СТРУКТУРА, СИМВОЛИКА И АТРИБУТИКА РИТУАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ ЭПОХИ ДЗЁ:МОН НА ЯПОНСКОМ АРХИПЕЛАГЕ
Аннотация
Искусство каменного века Японского архипелага тесно связано с разнообразием ритуальных объектов, датируемых финальным палеолитом – эпохой дзё:мон (14–2,3 тыс. л.н.). По своим масштабам они подразделяются на макрокомплексы (каменные круги, насыпи, раковинные кучи) и микрокомплексы (наборы артефактов в жилищах, погребениях, кладах). В свою очередь, в пределах макрокомплексов (о-ва Хоккайдо, Хонсю) выделяются мегалитические структуры с горизонтальной и вертикальной ориентацией, они сопровождаются массовыми находками изделий мелкой глиняной пластики, фрагментами керамических сосудов с антропоморфной и зооморфной символикой, украшениями из мягкого камня. Особое место занимают каменные жезлы сэкибо: – их размеры варьируются от нескольких сантиметров до 2,5 м, каменные жезлы встречаются как в микро-, так и в макрокомплексах. Несмотря на кислотные почвы, разрушительно действующие на органику, многочисленные следы столбовых ям и широкий диапазон деревообрабатывающих инструментов позволяют с уверенностью предполагать, что вертикальные мегалиты предварялись и дополнялись серией деревянных конструкций. Японские материалы органично вписываются, с одной стороны, в общеевразийский контекст вертикальных мегалитов и деревянных идолов, а с другой – в круг древних культур тихоокеанского бассейна (Юго-Восточная Азия, Океания, побережья Северной и Южной Америк), насыщенных традициями изготовления каменных и деревянных тотемных столбов с ярусной организацией символов и мифологических персонажей.
Скачивания
Metrics
Литература
Abiko S. Tōkyō-to Tabata kanjō tsumiishi ikō [Tabata Stone Circle, Tokyo]. Jōmon rando sukēpu [Jōmon Landscape]. Tokyo : UM Promotion, 2005. Pp. 151–160 (In Japanese).
Akimoto N. Ishi ni kometa jōmonjin no inori – Ōyu kanjōresseki [Jōmon People’s Players Put in Stone – Ōyu Stone Circle]. Iseki o manabu [Learn the Ruins]. Tokyo : Shinsensha, 2005. Vol. 17. 96 p. (In Japanese).
Jōmon jin no ishigami – Ōgata sekibō ni miru saigi kōi [The Stone Gods of Jōmon People – Ritual Activities Seen in Large Stone Rods]. Tokyo : Kokugakuin daigaku kenkyū kaihatsu suishin kikō gakujutsu shiryōkan kōkogaku shiryōkan bumon, 2010. 140 p. (In Japanese).
Dogū to kosumosu [Dogū, a Cosmos] / Miho Museum. Tokyo : Hatori, 2012. 341 p. (In Japanese). Ivanova D.A. Poselencheskie kompleksy kul’tury jōmon (na primere pamyatnika Sannai Maruyama) [Settlement Complexes of Jōmon culture (on the example of Sannai Maruyama site)]. Materialy 52-I Mezhdunar. nauch. stud. konf. [Materials of 52th International Student Scientific Conference]. Novosibirsk: Izd-vo NGU, 2014. Pp. 50–51.
Ivanova D.A. «Kamennye krugi» epokhi jōmon: prichiny vozniknoveniya i osobennosti konstruktsii [“Stone Circle” of Jōmon Period: the Reason of Appearance and Features of Structure]. Vos’mye Grodekovskie chteniya : Materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf, posvyashchennoi 70-letiyu Pobedy v Velikoi Otechestvennoi voine [The Eighth Grodekov Readings. Materials of International Scientific Conference, Dedicated to the 70-th Anniversary of Victory in the Great Patriotic War]. Khabarovsk : Khabarovskii kraevoi muzei im. N. I. Grodekova, 2015. Vol. III. Pp. 135–139.
Imafuku R. Chūbu chihō no jōmon kinen-mono [Jōmon Monuments in Central Japan]. Jōmon rando sukēpu [Jōmon Landscape]. Tokyo : UM Promotion, 2005. Pp. 161–166 (In Japanese).
Kinsei iseki II (jōmon jidai-hen). Ken’ei hojōseibi jigyō ni tomonau hakkutsu chōsa hōkoku-sho [Kinsei II Site (Jōmon Period). Excavation Report in Connection with the Development of the Prefectural Territory]. Kofu : Yamanashi-ken kyōiku iinkai, 1986. Vol. 41. 325 p. (In Japanese).
Komakino iseki hakkutsu chōsa hōkoku-sho [Komakino Site Excavation Report]. Aomori : Aomorishi kyōiku iinkai, 2006. Vol. 85. 192 p. (In Japanese).
Komissarov S.A., Azarenko Yu.A. O znachenii taivan’skikh megalitov [On the Significance of Taiwan Megaliths]. Problemy arkheologii, etnografii, antropologii Sibiri i sopredel’nykh territorii [Problems of Archaeology, Ethnography, Anthropology of Siberia and Neighboring Territories]. Novosibirsk : Izd-vo In-ta arkheologii i etnografii SO RAN, 2012. Vol. XVIII. Pp. 152–155.
