Качество условий оказания услуг в учреждениях социального обслуживания как фактор обеспечения социального благополучия населения региона (по результатам исследований в период 2018–2024 гг. в домах-интернатах общего типа Алтайского края)
Основное содержание статьи
Аннотация
В данной статье представлены результаты исследования качества условий оказания услуг в домах-интернатах общего типа для престарелых и инвалидов Алтайского края, проведенного в мае - ноябре 2021, 2018 гг., марте – ноябре 2024 г. В качестве предмета исследования выступает оценка качества условий оказания услуг в домах - интернатах общего типа для престарелых и инвалидов в Алтайском крае. Цель исследования -проведение оценки качества условий оказания услуг, выявление динамики, произошедших изменений и разработка рекомендаций по улучшению качества в домах - интернатах для престарелых и инвалидов общего типа Алтайского края (далее по тексту статьи ДИдПиИ).
Актуальность исследования связана с законодательно закрепленным в Федеральном законе № 442-ФЗ в статье 23.1 требованием о проведении независимой оценки качества условий оказания услуг учреждениями социального обслуживания населения (далее по тексту статьи НОК), с определением сроков не чаще чем один раз в год и не реже чем один раз в три года, в отношении одной и той же организации. В Алтайском крае независимая оценка качества условий оказания услуг в системе учреждений социального обслуживания реализуется на постоянной основе с 2015 года.
В качестве основных методов, используемых при проведении НОК в 2018, 2021, 2024 гг. можно назвать: анализ официальных сайтов в сети интернет; экспертное наблюдение условий в организации; опрос получателей (в форме интервью); тестирование функционирования дистанционных способов взаимодействия с получателями (e-mail, телефон, формы обратной связи на сайте организации, в формате «контрольной закупки»).
В статье рассмотрены теоретические основы исследования качества условий оказания услуг: определено понятие «качество»; выделены подходы к определению сущности качества услуг, основанные на оценках потребителей; перечислены основные факторы, влияющие на качество услуг. Представлены основные результаты и выявленные изменения в 2018, 2021, 2024 гг.
Результаты НОК позволяют измерить качество условий оказания услуг на трех уровнях: 1) конкретной организации, 2) определенного типа организации (типы стационарных учреждений в Алтайском крае: дом - интернат для престарелых инвалидов общего (специализированного) типа или малой вместимости, психоневрологический интернат); 3) общего рейтинга организаций социального обслуживания в регионе. Значимость исследования связана с применением полученных результатов НОК для построения реальной картины качества условий оказания услуг в учреждениях социальной сферы, с целью определения учредителем «проблемных зон» при принятии управленческих решений, планировании финансирования, а также как помощь получателям при выборе учреждения.
Скачивания
Metrics
Детали статьи

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Authors retain the copyright of their manuscripts, and all Open Access articles are distributed under the terms of the Creative Commons Attribution License, which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided that the original work is properly cited.
Литература
Азгальдов Г. Г., Костин А. В. Квалиметрия и метрология: вопросы идентификации // Мир измерений. 2010. №1. URL: https://ria-stk.ru/mi/adetail.php?ID=36773 (дата обращения 10.01.2025)
Бойцов Б. В., Головин Д. Л., Громов В.Ф. Кафедра 104 «Технологическое проектирование и управление качеством» Московского авиационного института: 80 лет / Под ред. профессора Б.В. Бойцова. М.: Академия исторических наук, 2011. Т. 2. 800 с.
Владимирцев А.В., Марцынковский О. А., Шеханов Ю. Ф. Системы менеджмента качества и процессный подход // quality.eup.ru: ежедн. Интернет-изд. 2001. URL: https://quality.eup.ru/DOCUM3/smk_process.htm (дата обращения 10.01.2025)
Гличев А.В. Основы управления качеством продукции. М.: РИО «Стандарты и качество», 2001. 418 с.
