TUTALSKAYA PISANITSA

  • I. V. Kovtun Institute of human ecology SB RAS Email: ivkovtun@mail.ru
  • I. D. Rusakova Institute of human ecology SB RAS Email: mirnes@mail.ru
Keywords: Tutalskaya pisanitsa, the Low Tom region, initiated elks, sunheaded characters, rostral style, geometric style

Abstract

The Tutalskaya petroglyph site (pisanitsa) rounds out the series of the Low Tom region petroglyph sites spread over 47 km from the Pisanaya village to the Polomoshnoye village of the Yashkino district, the Kemerovo region. The research workers did thorough research of the site in 1906, 1967 and 2005. A number of petroglyphs were also found in the period of 1991–1993. The specific stylistic configurations of the elk representations are the unique characteristics of the site. Narrow croups, elongated, fine necks and porrect gracile, and often «beak shaped» heads of the Tutalskaya elks were meaningful. They can be associated with «flying» deer from the deer stones of the Mongol-Zabaykalsky type being either the prototype ofthis stylistic canon or its Low Tom replica. A number of the elk representations can be dated due to theirspecific ornamentation of the body which also verifies the meaning of these compositions according tothe ethnographic parallels connected with a special rite of the animal initiation and, in this case, replacing  its representation. Special attention is given to the sun headed characters. Their combination with the elk figures is interpreted as symbolization of mythic calendar cycles related to the Mitra cults and their proto- Ugric analogues.

Downloads

Download data is not yet available.

Metrics

Metrics Loading ...

References

АГКМ. ОФ 3116. Алтай. Караван перед выступлением в Кайтанак.

АГКМ. ОФ 3117. Алтай. Алтайцы-проводники Читый и Сата (пункт неизвестен).

АГКМ. ОФ 3119. Алтай. Ночлег в верховьях Чивчигема.

Абаев В.И. К вопросу о прародине и древнейших миграциях индоиранских народов // Древний Восток и античный мир. Сб. статей, посвященный проф. В.И. Авдиеву. М.: Изд-во Московского ун-та, 1972. С. 26–37.

Айхенвальд А.Ю., Петрухин В.Я., Хелимский Е.А. К реконструкции мифологических представлений финно-угорских народов // Балто-славянские исследования. 1981. М: Наука, 1982. С. 162–192.

Алексеенко Е.А. Представления кетов о мире // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера (Вторая половина XIX – начало XX в.). Л.: Наука, 1976. С. 67–105.

Анисимов А.Ф. Религия эвенков в историко-генетическом изучении и проблемы происхождения первобытных верований. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1958. 235 с.

Анучин В.И. Очерк шаманства у енисейских остяков // Сборник Музея Антропологии и Этнографии при Императорской Академии Наук. СПб.: Типография Императорской Академии Наук, 1914. Т. II. 2. 90 с.

Барроу Т. Санскрит. М.: Прогресс, 1976. 411 с.

Бауло А.В. Лось // Мифология манси. Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2001. С. 81–82.

Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А. От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история. 2-е изд. доп. и испр. М.: Мысль, 1983. 206 с.

Василевич Г.М. Древние охотничьи и оленеводческие обряды эвенков // Сборник Музея антропологии и этнографии. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1957. Т. XVII. С. 151–185.

Вильхельм Г. Древний народ хурриты. Очерки истории и культуры. М.: Наука, 1992. 157 с.

Галкина А.А. Николай Яковлевич Овчинников. Алтайский период жизни // Алтайский сборник. Барнаул: Изд-во «Алтай», 1997. Вып. XVIII. С. 147–156.

Гамкрелидзе Т.В., Иванов В.В. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и протокультуры. Тбилиси: Изд-во Тбил. гос. ун-та, 1984. 1328 с.

Гемуев И.Н. Мировоззрение манси: Дом и Космос. Новосибирск: Наука, 1990. 232 с.

Гемуев И.Н. Мир-сусне-хум // Мифология манси. Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2001. С. 89–91.

Гиндин Л.А. Некоторые ареальные характеристики хеттского, I // Этимология. 1970. М.: Наука, 1972. С. 272–321.

Гиоргадзе Г.Г. A. Kammenhuber, Die Arier im Vordern Orient, Heidelburg, 1968, 295 стр. // Вопросы древней истории. 1971. №1. С. 120–123.

Головнев А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург: УрО РАН, 1995. 606 с.

Гондатти Н.Л. Следы язычества у инородцев Северо-Западной Сибири // Из VIII книги Трудов Этнографическаго Отдела Императорскаго Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, состоящаго при Императорском Московском университете. М.: Типография Е.Г. Потапова, Старая Басманная, д. Мараевой, 1888. 91 с.

