ХАНИВА-ЛОДКИ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ЯПОНСКОГО АРХИПЕЛАГА ПЕРИОДА КОФУН

  • И.С. Гнездилова Институт археологии и этнографии СО РАН Email: gnezdilova06@mail.ru
Ключевые слова: Японский архипелаг, период кофун, ханива-лодки, водный транспорт, погребения

Аннотация

В рамках работы рассматривается особый тип археологических находок, обнаруживаемых на погребальных комплексах периода кофун (III–VII вв. н.э.) Японского архипелага, — ханива-лодки. Расселение древнего населения на островных территориях с гористой местностью способствовало использованию водного транспорта. На этапе формирования политического центра водный транспорт приобрел большое значение для осуществления оперативного контроля и управления удаленными регионами. Данный аспект истории развития Японского архипелага нуждается в отдельном рассмотрении и на сегодняшний день начинает включаться в круг научных интересов российских специалистов. Развитие водного транспорта на территории Японского архипелага возможно реконструировать на основе привлечения разных источников, включая ханива-лодки. В развитии водного транспорта на территории архипелага выделяется три типа судов на основе применяемых способов строительства: лодки-долбленки, блочные и дощатые суда. Среди судов блочного типа определяется два подтипа — односекционные и двухсекционные. На сегодняшний день известно о 48 находках ханива-лодок, все они относятся к блочному типу. Распределение по подтипам моделей лодок примерно равномерное. Ханива-лодки представляют собой модели судов блочного типа и позволяют реконструировать устройство судов небольшого размера, определить технологии строительства судов, получившие распространение в период кофун. Как предметы погребального инвентаря, ханива-лодки устанавливались на крупных курганах вождей. При этом они несли еще и сакральную функцию, символизируя транспорт для перемещения души умершего в загробный мир.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Биография автора

И.С. Гнездилова, Институт археологии и этнографии СО РАН

кандидат исторических наук, младший научный сотрудник отдела палеометалла Института археологии и этнографии СО РАН

Литература

Ivamoto Seiji. Ancient Ships of Japan. Nikhon ko:kai gakkai si = Journal of the Japan Navigation Institute. 2006;6(164):24–46. (In Japanese)

National Historic Sites of Cho:shizuka Kofun and Accompanying Maruyamazuka Confun. Kofu : Yamanasi-ken keikuiinkai, 2008. 190 p. (In Japanese)

Kusaka Masaesi. The Ancient Capital of Naniwa and Osaka. Chiri kagaku = Geographical Research. 1992;47(3):137–142. (In Japanese)

Matsui Tetsuhiro. On the Issue of Dugout Boats. Main Characteristics of Excavated Dugout Boats and Dugout Boats of the Jōmon Period. Kenkyu: kho:koku = Research Reports. 2012;16:42–54. (In Japanese)

Morita Katsuyuki. Ancient Ships — History and Sources. In: Water Communication and Ships of the Kofun Period. Takatsuki : Kinki insatsu senta-, 2014. Pp. 5–12. (In Japanese)

Report on the Archaeological Excavations of the Sites of Nagahara, Uriwari. Osaka: Osaka Cultural Preservation Association, 1994. 215 p. (In Japanese)

Nakanisy Yasuto. Stone Slabs of Kofun Matsuokayama. Tedzukayama daigaku gendaiseikatsu gakubu kiyo: = Bulletin of the Faculty of Contemporary Life of Tezukayama University. 2006;2:69–74. (In Japanese)

Okorokov A.V. One-tree and Block-one-tree Ships. Istoricheskij zhurnal: nauchnye issledovaniya = Historical Journal: Scientific Research. 2012;1(7):27–40. (In Russ.)

Tabarev A.V. Archaeological Data on the Use and Role of Water Transport in the Earliest Cultures of the Japanese Archipelago. Problemy arheologii, etnografii, antropologii Sibiri i sopre-del’nyh territorij: = Problems of Archaeology, Ethnography, Anthropology of Siberia and Neighboring Territories. 2020;26:244–249. (In Russ.)

Tokunaga Hirohito. Study of Fishing Boats of the Ryukyu Group of Islands. Vocational Education through Local Traditional Crafts. Daiiti ko:ge:daigaku kenkyu: kho:koku = Daiichi Institute of Technology Report. 2019;31:85–92. (In Japanese)

Tonomura site, O:ko:jinnotsuka Mound. Iida: The Board of Education of Iida City Pref. Nagano. 2003. 137 p. (In Japanese)

Fujita S. et al. Study of Wooden Products Found on Kofuns of Tawaramoto Village and Identification of Tree Species. Tavaromoto bunkadzai chyo:sa nempo = Reports on Annual Archaeological Research Village of Tavaromoto. 2007;17:87–112. (In Japanese)

Hasizume Asako. Basic Research of Installed Wooden Objects. Tenri daigaku ko:kogaku, mindzokugaku kenkyu:sitsu kie: = Research of the Laboratory of Archaeology and Ethnography of Tenri University. 2004;8:1–23. (In Japanese)

Hozumi Hiromasa. Boat Shaped Haniva and an Ancient Funeral Rite. Mound No. 1 of the Takarazuka Group. Tokio : Sinsensya, 2017. 94 p. (In Japanese)

Опубликован
2023-10-24
Как цитировать
Гнездилова И. ХАНИВА-ЛОДКИ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ЯПОНСКОГО АРХИПЕЛАГА ПЕРИОДА КОФУН // Теория и практика археологических исследований, 2023. Т. 35, № 3. С. 162-176 DOI: 10.14258/tpai(2023)35(3).-11. URL: http://journal.asu.ru/tpai/article/view/13834.
Раздел
ЗАРУБЕЖНАЯ АРХЕОЛОГИЯ