Гневко В. А., Рохчин В. Е. Условия устойчивости развития региона как сложной хозяйственной системы // Российское предпринимательство. 2005. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-ustoychivosti-razvitiya-regiona-kak-slozhnoy-hozyaystvennoy-sistemy (дата обращения: 10.01.2025)
Гуслякова Л. Г., Говорухина Г. В., Григорьев С. И. Виталистская модель социальной работы как основа обеспечения качества жизни населения // Уровень жизни населения регионов России. 2013. № 3 (181). С. 78-80.
Калинина Ю. А., Гуслякова Л. Г. (2010). Исследование стандартизации социального обслуживания: проблемы, перспективы реализации на региональном уровне // The Journal of Social Policy Studies, 4(3), 349-366. извлечено от https://jsps.hse.ru/article/view/3702 (дата обращения: 10.01.2025)
Лига М. Б., Гуслякова Л. Г. Щеткина И. А., Захарова Е. Ю. Модели качества жизни. М.: РУСАКИ, 2013. 167 с.
Максимова С. Г., Ноянзина О. Е., Максимова М. М., Щеглова Д. К. Социально-экономические факторы, определяющие качество жизни лиц пожилого и старческого возраста // Вестник АГАУ. 2015. №6 (128). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-ekonomicheskie-faktory-opredelyayuschie-kachestvo-zhizni-lits-pozhilogo-i-starcheskogo-vozrasta (дата обращения: 10.01.2025).
Оценка эффективности деятельности учреждений социальной поддержки населения / Под ред. П.В. Романова и Е.Р. Ярской-Смирновой. - М.: Московский общественный научный фонд; Центр социальной политики и гендерных исследований, 2007. Серия «Научные доклады: независимый экономический анализ». 234 с.
Петрова С.А., Григорьянц Г.Н., Ясинская И.А., Алексенцева Ю.А. Независимая оценка качества услуг как инструмент анализа достижения национальных целей развития // Социально-трудовые исследования. 2021. №3 (44). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nezavisimaya-otsenka-kachestva-uslug-kak-instrument-analiza-dostizheniya-natsionalnyh-tseley-razvitiya (дата обращения: 10.01.2025)
Смирнов В. М., Башарина (Сунцова) С. М., Башарина А. А. Особенности рынка оказания услуг в сфере социального обслуживания и проблемы оценки их качества // Социально-политические науки. 2023. Т. 13. № 6. С. 130-139. DOI: 10.33693/2223-0092-2023-13-6-130-139. EDN: BKKPDG
Субетто А. И. Квалиметрия: монография. СПб.: изд-во «Астерион», 2002. 288 с.
Топчий Л. В. Методика оценки эффективности социальных услуг и других видов социальной поддержки. Нижний Новгород, 2006. 144 с.
References
Azgal'dov, G. G. (1981). Razrabotka teoreticheskikh osnov kvalimetrii [Development of theoretical foundations of qualimetry] (Doctoral dissertation). Moscow, Russia. (In Russ.).
Azgal'dov, G. G., & Kostin, A. V. (2010). Kvalimetriya i metrologiya: voprosy identifikatsii [Qualimetry and metrology: Issues of identification]. Mir Izmereniy, 1. https://ria-stk.ru/mi/adetail.php?ID=36773. (In Russ.).
Boytsov, B. V., Golovin, D. L., & Gromov, V. F. (Eds.). (2011). Kafedra 104 «Tekhnologicheskoe proektirovanie i upravlenie kachestvom» Moskovskogo aviatsionnogo instituta: 80 let [Department 104 "Technological design and quality management" of the Moscow Aviation Institute: 80 years] (Vol. 2). Moscow, Russia: Akademiya Istoricheskikh Nauk. (In Russ.).
Vladimirtsev, A. V., Martsynkovskiy, O. A., & Shekhanov, Yu. F. (2001). Sistemy menedzhmenta kachestva i protsessnyy podkhod [Quality management systems and the process approach]. quality.eup.ru. https://quality.eup.ru/DOCUM3/smk_process.htm. (In Russ.).
Glichev, A. V. (2001). Osnovy upravleniya kachestvom produktsii [Fundamentals of product quality management]. Moscow, Russia: RIO "Standarty i Kachestvo". (In Russ.).
