Художественный метод Сигизмунда Кржижановского и Михаила Булгакова: к постановке проблемы.
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению художественных установок и становлению художественного метода С.Д. Кржижановского и М.А. Булгакова в 1920-1930-е гг. Они формировались в общем для двух писателей контексте – историческом и культурном. Художественный метод Кржижановского и Булгакова может быть определен как фантастический реализм, граничащий с модернистским экспериментализмом в области жанров и мифопоэтики. Художественный мир текстов Сигизмунда Кржижановского и Михаила Булгакова, в котором пространство глубочайших философских прозрений граничит с театральным пространством буффонады, является миром творения новых мифов – мифов нового социального пространства и времени. В качестве материала исследования выступают публицистические и художественные тексты С.Д. Кржижановского и М.А. Булгакова, а также дневниковые записи и воспоминания о них, написанные их современниками. Актуальность исследования заключается в необходимости осмысления специфики художественного метода двух писателей-модернистов начала ХХ века с точки зрения наиболее активно использующейся на сегодняшний день литературоведческой методологии в рамках семиотики, мифопоэтики и лингвокультурологии.
Скачивания
Metrics
Литература
Библиографический список
Белобровцева И. Услышанный мир: о «фоносфере» Сигизмунда Кржижановского. Электронный ресурс https://sites.utoronto.ca/tsq/14/belobrovceva14.shtml
Белобровцева И., Кульюс С. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Комментарий. М., 2007.
Джулиани Р. Булгаков и герои «Мастера и Маргариты» в зеркале меланхолии // Роман Булгакова «Мастер и Маргарита»: диалог с современностью: коллективная монография. СПб., 2020. С. 137-149.
Джулиани Р. Жанры русского народного театра и роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // М. А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени: сб. статей. М., 1988. С. 312–333.
Капрусова М.Н. Мотив разрушения / нарушения нормы в жилище в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» // Acta Eruditorum. 2020. № 1. С. 120-124.
Карпухина В.Н. Семиотика пространства в переводах текстов М.А. Булгакова и С.Д. Кржижановского на английский язык // Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: диалог с современностью: коллективная монография. СПб., 2020. С. 218-230.
Колышева Е.Ю. Пространство «вечного дома» в истории текста романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. 2021. № 1. С. 107-118.
Ливская Е.В. Философско-эстетические искания в прозе С.Д. Кржижановского: дисс. … канд. филол. наук. М., 2009. 219 с.
Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2000.
Лунина И.В. Художественный мир новелл С.Д. Кржижановского: человек, пространство, коммуникация: дисс. … канд. филол. наук. Красноярск, 2009.
Мансков А.А. Зрение и слух в художественном мире С.Д. Кржижановского // Сибирский филологический журнал. 2022. № 1. С. 63-72.
Мансков А.А. Процесс психического омертвления персонажа в новелле С.Д. Кржижановского «Автобиография трупа» // Сибирский филологический форум. 2024. № 3 (28). С. 70-81.
Мансков А.А. С. Кржижановский и В. Брюсов: особенности художественного диалога // Языки и литература в поликультурном пространстве. Барнаул, 2023. С. 85-91.
Моисеева Е.Е. Художественный мир прозы С. Д. Кржижановского: автореферат дис. … канд. филол. наук. Екатеринбург, 2002.
Петровский М. Михаил Булгаков и Владимир Маяковский // М. А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени: сб. статей. М., 1988. С. 369-391.
Топоров В. Н. «Минус»-пространство Сигизмунда Кржижановского // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. М., 1995. С. 476–574.
Чудакова М. О. Жизнеописание Михаила Булгакова. М., 1988.
Яблоков Е. А. Западно-восточный дурак: Смысловая гибридность в комедиях А. Платонова и С. Кржижановского // Гибридные формы в славянских культурах. М., 2014.
Яблоков Е. А. Мотивы прозы Михаила Булгакова. М., 1997.
Haber E. C. Mikhail Bulgakov: The Early Years. Cambridge, Mass.; London, England, 1998.
Ingold F. P. Der Augenblick der Wortlosigkeit. Eine Meistererzählung von Sigismund Krzyzanowski. Электронный ресурс https://www.nzz.ch/feuilleton/buecher/der-augenblick-der-wortlosigkeit-1.18696273
Karpukhina V.N. Mikhail Bulgakov’s Satire: Zoomorphic Semiotic Codes // Языки и литература в поликультурном пространстве. Барнаул, 2023. С. 71-76.
Russell R. The Modernist Tradition // The Cambridge Companion to the Classic Russian Novel / Ed. by Malcolm V. Jones, Robin Feuer Miller. Cambridge, 1998. P. 210-232.
Weeks L. D. Houses, Homes, and the Rhetoric of Inner Space in Mikhail Bulgakov // The Master and Margarita: A Critical Companion / Ed. by Laura D. Weeks. Evanston (Ill.), 1996. P. 143-163.
Список источников
Булгаков М. А. Мастер и Маргарита. Барнаул, 1989.
Булгаков М. Дневник. Письма. 1914-1940. М., 1997.
Булгаков М.А. Собрание сочинений в 5-ти т. Т. 2. Дьяволиада; Роковые яйца; Собачье сердце; Рассказы; Фельетоны. М., 1989.
Булгаков М.А. Собрание сочинений. В 5-ти т. Т. 3. Пьесы. М., 1990.
Дневник Елены Булгаковой. М., 1990.
Кржижановский С. Квадратурин. Электронный ресурс http://az.lib.ru/k/krzhizhanowskij_s_d/text_0090.shtml
Кржижановский С. Возвращение Мюнхгаузена. Повести. Новеллы. Воспоминания о Кржижановском. Л., 1990.
Кржижановский С. Воспоминания о будущем. Избранное из неизданного. М., 1989.
Кржижановский С.Д. Сказки для вундеркиндов: Повести, рассказы. М., 1991.
Кржижановский С.Д. Сочинения: в 6 т. Т.1. СПб., 2001.
Кржижановский С.Д. Сочинения: в 6 т. Т. 5. СПб., 2006.
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.