Григоровский И.П. Предание нарымских инородцев о созвездии «Лось» // Томския губернския ведомости. Часть неофициальная. 5 августа 1882. № 31. С. 464–465.

Дьяконов И.М. Арийцы на Ближнем Востоке: конец мифа (к методике исследования исчезнувших языков) // Вопросы древней истории. 1970. №4. С. 39–63.

Дэвлет М.А. Листы каменной книги Улуг-Хема. Кызыл: Тувинское кн. изд-во, 1990. 120 с.

Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. М.: Наука, 1986. 235 с.

Елизаренкова Т.Я. Аорист в «Ригведе». М.: Издательство восточной литературы, 1960. 152 с.

Иванов Вяч. Вс. Астральные мифы // Мифы народов мира. М.: Российская энциклопедия, 1994. Т. 1. С. 116–118.

Иванов Вяч. Вс. Евразийские эпические мифологические мотивы // Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. 5: Мифология и фольклор. М.: Знак, 2009. С. 49–78.

Иванов Вяч. Вс. Хеттский язык. 2-е изд., испр. и дополн. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 296 с.

Источники по этнографии Западной Сибири. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1987. 284 с.

Кейпер Ф.Б.Я. Небесная бадья // Кейпер Ф.Б.Я. Труды по ведийской мифологии. М.: Наука, 1986. С. 156–162, 183–188.

Ковтун И.В. Петроглифы Висящего Камня и хронология томских писаниц. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1993. 140 с.

Ковтун И.В. Изобразительные традиции эпохи бронзы Центральной и Северо-Западной Азии. Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2001. 184 с.

Ковтун И.В. Сейминско-турбинские древности и индоарии // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2012. №4 (19). С. 53–70.

Ковтун И.В. Предыстория индоарийской мифологии. Кемерово: Азия-Принт, 2013. 702 с.

Ковтун И.В., Русакова И.Д. Новые исследования и ранее неизвестные петроглифы Тутальской писаницы // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2005. Т. XI, ч. I. С. 352–354.

Ковтун И.В., Русакова И.Д., Миклашевич Е.А. Обследование памятников наскального искусства Нижнего Притомья // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2005. Т. XI, часть I. С. 355–358.

Ковтун И.В. Русакова И.Д. Ранний комплекс петроглифов Новоромановской писаницы // Время и культура в археолого-этнографических исследованиях древних и современных обществ Западной Сибири и сопредельных территорий: проблемы интерпретации и реконструкции. Томск: Аграф-Пресс, 2008. С. 344–349.

Кузьмина Е.Е. Откуда пришли индоарии? Материальная культура племен андроновской общности и происхождение индоиранцев. М.: Рос. ин-т культурологии РАН и МК РФ, 1994. 464 с.

Мартынов А.И., Ломтева А.А. О хронологической и культурной принадлежности Новоромановских петроглифов // Современные проблемы изучения петроглифов. Кемерово: Изд. КемГУ; Кем. полиграфком., 1993. С. 192–202.

Мифы, предания, сказки хантов и манси. М.: Наука, 1990. 568 с.

Молданова Т.А. Орнитоморфная символика в фольклоре и верованиях хантов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2004. Выпуск 4 (41). Серия Гуманитарные науки (История, археология, этнология). С. 95–97.

Новикова Н.И. Об иранском влиянии в культуре обских угров // Советская этнография. 1991. №4. С. 29.

Новоженов В.А. Наскальные изображения повозок Средней и Центральной Азии (к проблеме миграции населения степной Евразии в эпоху энеолита и бронзы). Алматы: Аргументы и Факты Казахстан, 1994. 267 с.

Овчинников Н. О «писаных» камнях в Томском уезде // Алтайский сборник. Барнаул: Издание Алтайского Под-Отдела Западно-Сибирскаго Отдела ИМПЕРАТОРСКАГО Русскаго Географическаго Общества. Типо-Литография Главнаго Управления Алтайскаго округа, 1910. С. 1–6, Таб. 1–6.

Окладников А.П. Неолит и бронзовый век Прибайкалья. Историко-археологическое исследование. Ч. I и II. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950. 412 с. (МИА № 18.).

Окладников А.П., Мартынов А.И. Сокровища томских писаниц. Наскальные рисунки эпохи неолита и бронзы. М.: Искусство, 1972. 255 с.

Ошаров М. Тунгусские сказки // Сборник материалов по эвенкийскому (тунгусскому) фольклору. Л.: Изд-во Института народов Севера ЦИК СССР им. П.Г. Смидовича, 1936. Труды по фольклору. Т. I. С. 275–283.

Памятная книжка Томской губернии на 1908 год. Томск: Издание Томской Губернской Типографии, 1908. 82 с.