Gnevko, V. A., & Rokhchin, V. E. (2005). Usloviya ustoichivosti razvitiya regiona kak slozhnoy khozyaystvennoy sistemy [Conditions for the sustainable development of a region as a complex economic system]. Rossiyskoe Predprinimatel'stvo, 12. https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-ustoychivosti-razvitiya-regiona-kak-slozhnoy-hozyaystvennoy-sistemy. (In Russ.).
Guslyakova, L. G., Govorukhina, G. V., & Grigor'ev, S. I. (2013). Vitalistskaya model' sotsial'noy raboty kak osnova obespecheniya kachestva zhizni naseleniya [The vitalistic model of social work as a basis for ensuring the quality of life of the population]. Uroven' Zhizni Naseleniya Regionov Rossii, 3(181), 78-80. (In Russ.).
Kalinina, Yu. A., & Guslyakova, L. G. (2010). Issledovanie standartizatsii sotsial'nogo obsluzhivaniya: problemy, perspektivy realizatsii na regional'nom urovne [Research on the standardization of social services: Problems and prospects for implementation at the regional level]. The Journal of Social Policy Studies, 4(3), 349-366. https://jsps.hse.ru/article/view/3702. (In Russ.).
Liga, M. B., Guslyakova, L. G., Shchetkina, I. A., & Zakharova, E. Yu. (2013). Modeli kachestva zhizni [Models of quality of life]. Moscow, Russia: RUSAKI. (In Russ.).
Maksimova, S. G., Noyanzina, O. E., Maksimova, M. M., & Shcheglova, D. K. (2015). Sotsial'no-ekonomicheskie faktory, opredelyayushchie kachestvo zhizni lits pozhilogo i starsheskogo vozrasta [Socio-economic factors determining the quality of life of elderly and senile people]. Vestnik AGU, 6(128). https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-ekonomicheskie-faktory-opredelyayuschie-kachestvo-zhizni-lits-pozhilogo-i-starcheskogo-vozrasta. (In Russ.).
Romanov, P. V., & Yarskaya-Smirnova, E. R. (Eds.). (2007). Otsenka effektivnosti deyatel'nosti uchrezhdeniy sotsial'noy podderzhki naseleniya [Evaluation of the effectiveness of social support institutions]. Moscow, Russia: Moskovskiy Obshchestvennyy Nauchnyy Fond; Tsentr Sotsial'noy Politiki i Gendernykh Issledovaniy. (In Russ.).
Petrova, S. A., Grigor'yants, G. N., Yasinskaya, I. A., & Aleksentseva, Yu. A. (2021). Nezavisimaya otsenka kachestva uslug kak instrument analiza dostizheniya natsional'nykh tseley razvitiya [Independent assessment of the quality of services as a tool for analyzing the achievement of national development goals]. Sotsial'no-Trudovye Issledovaniya, 3(44). https://cyberleninka.ru/article/n/nezavisimaya-otsenka-kachestva-uslug-kak-instrument-analiza-dostizheniya-natsionalnyh-tseley-razvitiya. (In Russ.).
Smirnov, V. M., Basharina (Suntsova), S. M., & Basharina, A. A. (2023). Osobennosti rynka okazaniya uslug v sfere sotsial'nogo obsluzhivaniya i problemy otsenki ikh kachestva [Features of the market for social services and problems of assessing their quality]. Sotsial'no-Politicheskie Nauki, 13(6), 130-139. https://doi.org/10.33693/2223-0092-2023-13-6-130-139 (In Russ.).
Subetto, A. I. (2002). Kvalimetriya [Qualimetry]. St. Petersburg, Russia: Asterion. (In Russ.).
Topchiy, L. V. (2006). Metodika otsenki effektivnosti sotsial'nykh uslug i drugikh vidov sotsial'noy podderzhki [Methods for assessing the effectiveness of social services and other types of social support]. Nizhny Novgorod, Russia. (In Russ.).