Образовательно-карьерные траектории в современных условиях: социологический анализ

Основное содержание статьи

Виктория Сергеевна Новикова Email: v1ctorr1a@mail.ru
Светлана Геннадьевна Максимова Email: svet-maximova@yandex.ru

Аннотация

Статья посвящена анализу различий образовательно-карьерных траекторий представителей разных поколений. За основу разделения по поколениям взята теория Н. Хоу и У. Штрауса, а также В.В. Радаева. Под образовательно-карьерной траекторией понимается последовательность мотивированных жизненных выборов индивида в рамках образовательных и профессиональных институтов, влияющих на социально-трудовой статус индивида, опосредованных использованием своих возможностей и способностей. В статье проанализированы дискурсы современной социологии, которые находят отражение в состоянии нынешнего рынка труда в связи с высокими темпами технологизации и автоматизации. Проанализированы подходы Дж. Рифкина, А. Турена и О. Тоффлера. Так, рынок труда становится всё более динамичным и гибким, а возможности для профессионального роста и самореализации расширяются. Это актуализирует исследование новых стратегий накопления профессионального капитала личности, мотивов образовательных выборов молодого поколения и их отношения к карьере. На основе авторского исследования методом глубинного полуформализированного биографического интервью выявлены факторы образовательно-карьерных траекторий представителей трех возрастных групп: до 2003 г.р. (поколение Z), 1989-1998 г.р. (поколение Y), 1969-1979 г.р. (поколение X). Выявлено, что молодое поколение склонно к частой смене работодателя, совмещению нескольких деятельностей одновременно, выбору образовательных курсов и стажировок с целью накопления профессиональных навыков и низкому горизонту планирования карьеры. В то время как старшее поколение ориентировано на более стабильные формы карьерной траектории, выбору высшего образования в качестве доминирующего. К общими для всех исследуемых поколений факторов, влияющих на смену вектора образовательно-карьерной траектории, можно отнести: склонность обучающегося в школе к интересующим предметам, поддержка родительской семьи, удовлетворенность полученным\получаемым образованием, установление слабых связей в процессе обучения, наличие целей и мотивов к профессиональной деятельности, материальное положение, пол. Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных данных в сфере проектирования образовательных программ, HR, консалтинга, карьерного консультирования.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Новикова, В. С., & Максимова, С. Г. (2025). Образовательно-карьерные траектории в современных условиях: социологический анализ. Society and Security Insights, 8(1), 55-70. https://doi.org/10.14258/SSI(2025)1-04
Раздел
ИНТЕГРАЦИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ В СТРАНАХ АЗИАТСКОГО РЕГИОНА
Биографии авторов

Виктория Сергеевна Новикова, Российский биотехнологический университет, Москва, Россия

аспирант кафедры социально-гуманитарных дисциплин, Российский биотехнологический университет, г. Москва, Россия.

Светлана Геннадьевна Максимова, Российский биотехнологический университет, Москва, Россия; Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия

д-р социол. наук, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин, Российский биотехнологический университет, г. Москва, Россия.

Литература

Базаров Т.Ю., Еремина Б.Л. Управление персоналом. Москва: ЮНИТИ, 2002. 560 с.

Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. 2002. №5. С. 60-74.

Гаврилова. Е. А. Психодиагностическая методика «Тип и уровень профессиональной самореализации»: разработка, описание и психометрия // Вестник ТвГУ. Серия: Педагогика и психология, 2015. №3. С. 19-34.

Дятлов С.А. Теория человеческого капитала. Санкт-Петербург: СПбУЭФ, 1996. 141 с.

Ибарра Э. Обретая Я. Неординарные стратегии, изменяющие карьеру [пер. с англ. Ирины Матвеевой].
Санкт-Петербург: Стокгольм. шк. экономики в Санкт-Петербурге, 2005. - 237 с.

Караткевич С.Г. Методы формирования и оценки человеческого капитала социотехнических систем // Вопросы экономики и права. 2011. № 7. C. 54-58.

Кибанов А. Я., Дуркова И. Б. Управление персоналом организации. Стратегия, маркетинг, интернационализация. Москва: Инфра-М. 2011. 312 с.

Лёвкин В. Е., Лёвкина А. О., Доценко Е. Л., Волосникова Л. М. Смысл образования: развитие или оказание услуг? // Образование и наука. 2020. №4. С. 9-42.

Маклакова Е.А. Человеческий капитал: понятие, оценка, учет // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2010, № 1. С. 56-69.

Михайлова Г.Б. Понятие карьеры в психологической науке. Психологические проблемы профессиональной деятельности кадров государственной службы / под ред. О.М. Смирновой. М.: НИТИ, 1997. 400 c.

Новикова В. С. Теоретико-методологические подходы к исследованию поколений: сравнительный анализ // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2024. №4. С. 128-143.

Переселкова З. Ю. Фриланс как вид трудовой занятости на российском рынке труда: социологический анализ // Социология. 2024. №7. С. 89-92.

Полякова Н.Л. Образ современных обществ в социологической теории конца ХХ - начала XXI в // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2009. №2. С. 128-143.

Сорокин П. Социальная и культурная мобильность // Человек, цивилизация, общество. М.: Изд-во политической литературы, 1992. С.297-307.