Памятная книжка Томской губернии на 1912 год. Томск: Издание Томскаго Губернскаго Статистическаго Комитета. Типография Губернскаго управления, 1912. 164 + 52 с.

Панкратова Л.В., Плетнева Л.М. Архитектоника антропо-зооморфных изображений на керамике Кижировского городища // Археолого-этнографические исследования Северной Евразии: от артефактов к прочтению прошлого. К 80-летию Светланы Вячеславовны Студзицкой и Михаила Федоровича Косарева. Томск: Аграф-Пресс, 2012. С. 166–187.

Пежемский В.С. Две легенды ербогаченских эвенков // Сборник материалов по эвенкийскому (тунгусскому) фольклору. Л.: Изд-во Института народов Севера ЦИК СССР им. П.Г. Смидовича, 1936. Труды по фольклору. Т. I. С. 272–275.

Петрухин В.Я. Мифы финно-угров. М.: Астрель; Аст; Транзиткнига, 2005. 463 с.

Полосьмак Н.В., Шумакова Е.В. Очерки семантики кулайского искусства. Новосибирск: Наука, 1991. 92 с.

Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии. Результаты путешествия, исполненнаго в 1879 году по поручению Императорскаго Русскаго Географическаго Общества членом-сотрудником онаго Г.Н. Потаниным. СПб.: Типография В. Киршбаума, в д. М-ва Финансов, на Дворцовой площади, 1883. Выпуск IV. Материалы этнографические, с 26-ью таблицами рисунков. 1026 с.

Ромбандеева Е.И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура (по данным фольклора и обрядов). Сургут: АИИК «Северный дом» и Северо-Сибирское региональное книжное издательство, 1993. 208 с.

Русакова И.Д., Баринова Е.С. Новые петроглифы на Томи // Наскальное искусство Азии. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. Вып. 2. С. 64–77.

Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. Изд-е 2-е. М.: Наука, 1994. 608 с.

Сагалаев А.М. Урало-алтайская мифология: Символ и архетип. Новосибирск: Наука, 1991. 155 с.

Смирнов К.Ф., Кузьмина Е.Е. Происхождение индоиранцев в свете новейших археологических открытий. М.: Наука, 1977. 82 с.

Тишкина Т.В. Археологические исследования на Алтае (1860–1930-е гг.). Барнаул: Азбука, 2010. 288 с.

Топоров В.Н. Об иранском влиянии в мифологии народов Сибири и Центральной Азии (1-2) // Кавказ и Средняя Азия в древности и средневековье (история и культура). М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1981. С. 146–162.

Топоров В.Н. Лось // Мифы народов мира. М.: Российская энциклопедия, 1994. Т. 2. С. 69–70.

Топоров В.Н. Митра // Мифы народов мира. М.: Российская энциклопедия, 1994а. Т. 2. С. 154–157.

Хелимский Е.А. Южные соседи финно-угров: иранцы или исчезнувшая ветвь ариев («арии-андроновцы»)? // Компаративистика, уралистика: Лекции и статьи. М.: Языки славянской культуры, 2000. С. 502–510.

Чайлд Г. Арийцы. Основатели европейской цивилизации. М.: ЗАО Центрполиграф, 2009. 269 с.

Чаттерджи С.К. Введение в индоарийское языкознание. Восемь лекций, прочитанных в 1940 г. в Гуджаратском обществе родного языка (Ахмадабад). М.: Наука, 1977. 256 с.

Чернецов В.Н. Наскальные изображения Урала. Ч. 2. // САИ. М.: Наука, 1971. В4-12 (2). 120 с., илл.

Широкогоров С.М. Опыт исследования основ шаманства у Тунгусов // Ученые записки историко-филологического факультета в г. Владивостоке. Владивосток: Типография Областной Земской Управы, 1919. Т. I. С. 47–108.

Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза. Киев: «София», 2000. 480 с.

Эрман В.Г. Очерк истории ведийской литературы. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1980. 231 с.

Bryant E. The Qurst for the Origins of Vedic Culture. The Indo-Aryan Migration Debate. Oxford: University Press, 2001. 387 p.

Lamberg-Karlovsky C.C. Archaeology and Language. The Indo-Iranians // Current Anthropology. February 2002. Vol. 43. N. 1. P. 63–88.

How to Cite
Kovtun I. V., Rusakova I. D. TUTALSKAYA PISANITSA // THEORY AND PRACTICE OF ARCHAEOLOGICAL RESEARCH, 1. Vol. 7, № 1. P. 5-32 DOI: 10.14258/tpai(2013)1(7).-01. URL: http://journal.asu.ru/tpai/article/view/%287%29.-01.
Section
MATERIAL ANALYSIS IN ARCHAEOLOGY