Густав Климт и Эгон Шиле в новейшей русской поэзии
Аннотация
Ведущие австрийские художники первой четверти ХХ века Густав Климт и Эгон Шиле не привлекали внимания русских писателей до 1990-х годов (вопреки огромной литературной укорененности самих этих художников), когда развитие литературы русского постмодернизма способствовало вниманию к их экспериментам, полистилистике, культурной символике и эстетизму. В статье доказывается, что хотя наследие этих художников было адаптировано под эстетический проект русского постмодернизма, поэтические высказывания о них раскрывали те аспекты их творчества, которые неочевидны простому зрителю. Прежде всего, в поэзии 1990-х и начале 2000-х (Александр Уланов, Александр Скидан, Ирина Машинская, Полина Барскова, Елена Фанайлова) было убедительно показано, что экспрессионизм Шиле прямо следует из символизма Климта, что эстетика Климта уже содержит в себе эстетику Шиле, а манера Шиле сохраняет в себе достижения Климта. Далее, была показана связь этих художников с достижениями тогдашней физики и с культурной и политической атмосферой ХХ века. Наконец, было показано, что достижения этих художников противостояли нацизму, потому что Климт и Шиле показали недопустимость любых форм угнетения. Вне зависимости от частных мыслей или композиций Климта и Шиле, эти идеи передает сама форма их произведений и подход к стилю: семантизация материала и умение давать слово изображенным персонажам. Отдельные приемы выразительности обоих художников были истолкованы как вспомогательные для их гуманистических идей, что следует признать вкладом поэзии в искусствоведении.
Скачивания
Metrics
Литература
Гаспаров М. Л. Антиномичность поэтики русского модернизма // Избранные статьи. М., 1995.
Жеребин А. Абсолютная реальность: «Молодая Вена» и русская литература. М., 2017.
Липовецкий М. Н. Русский постмодернизм: Очерки исторической поэтики. Екатеринбург, 1997.
Цветков Ю.Л. Интеграция и самоидентификация венского модернизма // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. № 1
Список источников
Барскова П. Арии. Санкт-Петербург, 2001.
Машинская И. Простые времена. Tenafly, 2000.
Риздвенко Т. Для Рождества, для букваря. М., 2002.
Скидан А. В повторном чтении. Москва, 1998.
Уланов А. Между мы. Москва, 2006.
Фанайлова Е. С особым цинизмом. Москва, 2000.
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.