Niitsu T. Chūbu sangaku chihō no syōiseki [Sites with Stone Circle of Central Mountain Region]. Kikan kōkogaku – Nihon-no sutōn sākuru [Quarterly Archaeology – Japanese Stone Circle]. 2007. Vol. 101. Pp. 69–75 (In Japanese).
Shimizu A. 4-pon no ōgata sekibō o tomonau shikiishi ikō – Tōkyō-to Kunitaich-shi Midorikawa Higashi iseki [Remains of Stone-paved Floor Dwelling with Four large Stone Rods]. Kikan kōkogaku – Jōmon bunka no kyōkai [Quarterly Archaeology – The Boarder of Jōmon Culture]. 2013. Vol. 125. Pp. 99–104 (In Japanese).
Tabarev A.V. Kamennye i derevyannye izvayaniya v kul’ture manten’ya-uankavilka, Ekvador [Stone and Wooden Statues in the Culture of the Mantegna-Huancaquilca, Ecuador]. Problemy arkheologii, etnografii,
antropologii Sibiri i sopredel’nykh territorii [Problems of Archaeology, Ethnography, Anthropology
of Siberia and Neighboring Territories]. Novosibirsk : Izd-vo In-ta arkheologii i etnografii SO RAN, 2015.
Vol. XXI. Pp. 405–408.
Tabarev A.V., Ivanova D.A., Nesterkina A.L., Solovieva E.A. Dzemonskaya traditsiya monumental’nykh sooruzhenii na Yaponskom arkhipelage: istoki, osobennosti, rasprostranenie [The Jōmon Megalithic Tradition in Japan: Origins, Features, and Distribution]. Arkheologiya, etnografiya i antropologiya Evrazii [Archaeology, Ethnology and Anthropology of Eurasia]. 2017. Vol. 54(4). Pp. 45–55. DOI: 10.17746/1563-0102.2017.45.4.045-055.
Takada K. Jōmon no ie to mura no fūkei – Goshono iseki [Landscape of Home and Village on Jōmon Culture– Goshono site]. Iseki o manabu [Learn the Ruins]. Tokyo : Shinsensha, 2005. Vol. 15. 93 p. (In Japanese).
Takada H. Ishikawa-ken Mawaki iseki [Mawaki Site, Ishikawa Prefecture]. Jōmon rando sukēpu [Jōmon Landscape]. Tokyo : UM Promotion, 2005. Pp. 191–198 (In Japanese.).
Taniguchi Ya. Ōgata sekibō no nokosare-kata: Hōki-ji no jōkyō to kōi no patān (tokushū jōmon jidai no ōgata sekibō) [Depositional Patterns and Processes of Jōmon Sekibō (Large Stone Rod)]. Gekkan kōkogaku jānaru [Monthly Archeology Journal], 2015. Vol. 678. Pp. 3–7 (In Japan.).
Togashi H. Nīgata-ken Achiyadaira iseki [Achiyadaira Site, Niigata Prefecture]. Jōmon rando sukēpu [Jōmon Landscape]. Tokyo : UM Promotion, 2005. Pp. 178–187 (In Japanese).
Yamamoto N. Kanjō mokuchūretsu kara mita jōmon jidai banki no chiiki shakai [On the Community Considered by the Wood Circle of the Final Jōmon Period]. Nagoya daigaku bungakubu kenkyū ronshū. Shigaku [The Journal of Faculty of Literature, Nagoya University. History]. 2009. Vol. 55. Pp. 25–38 (In Japanese). Habu J. Ancient Jomon of Japan / Ed. Rita P. Wright. Cambridge : Cambridge Univ. Press, 2004. 332 p.
Messages in Stone: Statues and Sculptures from Tribal Indonesia in the Collections of the Barbier- Mueller Museum. Geneva (CH) : Musée Barbier-Mueller, 1998. 208 p.
Pearson R. Archaeological Investigations in Eastern Taiwan // Asian Perspectives. 1968. Vol. XI. Pp. 137–156.
Van der Zee P. Bisj-poles: Sculptures from the Rain Forest. Amsterdam : KIT Publishers, 2007. 119 p.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
a. Авторы сохраняют за собой права на авторство своей работы и предоставляют журналу право первой публикации этой работы с правом после публикации распространять работу на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим лицам свободно распространять опубликованную работу с обязательной ссылокой на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
b. Авторы сохраняют право заключать отдельные договора на неэксклюзивное распространение работы в том виде, в котором она была опубликована этим журналом (например, размещать работу в электронном архиве учреждения или публиковать в составе монографии), с условием сохраниения ссылки на оригинальную публикацию в этом журнале. с. Политика журнала разрешает и поощряет размещение авторами в сети Интернет (например в институтском хранилище или на персональном сайте) рукописи работы как до ее подачи в редакцию, так и во время ее редакционной обработки, так как это способствует продуктивной научной дискуссии и положительно сказывается на оперативности и динамике цитирования статьи