Стэндинг Г. Прекариат: новый опасный класс. – Москва: Ад Маргинем Пресс. 2014. 326 с.

Тоффлер Э. Третья волна, 1980. Москва: АСТ. 2010. 784 с.

Урри Дж. Мобильности. Москва: Праксис, 2012. 576 с.

Хоффман Р. Жизнь как стартап: Строй карьеру по законам Кремниевой долины. Москва: Альпина Паблишер, 2013. 237 с.

Becker G. S. Investment in Human Capital: A Theoretical Analysis // The Journal of Political Economy. 1962. Vol. 70 no. 5. P. 9–49.

Chudzikowski K., Mayrhofer W. In search of the blue flower? Grand social theories and career research: The case of Bourdieu’s theory of practice // Human Relations. 2011. Vol. 64. no. 1. P. 19–36.

Goldthorpe J.H. On the Service Class, its Formation and Future // Social Class and the Division of Labour. Cambridge: Cambridge University Press. 1982. P. 162–185.

Hall D. T. Careers In and Out of Organizations. Thousand Oaks, Calif. : Sage. 2002. 345 p.
Rifkin J. The End of Work. The decline of the global labor force and the dawn of the post-market era. N.Y., 1996. 350 p.

Touraine A. The Post-Industrial Society. Tomorrow's social history: classes, conflicts and culture in the programmed society N.Y.: Random House. 1971. 244 p.

REFERENCES

Bazarov, T.YU., Eremina, B.L. (2002). Personnel management: A textbook for universities. Moscow: YUNITI. (In Russ.).

Bourdieu, P. (2002). Form of capital. Ekonomicheskaya Sociologiya, 3(5), 60-74. (In Russ.).

Gavrilova, E.A. (2015). Diagnostics instruments "type and level of professional self-realization": development, description and psychometrics. Vestnik TvGU. Seriya: Pedagogika i Psihologiya, 8(3), 19-34. (In Russ.).

Dyatlov, S.A. (1996). Theory of human capital. St. Petersburg: SPbUEF. (In Russ.)

Ibarra, H. (2005). The theory of human Capital is acquired by I. Extraordinary career-changing strategies. St. Petersburg: Stokgol'm. shk. ekonomiki v Sankt-Peterburge. (In Russ.).

Karatkevich, S.G. (2011). Methods of formation and assessment of human capital of sociotechnical systems. Voprosy Ekonomiki i Prava, 7, 54-58. (In Russ.).

Kibanov, A. Ya., Durkova, I. B. (2011). Personnel management of the organization. Strategy, marketing, internationalization. Moscow: Infra-M. (In Russ.).

Ljovkin, V. E., Ljovkina, A. O., Docenko, E. L., Volosnikova, L. M. (2020). The idea of education: Development or service delivery? The Education and Science Journal, 4(22), 9–42. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-4-9-42 (In Russ.).

Maklakova, E.A. (2010). Human capital: concept, assessment, accounting. Vestnik Leningradskogo Gosudarstvennogo Universiteta im. A.S. Pushkina, 1(1), 56-69. (In Russ.).

Mikhailova, G.B. (1997). The concept of a career in psychological science. Psychological problems of professional activity of civil service personnel. Moscow: NITI. (In Russ.).

Novikova, V.S. (2024). Theoretical and methodological approaches to the study of generations: a comparative analysis. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta, 16(4), 128-143. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2024-16-4-128-143 (In Russ.).

Pereselkova, Z.Yu (2024). Freelancing as a type of employment in the Russian labor market: sociological analysis. Sociology, 7, 89-92. (In Russ.).

Polyakova, N.L. (2009). The image of modern societies in the sociological theory of the late twentieth and early Twenty-first centuries. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seriya 18. Sociologiya i Politologiya, 2, 128-143. (In Russ.).

Sorokin, P. (1992). Social and cultural mobility. CHelovek, Civilizaciya, Obshchestvo. M.: Izd-vo politicheskoj literatury, 297-307. (In Russ.).

Standing, G. (2014). The Precariat: a new dangerous class. Moscow: Ad Marginem Press. (In Russ.).

Toffler, E. (1980). The Third Wave, 1980. Moscow: AST. (In Russ.).

Urry, J. (2012). Mobility. Moscow: Praxis, 2012. (In Russ.).

Hoffman, R. (2013). Life as a startup: Build a career according to the laws of Silicon Valley. Moscow: Alpina Publisher. (In Russ.).

Becker, G. S. (1962). Investment in Human Capital: A Theoretical Analysis. The Journal of Political Economy, 70(5), 9–49.

Chudzikowski, K., Mayrhofer, W. (2011). In search of the blue flower? Grand social theories and career research: The case of Bourdieu’s theory of practice. Human Relations, 2011, 64(1), 19–36.

Goldthorpe, J.H. (1982). On the Service Class, its Formation and Future. Social Class and the Division of Labour. Cambridge: Cambridge University Press, 162–185.

Hall, D. T. (2002). Careers In and Out of Organizations. Thousand Oaks, Calif.: Sage.

Rifkin, J. (1996). The End of Work. The decline of the global labor force and the dawn of the post-market era. N.Y.

Touraine, A. (1971). The Post-Industrial Society. Tomorrow's social history: classes, conflicts and culture in the programmed society. N.Y.: Random House.