikhologiya. Zhurnal VShE, 5 (2), 32-37.
Yaskova, A.V. (2017). Kontsept «lyubov» v russkoy i kitayskoy yazykovykh kartinakh mira [The concept of "love" in the Russian and Chinese language pictures of the world]. Vestnik VGUES, 9 (1), 237-245.
Hofstede, G. H., Hofstede, G. Jan & Minkov, M. (2010). Cultures and organizations: software of the mind. (рр. 137-187). London: McGraw-Hill.