А КТО ЖЕ МАСТЕР? (Проблемы изучения художественной металлообработки у средневековых кочевников Центральной Азии)
Аннотация
О художественной металлообработке у средневековых кочевников Центральной Азии можно судить в первую очередь по ременным украшениям из цветного металла – многочисленным случайным находкам и предметам сопровождающего инвентаря из погребальных памятников. Подобные украшения конца I – начала II тыс. отличаются хорошо развитыми формами разнообразного декора с преобладанием растительных мотивов. Исследованная ранее одним из авторов вариативность декора указывает на несомненную персональную роль мастера и его индивидуальный подход к изменению канона по тем или иным причинам. Археологические источники, однако, не показывают нам саму фигуру мастера, но позволяют предполагать за изготовленными им предметами творческую, знакомую с канонами и способную к импровизации личность. В оценке роли мастера могут помочь этнографические и фольклорные материалы, в том числе эпос тюрко-монгольских народов, исследованный в этом аспекте также одним из авторов. В статье на основе археологических и этнографических материалов предлагается схема факторов вариативности. Уровень качества основной массы изделий и единичные находки следов производства позволяют предполагать местную традицию, связанную с литьем (вне городских центров), но при этом говорить лишь о простейшей художественной обработке. Об этом свидетельствует и впервые публикуемая уникальная находка литника для изготовления раннесредневековых тюркских серег характерной формы, хранящегося в музее Хельсинки (коллекция И.П. Товостина).
Скачивания
Metrics
Литература
Korenyako V.A. Iskusstvo narodov Central’noj Azii i zverinyj stil’ [The Art of the Peoples of Central Asia and the Animalistic Style]. M. : Vostochnaya literatura, 2002. 327 p. (Kul’tura narodov Vostoka: Materialy i issledovaniya [Culture of the Peoples of the East: Materials and Research]).
Korol G.G., Naumova O.B. Hudozhestvennyj metall u kochevnikov (Central’naya Aziia rubezha I–II tys.) [Artistic Metal of Nomads (Central Asia at the Turn of the 1st – 2nd millennium)]. M. : IA RAN, 2017. 128 p.
Lubo-Lesnichenko E.I. Privoznye zerkala Minusinskoj kotloviny [Imported Mirrors of the Minusinsk Basin]. M. : Nauka, 1975. 165 p.
Sunchugashev Ya.I. Drevnyaya metallurgiya Hakasii. Epoha zheleza [Ancient Metallurgy of Khakassia. The Age of Iron]. Novosibirsk : Nauka, 1979. 192 p.
Tohtabaeva Sh.Zh. Serebryanyj put’ kazahskih masterov [Silver Way of Kazakh Craftsmen]. Almaty: Daik-Press, 2005. 472 p.
Chvyr’ L.A. Ocherki kul’turnogo sinteza v Turkestane (I–II tys. n.e.) [Essays on Cultural Synthesis in Turkestan (the 1st – 2nd millennium AD)]. M. ; SPb. : Nestor-Istoriya, 2018. 240 p.
Tallgren A.M. Collection Tovostine des antiquités préhistoriques de Minossinsk concervies chez le Dr. Kare Hedman a Vasa. Helsingfors, 1917. 93 p., XII pl.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
a. Авторы сохраняют за собой права на авторство своей работы и предоставляют журналу право первой публикации этой работы с правом после публикации распространять работу на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим лицам свободно распространять опубликованную работу с обязательной ссылокой на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
b. Авторы сохраняют право заключать отдельные договора на неэксклюзивное распространение работы в том виде, в котором она была опубликована этим журналом (например, размещать работу в электронном архиве учреждения или публиковать в составе монографии), с условием сохраниения ссылки на оригинальную публикацию в этом журнале. с. Политика журнала разрешает и поощряет размещение авторами в сети Интернет (например в институтском хранилище или на персональном сайте) рукописи работы как до ее подачи в редакцию, так и во время ее редакционной обработки, так как это способствует продуктивной научной дискуссии и положительно сказывается на оперативности и динамике цитирования статьи